Расположение и назначение тормозного и пневматического оборудования электропоезда

Вдоль каждого вагона электропоезда, в подвагонном пространстве, проложены трубопроводы тормозной (ТМ) и питательной (ПМ) магистралей. Питательная магистраль объединяет между собой главные резервуары всех вагонов электропоезда (РС1) и обеспечивает сжатым воздухом все потребители. Тормозная магистраль обеспечивает работу автоматического пневматического тормоза непрямодействующего типа.

Для соединения магистралей двух соседних вагонов используются гибкие рукава (РУ1, РУ2) с разобщительными концевыми кранами (КНКЗ, КНК4). Соединение магистралей двух электропоездов осуществляется при помощи клапанов, расположенных на торцевых поверхностях автоматических сцепок головных вагонов. Подача сжатого воздуха к клапанам автоматической сцепки перекрывается разобщительными концевыми кранами (КНК1, КНК2).

Гибкие рукова тормозной и питательной магистралей

Для снабжения электропоезда сжатым воздухом, на вагоне 03, под кузовом, расположены два агрегата компрессорных (МАК1 и МАК2).

Каждый агрегат состоит из винтового компрессора (МК), блока осушки и очистки сжатого воздуха (БОСВ), системы охлаждения сжатого воздуха и масла, предохранительных клапанов (КП1 и КП2) и обратного клапана (КО). Все компоненты располагаются в контейнере. Напряжение питания агрегатов компрессорных 380 В переменного тока с частотой 50 Гц. Напряжение подается от преобразователя собственных нужд (ПСН), после подъема токоприемника и запуска тягового преобразователя.

Агрегат компрессорный (МАК1 и МАК2)

Для отключения одного или обоих компрессоров от главных резервуаров электропоезда и сбора пневматической схемы для пересылки электропоезда отдельным локомотивом, в подкузовном пространстве вагона 03 расположен блок пневматического оборудования 425 (МКР). Для отключения агрегатов компрессорных от питательной магистрали перекрывают разобщительные краны КрРШ3 или КрРШ4. Для сбора схемы пересылки, открывают разобщительный кран КрРШ1, сообщая тормозную и питательную магистрали через обратный клапан (КО). При перекрытии разобщительного крана КрРШ2 происходит разделение пневматической магистрали электропоезда на две части.

Блок пневматического оборудования 425 (МКР)

На 02 и 04 вагонах электропоезда установлены токоприемники с электропневматическими модулями управления (МТК). Для обеспечения подъема токоприемников при отсутствии на электропоезде сжатого воздуха, в подкузовных контейнерах этих вагонов расположено по одному модулю вспомогательного компрессора (МВК) с агрегатом компрессорным поршневым безмасляным (Ж), электродвигатель которого получает питание от аккумуляторной батареи. Контроль давления сжатого воздуха в магистрали токоприемника, для включения и отключения компрессора, осуществляют пневматические выключатели (ВП1 и ВП2).

Модуль вспомогательного компрессора (МВК)

Датчик давления (ДД) передает в систему управления информацию о величине давления в питательной магистрали. На трубопроводе между агрегатом компрессорным и питательной магистралью расположен предохранительный клапан (КП) и обратный клапан (КО). Для создания запаса воздуха, необходимого для подъема токоприемника служит резервуар (PC) объемом 20 л. Обратный клапан (КО2) препятствует выходу сжатого воздуха от вспомогательного компрессорного модуля в питательную магистраль. Разобщительный кран (КН1) перекрывает доступ сжатого воздуха из питательной магистрали в токоприемнику.

Управление пневматическими тормозами электропоезда и стояночным тормозом осуществляется установленными на каждом вагоне, в подкузовном пространстве, блоками тормозного оборудования 420 (БТО), включающими в себя пневматическую и электрическую части. Пневматическая часть блока выполнена в виде панели с размещенными на ней пневматическими и электропневматическими компонентами и разобщительными кранами. При разрыве цепи экстренного торможения прямодействующего типа, установленный на блоке 420 вентиль тормозной безопасности (ВТБ) обеспечивает наполнение цилиндров тормозных блоков сжатым воздухом из питательной магистрали до максимального давления.

Для управления автоматическим пневматическим тормозом непрямодействующего типа в кабине управления, на пульте, установлен кран машиниста 345, состоящий из контроллера крана машиниста (ККМ) и блока исполнительного (БИ). Блок исполнительный включает в себя блокировку тормозов (УБТ) и срывной клапан (КС2) с электропневматическим вентилем (ЭПВН2). При разрыве петли экстренного торможения непрямодействующего типа, снимается питание с вентиля ЭПВН2, и срывной клапан соединяет тормозную магистраль с атмосферой.

Для аварийной остановки электропоезда, на пульте машиниста установлен клапан аварийного экстренного торможения (КАЭТ), при нажатии на который происходит разрядка тормозной магистрали темпом экстренного торможения и разрыв петель экстренного торможения.

Для экстренного торможения по команде от приборов безопасности, в каждой кабине управления установлен электропневматический клапан автостопа (ЭПК).

Для управления стеклоочистителем, стеклоомывателем, устройством подачи и сушки песка и клапаном подачи сжатого воздуха к расцепному цилиндру автоматической сцепки (ЭПВНЗ), в пульте машиниста в кабине управления установлен блок пневматического оборудования 422 (БПО2). Сжатый воздух из питательной магистрали к устройству подачи и сушки песка подается через разобщительный кран (КрРШ5) и редуктор (Ред). Разобщительный кран (КрРШ1) перекрывает подачу сжатого воздуха к креслам машиниста и помощника машиниста, разобщительный кран (КрРШ2) отключает питание клапана автоматической сцепки и педали звуковых сигналов, разобщительные краны (КрРШ3, КрРШ4) отключают питание стеклоочистителя и стеклоомывателя в случае неисправности данных приборов.

Для управления звуковыми сигналами, в кабине управления установлен блок пневматического оборудования 419 (БПО1).
Дополнительно, для подачи звуковых сигналов, на рабочем месте машиниста установлена ножная педаль (П). Для отключения неисправных пневмораспределителей ПР1 и ПР2 служат разобщительные краны КрРШ1 и КрРШ2.

Контроль давления в тормозной и питательной магистрали осуществляется по установленному на пульте машиниста двухстрелочному манометру (МН1) и по монитору МПСУиД. Для контроля давления сжатого воздуха в цилиндрах тормозных блоков, в кабине управления установлен двухстрелочный манометр (МН2). Контроль давления сжатого воздуха в цилиндрах тормозных блоков также возможен по монитору МПСУиД.

Каждая тележка оборудована двумя пневматическими рессорами, адаптеры которых соединены меду собой трубопроводом большого сечения. Подача сжатого воздуха в пневматическую рессору или выпуск воздуха из нее, для обеспечения постоянной высоты кузова вагона независимо от изменяющейся нагрузки, осуществляется регуляторами положения кузова 033ММ (РПК1 – РПК4). Для защиты пневморессор от избыточного внутреннего давления, на адаптере каждой пневматической рессоры установлен предохранительный клапан (КП1, КП2). Для выпуска сжатого воздуха из пневматической рессоры, на адаптерах установлены разобщительные краны (КН5, КН6).

Для создания тормозной силы на каждой колесной паре установлены тормозные диски, на моторных парах по два тормозных колесных диска, на немоторных по три осевых тормозных диска. На тележках установлены тормозные блоки с клещевыми механизмами и фрикционными накладками. На каждой колесной паре один тормозной блок оборудован стояночным пружинным тормозом.

Для исключения юза колесных пар при пневматическом и электро пневматическом торможении, для каждой колесной пары предусмотрен клапан сбрасывающий трехпозиционный КСТ-182-15 (КСТ1 -КСТ4) управляемый системой противоюза.

В каждом вагоне электропоезда находится по четыре пассажирских стоп-крана. Пассажирский стоп-кран является электрическим прибором, его блокировочные контакты включены в цепь контактора МПСУиД 3.01.К03 «Вмешательство в тормоз».

На вагонах 01 и 05 сжатый воздух из питательной магистрали, при помощи трубопровода, подводится к санитарным модулям. Для перекрытия подачи сжатого воздуха к санитарным узлам, в подвагонном пространстве, установлены разобщительные краны КН7.

На электропоезде № 052, оборудованном информационно-измерительной системой (ИИС), дополнительно, в подвагонном пространстве, на трубопроводах, идущих от питательной магистрали, установлены разобщительные краны КН8 и КН9 для перекрытия подачи сжатого воздуха к платформе измерительной (ПИ) и модулям видеоконтроля верхнего строения пути (ВВСП) соответственно. По торцам вагона 04, на трубопроводах, идущих от питательной магистрали, установлены разобщительные краны КН7 и КН10 для перекрытия подачи сжатого воздуха к системе контроля параметров контактной сети (КС) и модулю пространственного сканирования (МПС) соответственно. Подача сжатого воздуха от питательной магистрали, через разобщительный кран КН7 к системе контроля параметров контактной сети (КС) выполняется через обратный клапан КО.

В этом разделе

Быстрый переход

Руководство по эксплуатации электропоезда с асинхронным тяговым приводом типа ЭГЭ серии ЭС2Г исполнения “Стандарт” (ЭС2Г.0.00.000.000-01 РЭ4) Краткое содержание части 5 “Тормозное и пневматическое оборудование“:

Вопрос АСПТ:

В чем состоит разница в назначении предохранительного и улавливающего тупиков?

Предохранительный тупик — тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для предупреждения выхода железнодорожного подвижного состава на маршруты следования поездов.

Улавливающий тупик — тупиковый железнодорожный путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.