Неисправность ЭПТ

Вместо предисловия

При возникновении нештатной ситуации постарайтесь не волноваться — не бойтесь машины, должна она бояться Вас. Вы — локомотивная бригада, а электропоезд — набор аппаратуры, не более. Закурите или съешьте конфету, за это время подумайте, что могло произойти, вспомните, что Вы делали последним. Не действуйте сгоряча, Вы можете усугубить ситуацию, проанализируйте неисправность по признакам!

Помощникам машинистов! При завешивании перемычек по указанию машиниста, ВСЕГДА НАДЕВАЙТЕ СУХИЕ ПЕРЧАТКИ и берегите глаза, иногда бывает много искр. Первым завешивайте крокодил перемычки на тот провод, на который Вы будете подавать напряжение, и только потом второй крокодил вешайте на провод, который уже стоит под напряжением — не стоит держать в руках 50 или 110 вольт; в любом случае, не подносите второй крокодил близко к открытым участкам тела ни при каких обстоятельствах.

Перепроверяйте, что Вы установили крокодилы именно на токоведущие части — бирки проводов, не смотря на то, что могут быть металлическими, устанавливаются на оплётку провода, которая является изолятором.

Предупреждаю помощников, что нет таких неисправностей в цепях 220В и тем более 3кВ, которые требуют экстренной постановки перемычек — не работайте с этими цепями самостоятельно ни во время стоянки, ни во время движения!

Оборванные низковольтные межвагонные соединения допускается трогать только после опускания токоприёмников на всём составе, отсоединения всех низковольтных межвагонок с обеих сторон вагона (в сумме пять — четыре поездные и одна секционная) и отключения аккумуляторной батареи на данной секции.

При устранении неисправностей наименования проводов смотрите на паспорте провода, прикреплённого к его изоляционной оплётке! Маркировка на рейке указывает номер шпильки на каждой из реек, но не номер самого провода, к ней подсоединённого!

Quick hints

Критические неисправности цепей ЭПТ

Nota Bene! После восстановления действия ЭПТ, в случае если Вы остановились на очередной платформе на ПТ, в обязательном порядке произведите СПТ ЭПТ и пробу ЭПТ на эффективность во время движения!

Если Вы вынуждены следовать далее на пневматическом управлении тормозами, убедитесь в их эффективности во время движения!

I. Нет ЭПТ ни с крана, ни с «джойстика», ни с контроллера (1Т, 5Т), лампа «К» не горит.

— Проверьте положение ППТ в каждой из кабин, пошевелите рукоятки при необходимости.

— Проверьте Q18 при рабочем преобразователе на головном вагоне (или нерабочем преобразователе на головном вагоне и переставленной фишке резервирования Ш19). При нерабочем преобразователе на головном вагоне и отсутствии резервирования проверьте Q31 и Q29, но помните, что батареи может надолго не хватить;

На Q33 не надейтесь — его часто выбивает уравнительным током между секциями!

— Если автоматы не срабатывали (убедитесь перещёлкиванием! иногда их движки не падают при срабатывании) – проверьте контакты 44+44А на ППТ и 44А+44Б на валу главной рукоятки контроллера. Можно сразу соединить провода 44+44Б в шкафу с КВХ (провод 44Б находится на контактной группе реле ПРК, провод 44 ищите на рейке зажимов или на контактной группе реле РО/РТ.

— Осмотрите соответствующие контакты БК на предмет подгара и заедания подвижной системы.

Если не помогает – выключите тумблер «ЭПТ» ведите далее поезд на ПТ, опробовав ПТ на эффективность в движении.

II. Срывает СК при торможении, при этом «О» горит, а «Т» не горит.

— Проверьте работу реле РТ (в шкафу с КВХ):

Если РТ не включается – проверьте действие кнопки «Аварийный ЭПТ» (при его исправности следуйте на ней, ставя контроллер в 1Т при отключённой кнопке «Торможение», ступенчатый отпуск можно производить джойстиком или кратковременной постановкой контроллера в ноль.

NB! На остановках сбрасывайте контроллер в ноль — на наших машинах контролируется именно постановка контроллера в ноль! После 70 секунд стоянки с несброшенным контроллером КЛУБ’ом будет снято питание с электромагнита ЭПК, которое Вы не сможете восстановить нажатием на РБ или РБС!); попробуйте тормозить постановкой контроллера в положение 5Т при выключенных кнопках «Торможение» и «Комбинированное торможение прицепными вагонами» и далее в 4Т и низшие.

Если РТ включается — перекройте кран СК, проконтролируйте, что наполнение ТЦ происходит должным образом, и следуйте далее на ЭПТ.

III. Срывает СК при торможении, при этом «О» и «Т» горят

(наполнение ТЦ адекватное работе ЭПТ: ~1 атм за 1 сек выдержки ручки в VЭ)

— Перекройте СК и следуйте дальше (действие ЭПТ контролируйте по лампам «О» и «Т»).

IV. Срывает СК при торможении ЭДТ

— Не применяйте ЭДТ до выяснения причины.

Из причин — не включается КВТ, развалилась блокировка реле-повторителя или отгорел шунт кнопки «Торможение» 40-40Я, произошёл обрыв резистора R42 либо диода Д53.

V. Срабатывает Q18 (Q31) при переводе ППТ на «голову»

— Перекройте СК, отсоедините от его выводов и надёжно изолируйте подходящие провода или отсоедините демпферную R-VD цепочку, после чего восстановите Q18 (Q31);

Если не помогает, то дальнейшее следование поезда производится на ПТ.

VI. Срабатывает Q18 (Q31) при торможении ЭПТ

(при постановке в перекрышу или непосредственно при ступени торможения).

— Следуйте далее на ПТ, перекрыв СК или восстановив Q18 (Q31).

VII. Неисправность тумблера «ЭПТ»

Сломан движок во включённом положении:

для пробы пневматических тормозов перекройте кран СК (от ЭПК к электропневматическому вентилю), разверните ППТ в хвост. После пробы ПТ не забудьте вернуть ППТ в положение «Головной».

Сломан движок в выключенном положении:

для следования на ЭПТ повесьте перемычку 30Ж+30 на рейке справа вверху; при пробе ПТ перемычку снимите только на время пробы.

Срывает СК при торможении ПТ:

На время пробы ПТ перекрывайте СК или повесьте перемычку 40И+40Р (в шкафу с КВХ или, на старых машинах — в пульте, в отсеке с автоматами).

VIII. ППТ в хвостовом вагоне теряет контакт

— Повесьте перемычку 43+30 в шкафу с КВХ на рейке внизу.

IX. Не работает джойстик УЭПТ

— Проверьте разъём блока УЭПТ под столешницей пульта, может выпасть;

— Повесьте перемычку 44+44БА с рейки на контакт реле ПРК (особенно, если джойстик явно перестаёт работать после тяги);

— Проверьте работу микропереключателей УЭПТ — их работа обратна (при движении рукоятки в сторону торможения толкатели микропереключателей освобождаются от нажатия кулачков) и возможно залипание толкателя микропереключателя или попадание под кулачки рукоятки посторонних предметов (например, шайбы);

X. При постановке крана или джойстика в перекрышу, контроллера в 1Т при включённом тумблере «ЭПТ» происходит полное наполнение ТЦ

— Проверьте реле РПТ (в шкафу с КВХ) на хвосте — оно должно быть отключено.

— Проверьте кнопку «Аварийный ЭПТ» на хвосте.

— Отключите тумблер «ВА» на задней стенке кабины на хвосте — возможно разрядилась КВВ ЭПК по неисправности последнего.

Если вышеперечисленные действия не помогли, поставьте ППТ в хвостовой кабине в положение «Головной» и следуйте далее на ПТ. (из причин — замыкание проводов 47 и 49 между собой, постороннее питание провода 45).

XI. Самоторможение состава ЭПТ полным наполнением при нормальном давлении в ТМ и НМ

Ни в коем разе не пытайтесь отпустить тормоза цепочкой, Вы просто потеряете время! Будьте разумными, не гоняйте зря помощника вдоль состава — тормоз отпускает исключительно из-за опустошения запасных резервуаров, которые через минуту-полторы после отпускания цепочки зарядятся вновь и тормоза на вагоне снова прихватят в то время, когда помощник уже отпускает тормоз другого вагона.

Убедительно прошу Вас НЕ устранять такие неисправности отключением магистральных кранов ВР либо сплошным отключением повторителей, Вам потом нечем будет тормозить!

— Проверьте реле РПТ в голове поезда.

— Убедитесь, что вы не включили по ошибке «Аварийный ЭПТ».

— Отключите тумблер «ВА» либо, если ЭПК не сорвало на экстренное, зафиксируйте реле РПТ в выключенном положении.

XII. Самоторможение состава ЭПТ частичным наполнением ТЦ (1,5—2 атм) при поездном положении крана машиниста или джойстика и при нормальном давлении в ТМ и НМ

Аналогично предыдущему пункту, не пытайтесь отпустить тормоза цепочкой! Она в этом случае не поможет!

Причина — постороннее питание провода 47.

Если это произошло после применения ЭДТ, попробуйте перезаправить машину и больше ЭДТ не применяйте.

— В иных случаях и если перезаправка не помогла, переведите ППТ хвостового вагона в положение «Головной», дальнейшее следование поезда осуществляйте на ПТ.

XIII. Неотпуск ЭПТ при поездном положении крана машиниста или джойстика при нормальном давлении в ТМ и НМ и нулевом положении контроллера, лампа «О» продолжает гореть

Не пытайтесь отпускать тормоза цепочкой, это не поможет!

Причина — постороннее питание провода 49.

— Убедитесь, что тумблер «Выходные цепи» САВПЭ отключён.

— Осмотрите контактную группу реле РО в головной кабине.

— Переведите ППТ хвостового вагона в положение «Головной» и дальнейшее следование поезда осуществляйте на ПТ.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.