Тормозные блоки Транспневматика

При автоматическом пневматическом или электропневматическом торможении блоки тормозные дискового тормоза, через рычаги клещевых механизмов и тормозные накладки, передают усилие давления поступающего в их цилиндры сжатого воздуха к тормозным дискам, уставленным на оси колесной пары или на цельнокатаном колесе, для создания на их поверхности силы трения. При отсутствии давления сжатого воздуха в цилиндрах стояночного тормоза, за счет усилия пружин, на каждой колесной паре автоматически приводится в действие стояночный тормоз.

В данной публикации рассмотрены так же:

тормозных блоков ОАО “Транспневматика”.

На каждой колесной паре моторного вагона установлено по два тормозных блока (типа 780.00.00.000 и 780.00.00.000-01). Тормозной блок типа 780.00.00.000 оборудован устройством стояночного пружинного тормоза (рисунок 1).

Расположение тормозных блоков на оси колесной пары моторного вагона

Рисунок 1 – Расположение тормозных блоков на оси колесной пары моторного вагона: 1 – рама моторной тележки; 2 – цельнокатаный колесный центр с тормозными дисками; 3 – ось колесной пары; 4 – тормозной блок 780.00.00.000-01; 5 – тормозной блок 780.00.00.000; 6 – рукоятка троса управления; 7 – трос управления.

На каждой колесной паре немоторного вагона установлено по три тормозных блока (один типа 780.00.00.000-05 и два типа 780.00.00.000-06). Тормозной блок типа 780.00.00.000-05 оборудован устройством стояночного пружинного тормоза (рисунок 2).

Расположение тормозных блоков на оси колесной пары немоторного вагона

Рисунок 2 – Расположение тормозных блоков на оси колесной пары немоторного вагона: 1 – рама тележки немоторного вагона; 2 – колесная пара; 3 – тормозные диски; 4 – тормозной блок 780.00.00.000-06; 5 – тормозной блок 780.00.00.000-05; 6 – рукоятка троса управления; 7 – трос управления

Основные технические данные тормозных блоков приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные технические данные тормозных блоков

Наименование

параметра

Значение
Моторный вагон Немоторный вагон
Тип блока 780.00.00.000-05 780.00.00.000-06 780.00.00.000 780.00.00.000-01
Наличие стояночного тормоза имеется нет имеется нет
Усилие нажатия одной тормозной накладки, не менее, кН:

  • служебное торможение;
  • стояночный тормоз.
22,6
17,2
22,6 17,5
13,6
17,5
Диаметр цилиндра служебного торможения, мм 140
Диаметр цилиндра стояночного тормоза, мм 140 140
Масса (без тормозных накладок), кг 107 91 112 92
Тип тормозных накладок 140-87-01 (140-87-01R и 140-87-01L) или их аналоги
Г абаритные размеры, мм 484x325x473 463x325x437 580x323x460 560x323x423,5
Расстояниемеждунакладками, не менее, мм 188
Примечание. Указано усилие нажатия тормозных накладок при служебном торможении при давлении сжатого воздуха в цилиндрах автоматического тормоза не менее (0,3 8 ±0,01) МПа ((3,8 ± 1,01) кгс/см2)

Устройство

Тормозные блоки 780.00.00.000-01 и 780.00.00.000-06 состоят из корпуса, который через ось и подвес крепится к кронштейну рамы тележки (рисунок 9.3). Шарнирное соединение подвеса и корпуса компенсирует боковые перемещения рамы тележки относительно колесной пары, возникающие при движении состава.

Тормозной блок без стояночного пружинного тормоза 780.00.00.000-01

Рисунок 3 – Тормозной блок без стояночного пружинного тормоза 780.00.00.000-01: 1 – корпус; 2 – цилиндр автоматического тормоза; 3 – автоматический регулятор; 4 – штуцер подачи сжатого воздуха; 5 – подвес крепления; 6 – башмаки тормозных накладок; 7 – тормозные накладки; 8 – ось подвеса; 9 – нажимная штанга; 10 – Н-образный рычаг клещевого механизма; 11 – рычаг; 12 – тяга; 13 – кронштейн корпуса.

Тормозной блок без стояночного пружинного тормоза 780.00.00.000-01, устанавливаемый на немоторных тележках, отличается от тормозного блока без стояночного пружинного тормоза 780.00.00.000-06, устанавливаемого на моторных тележках меньшим размером и формой подвеса крепления к кронштейну рамы тележки (рисунок 4).

Тормозной блок без стояночного пружинного тормоза 780.00.00.000-06

Рисунок 4 – Тормозной блок без стояночного пружинного тормоза 780.00.00.000-06: 1 – корпус; 2 – цилиндр автоматического тормоза; 3 – автоматический регулятор; 4 – штуцер подачи сжатого воздуха; 5 – подвес крепления; 6 – башмаки тормозных накладок; 7 – тормозные накладки; 8 – ось подвеса; 9 – нажимная штанга; 10 – Н-образный рычаг клещевого механизма; 11 – рычаг; 12 – планка; 13 – кронштейн корпуса.

На корпусе тормозного блока установлен цилиндр автоматического торможения с поршнем, жестко закрепленной направляющей и качающимся штоком. Шток поршня через ось соединяется с поводком. Н-образные рычаги клещевого механизма средней точкой закреплены на сквозных осях, проходящих через отверстия в корпусе. В верхней части сквозной оси одного из рычагов клещевого механизма установлен валик с выборкой, к которой при помощи болтов закреплен поводок штока цилиндра служебного торможения. Между собой рычаги клещевых механизмов на внешних концах соединены при помощи автоматического регулятора зазора тормозных накладок. Автоматический регулятор, через нажимную штангу, соединен с двуплечим перекидным рычагом, установленным на оси кронштейна корпуса блока. Регулятор обеспечивает поддержание заданного зазора между тормозными дисками и тормозными накладками в расторможенном состоянии.

Башмаки тормозных накладок закреплены на осях, проходящих через Н-образные рычаги клещевых механизмов и через тяги (планки) и рычаги шарнирного двухзвенного механизма соединены с кронштейном корпуса блока, чем обеспечивается постоянная ориентация тормозных накладок параллельно плоскости вращения тормозных дисков. Башмаки имеют фигурные пазы для установки в них тормозных накладок, зафиксированных защелкой и шплинтом (рисунок 5).

Устройство тормозного блока без стояночного пружинного тормоза 780.00.00.000-06

Рисунок 5 — Устройство тормозного блока без стояночного пружинного тормоза 780.00.00.000-06: 1 – корпус; 2 – тормозная накладка; 3 – башмак; 4, 9 – ось; 5 – тяга; 6 – рычаг клещевого механизма; 7 – валик; 8 – поводок; 9 – ось; 10 – шток; 11 – направляющая; 12 – поршень; 13 – автоматический регулятор; 14 – пружина; 15 – нажимная тяга; 16 – двуплечий перекидной рычаг; 17 – кронштейн; 18 – хвостовик.

В конструкцию тормозных блоков 780.00.00.000 и 780.00.00.000-05 добавлены цилиндры стояночного пружинного тормоза (рисунок 6).

Тормозного блока с стояночным пружинным тормозом 780.00.00.000

Рисунок 6 – Тормозного блока с стояночным пружинным тормозом 780.00.00.000: 1 – цилиндр стояночного пружинного тормоза; 2 – штуцер.

Цилиндр стояночного тормоза состоит из фланца и корпуса. В корпусе цилиндра установлен поршень со штоком-шпинделем. С одной стороны на поршень действует давление сжатого воздуха, с противоположной – усилие пружины стояночного тормоза (рисунок 7).

На шток-шпиндель накручена резьбовая гайка. На свободный конец резьбовой гайки установлена шестерня. Резьбовая гайка через два шариковых подшипника опирается на втулку с зубчатой рейкой. Между втулкой и поршнем установлена пружина отпуска стояночного тормоза. Втулка зафиксирована в корпусе цилиндра от проворота при помощи шпонок. Зубчатая рейка втулки входит в зацепление с шестерней приводного вала. Усилие от штока-шпинделя на втулку передается через буферное устройство.

В нижней части корпуса установлен кулачковый вал, к которому через валик закреплен металлический трос управления, идущий от рукоятки. Кулачковый вал взаимодействует с фиксатором, который через шестерню блокирует резьбовую гайку от скручивания со штока-шпинделя.

Приводной вал вращается в двух игольчатых подшипниках, установленных во втулке фланца цилиндра. Приводной вал при помощи шпонки соединен с «вилкой». При повороте приводного вала, «вилка» взаимодействует с «пальцем» кривошипа, жестко соединенного с валом рычага клещевого механизма.

Цилиндр стояночного тормоза

Рисунок 7 – Цилиндр стояночного тормоза: 1 – цилиндр стояночного пружинного тормоза; 2 – корпус цилиндра; 3 – поршень; 4 – шток-шпиндель; 5 – резьбовая гайка; 6 – пружина стояночного тормоза; 7 – шестерня; 8 – втулку с зубчатой рейкой; 9 – штуцер; 10 – пружина отпуска; 11 – фиксатор; 12 – буферное устройство; 13 – кулачковый вал; 14 – шестерня; 15- игольчатые подшипники; 16 – приводной вал; 17 – корпус тормозного блока; 18 – втулка; 19 – кривошип; 20 – «вилка».

Работа

При автоматическом пневматическом или электропневматическом торможении, сжатый воздух поступает в цилиндр служебного торможения (рисунок 5). Поршень, через качающийся шток воздействует на поводок, который поворачивает валик, и соединенную с ним ось рычага клещевого механизма.

Если зазор между тормозными накладками и тормозным диском равен установленному значению, автоматический регулятор и нажимная тяга в процессе торможения представляют собой жесткую конструкцию (за счет тормозного усилия двух рычагов), через которую вращающий момент с одного рычага клещевого механизма одновременно передается и на другой рычаг. Рычаги клещевого механизма, поворачиваясь навстречу друг другу, прижимают тормозные накладки к тормозному диску и переходят в положение торможения.

Если зазор между тормозными накладками и тормозным диском больше установочного значения, ход поршня цилиндра служебного торможения увеличивается и качающийся шток воздействует на хвостовик двуплечего перекидного рычага. Поворачиваясь вокруг своей оси, двуплечий перекидной рычаг приводит в действие нажимную штангу, которая в свою очередь, приводит во вращение автоматический регулятор, увеличивая его длину. Одновременно, вследствие изменения длины автоматического регулятора, уменьшается зазор между накладками и тормозным диском.

При отпуске стояночного пружинного тормоза, сжатый воздух поступает в цилиндр стояночного тормоза, поршень перемещается влево и зубчатая рейка втулки вращает шестерню приводного вала. Рычаги клещевого механизма переходят в положение отпуска.

При снижении давления сжатого воздуха в цилиндре, поршень начинает перемещаться вправо вместе с резьбовой гайкой и втулкой, вращая, при помощи зубчатой рейки, шестерню приводного вала в обратную сторону. Рычаги клещевого механизма, поворачиваясь навстречу друг другу, прижимают тормозные накладки к тормозному диску и переходят в положение торможения.

Для отпуска стояночного тормоза, при отсутствии сжатого воздуха, необходимо разблокировать рукоятку и потянуть за трос управления на себя (рисунок 4). При этом кулачковый вал, воздействуя на фиксатор, разблокирует шестерню (рисунок 7, разрез В-В) и под действием пружины отпуска, резьбовая гайка начнет скручиваться со штока-шпинделя, перемещая втулку с зубчатой рейкой вправо. При этом зубчатая рейка, вращая шестерню приводного вала, перемещает рычаги клещевых механизмов в положение отпуска.

Замена тормозных накладок

Замена тормозных накладок производится при остаточной толщине фрикционного слоя 5 мм. Индикатором величины износа тормозных накладок служат канавки, выполненные на ее фрикционном слое. При отсутствии видимости канавок на поверхности фрикционного слоя, накладка подлежит замене (рисунок 8).

Тормозная накладка (слева - с неизношенным фрикционным слоем; справа - предельно изношенная накладка)

Рисунок 8 – Тормозная накладка (слева – с неизношенным фрикционным слоем; справа – предельно изношенная накладка).

Для замены изношенной тормозной накладки необходимо (рисунок 9):

  • извлечь шплинт, фиксирующий замок накладок;
  • отвести замок накладки на угол не менее 60°;
  • удалить изношенные накладки, смещая их вниз по пазам башмака;
  • при помощи гаечного ключа на 17 повернуть головку винта (рисунок 10, поз. 1) по часовой стрелке до упора и развести тормозные башмаки на максимальную величину;
  • установить новые накладки в пазы башмака;
  • зафиксировать накладки замком;
  • установить новый шплинт и разогнуть его концы не менее чем на 60°;
  • выставить зазор между накладками тормозными и диском.

Регулировка зазора между тормозными накладками и тормозным диском

Суммарный зазор между тормозными накладками и фрикционной поверхностью тормозного диска в эксплуатации должен составлять 3 мм. Поддержание установленного зазора в процессе эксплуатации выполняется автоматически. После замены изношенных тормозных накладок необходимо провести регулировку величины зазора между накладкой и тормозным диском. Для чего, после установки новых тормозных накладок, выставить суммарный зазор между тормозными накладками и фрикционной поверхностью тормозного диска в пределах 3 ±] мм, вращая ключом на 17 головку винта (рисунок 9.10, поз. 1).

Регулировка зазора между тормозными накладками и тормозным диском

Рисунок 10 – Регулировка зазора между тормозными накладками и тормозным диском

В этом разделе

Быстрый переход

Руководство по эксплуатации электропоезда с асинхронным тяговым приводом типа ЭГЭ серии ЭС2Г исполнения “Стандарт” (ЭС2Г.0.00.000.000-01 РЭ4) Краткое содержание части 5 “Тормозное и пневматическое оборудование“:

Вопрос АСПТ:

В чем заключается предназначение вспомогательного поста?

Вспомогательный пост — пост на перегоне, не имеющий путевого развития и предназначенный только для обслуживания пункта примыкания железнодорожного пути необщего пользования (для поездов, следующих по всему перегону, раздельным пунктом не является).

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.