Общая схема цепей управления ЭПТ головного вагона

Общая схема цепей управления ЭПТ головного вагона.

Готовность цепей управления ЭПТ к работе

Готовность цепей управления ЭПТ к работе
При подготовке электропневматического тормоза к работе в головной кабине электропоезда переключатель питания тормоза ППТ устанавливают в положение «Головной», в противоположной кабине указанный переключатель устанавливают в положение «Хвостовой». При этом подготавливаются следующие электрические цепи, обеспечивающие работу системы ЭПТ: – от плюса источника 50 В по секционному проводу 44, через контакт ППТ 44-44А, замыкающийся в положении «Головной», через контакт контроллера машиниста КМ21 44А-44Б, замкнутый при нахождении главной его рукоятки в нулевом и всех тяговых положениях и далее от провода 44Б к аппаратам управления ЭПТ: к контроллеру крана машиниста №395-5 через блокировочный диод Д54 в проводах 44Б-40И, и к джойстику УЭПТ через обратный контакт 44Б-44БА промежуточного реле контроллера ПРК. – контактом 43-30 переключателя ППТ хвостового вагона общий провод цепей ЭПТ (43) соединяется с общим проводом источников (30). – при включении тумблера «ЭПТ» замыкающимся прямым контактом 30Ж-43 подготавливается минусовая цепь реле управления ЭПТ – реле отпуска РО и реле торможения РТ, а размыкающимся обратным контактом 40И-40Р подготавливается цепь вентиля СК для работы в системе ЭПТ. О готовности цепей управления ЭПТ к работе сигнализирует лампа контроля тормоза «К», включённая между проводами 44Б и 43. На случай неисправности цепей ЭПТ система дополнена электропневматическим вентилем срывного клапана СК, вызывающего срабатывание ЭПК на экстренное торможение при обрыве линейных проводов ЭПТ и невключении контактора времени торможения КВТ после перевода главной рукоятки контроллера машиниста в тормозные положения. В нормальном положении катушка вентиля СК получает питание через обратный контакт 40И-40Р микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ2 (торможение), размыкающийся только в тормозных положениях рукоятки крана машиниста.

Работа краном машиниста

Перекрыша

Работа краном машиниста. Перекрыша.
При постановке рукоятки крана машиниста в положения перекрыши (III или IV) замыкается контакт 40И-44Г микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ1 (перекрыша) и создаётся цепь на реле отпуска РО: от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через контакт 44А-44Б главного вала контроллера машиниста КМ21, через диод Д54 на провод 40И, через замкнутый контакт 40И-44Г микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ1 на катушку реле РО, далее через замкнутый контакт 30Ж-43 тумблера «ЭПТ» на поездной провод 43, через замкнутый контакт 43-30 переключателя ППТ хвостового вагона на общий провод цепей управления и обратно к источнику. Реле РО, включаясь, своими главными контактами создаёт цепь питания линейного провода 49: от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через главные контакты реле отпуска РО на поездной провод 49. Наличие напряжения 50 В между поездными проводами 49 и 43 вызывает постановку под питание вентилей отпуска всех электровоздухораспределителей поезда, обеспечивая разобщение рабочих камер с атмосферой, фиксируя перекрышу тормоза. На наличие напряжения между проводами 49 и 43 указывает сигнальная лампа «О», включённая между указанными проводами. При наличии напряжения на проводе 49 в головном и хвостовом вагонах включаются реле контроля отпуска РКО. На головном вагоне прямой контакт 45-45Б указанного реле коммутирует цепь сигнальной лампы «Т» со стороны блокировочного провода 45, а на хвостовом вагоне такой же контакт участвует в сборе цепи самого блокировочного провода совместно с контактом переключателя ППТ 47-45Б, замкнутым в положении «Хвостовой».

Торможение

Работа краном машиниста. Торможение.
При дальнейшем повороте рукоятки крана машиниста в тормозные положения (VЭ, V или VI) замыкается прямой контакт 44Г-44М микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ2 (торможение) и дополнительно создаётся цепь на реле торможения РТ: от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через контакт 44А-44Б главного вала контроллера машиниста КМ21, через диод Д54 на провод 40И, через замкнутый контакт 40И-44Г микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ1, через замкнутый контакт 44Г-44М микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ2 на катушку реле РТ, далее через замкнутый контакт 30Ж-43 тумблера «ЭПТ» на поездной провод 43, через замкнутый контакт 43-30 переключателя ППТ хвостового вагона на общий провод цепей управления и обратно к источнику. Реле РТ, включаясь, своими главными контактами создаёт цепь питания линейного провода 47: от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через главные контакты реле торможения РТ на поездной провод 47. Появление напряжения 50В между поездными проводами 47 и 43 вызывает постановку под питание вентилей торможения всех электровоздухораспределителей поезда, обеспечивая наполнение рабочих камер сжатым воздухом из запасного резервуара и работу механического тормоза. Одновременно, размыкающийся обратный контакт 40И-40Р микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ2 прерывает цепь питания вентиля СК через контроллер крана машиниста, а вспомогательный контакт 45-40Р реле РТ подготавливает цепь питания вентиля СК от блокировочного провода цепей ЭПТ (45). Провод 45 сможет получить питание при целостности цепи линейных проводов 49 и 47 от головы до хвоста электропоезда, достаточности напряжения на проводе 49 для включения реле контроля отпуска РКО в хвостовом вагоне и целостности самого блокировочного провода 45 от хвоста до головы электропоезда. При обеспечении указанных условий в момент выполнения ступени торможения ЭПТ краном машиниста, цепь питания вентиля СК прерываться не будет. В ином случае, обесточившийся вентиль СК вызовет разрядку полости над срывным поршнем ЭПК, аналогично собственному возбудительному клапану ЭПК, инициируя разрядку тормозной магистрали темпом экстренного торможения. При появлении напряжения на проводе 47 на головном, хвостовом и всех моторных вагонах электропоезда включаются реле контроля торможения РКТ. На головном и хвостовом вагонах данные реле своими прямыми контактами 47-50 обеспечивают резервирование цепи питания вентиля торможения электровоздухораспределителя вагона, создавая параллельную 47 проводу цепь. Сигнальная лампа «Т» указывает на наличие напряжения на блокировочном проводе 45 относительно провода 43 и получает питание от провода 45 через прямой контакт 45-45Б реле контроля отпуска РКО головного вагона. По достижении требуемого давления в тормозных цилиндрах электропоезда, рукоятку крана машиниста возвращают в положение перекрыши. При этом цепь питания реле РТ размыкается контактом 44Г-44М микропереключателя ККМ2, линейный провод 47 обесточивается и, при сохранении цепи линейного провода 49, электропневматический тормоз переходит в режим перекрыши, фиксируя ступень торможения.

Работа джойстиком УЭПТ

Перекрыша

Работа джойстиком УЭПТ. Перекрыша.
При постановке рукоятки джойстика УЭПТ в положение перекрыши замыкается контакт 44ББ-44Т микропереключателя УЭПТ В101 «П» (перекрыша) и создаётся цепь на реле отпуска РО:

от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через контакт 44А-44Б главного вала контроллера машиниста КМ21, через контакт 44Б-44БА промежуточного реле контроллера ПРК, через диод Д100 блока УЭПТ на провод 44ББ, через замкнутый контакт 44ББ-44Т микропереключателя В101 «П» УЭПТ, через замкнутый обратный контакт 44Т-44Г микропереключателя В102 «О» (отпуск) УЭПТ, на катушку реле РО, далее через замкнутый контакт 30Ж-43 тумблера «ЭПТ» на поездной провод 43, через замкнутый контакт 43-30 переключателя ППТ хвостового вагона на общий провод цепей управления и обратно к источнику.

Цепи управления ЭПТ после включения реле РО аналогичны рассмотренным выше в разделе управления ЭПТ краном машиниста.

Торможение

Работа джойстиком УЭПТ. Торможение.
При постановке рукоятки джойстика УЭПТ в положение торможения замыкается контакт 44ББ-44М микропереключателя УЭПТ В102 «Т» (торможение) и создаётся цепь на реле торможения РТ:

от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через контакт 44А-44Б главного вала контроллера машиниста КМ21, через контакт 44Б-44БА промежуточного реле контроллера ПРК, через диод Д100 блока УЭПТ на провод 44ББ, через замкнутый контакт 44ББ-44М микропереключателя В102 «Т» УЭПТ, на катушку реле РТ, далее через замкнутый контакт 30Ж-43 тумблера «ЭПТ» на поездной провод 43, через замкнутый контакт 43-30 переключателя ППТ хвостового вагона на общий провод цепей управления и обратно к источнику.

При включении реле РТ цепь питания линейного провода 47 собирается аналогично рассмотренной выше в разделе управления ЭПТ краном машиниста. При управлении ЭПТ от джойстика УЭПТ дополнительно собирается паразитная цепь питания линейного провода 8 на торможение прицепных вагонов по цепи:

от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через контакт 44А-44Б главного вала контроллера машиниста КМ21, через контакт 44Б-44БА промежуточного реле контроллера ПРК, через диод Д100 блока УЭПТ на провод 44ББ, через замкнутый контакт 44ББ-44Т микропереключателя В101 «П» УЭПТ, далее от провода 44Т через контакты 44Т-8 реле РТ на поездной провод 8, от которого получают питание вентили торможения электровоздухораспределителей головного, хвостового и всех прицепных вагонов электропоезда.

У существующей схемы, при торможении ЭПТ помимо крана машиниста, теряется защитная функция вентиля СК, так как рукоятка крана не выводится в тормозные положения, сохраняя цепь питания вентиля СК через контроллер крана машиниста. При этом, в случае включения реле РТ, лампой «Т» подаётся заведомо ложный сигнал о целостности линейных проводов, так как блокировочный провод 45 получает питание непосредственно на головном вагоне через прямой блок-контакт 45-40Р реле РТ в обратном направлении.

Работа контроллера машиниста

Перекрыша

Работа контроллера машиниста. Перекрыша.
При постановке главной рукоятки контроллера машиниста в тормозные положения 1Т, 2Т и 3Т замыкается контакт 44А-44Т главного вала контроллера КМ20, и создаётся следующая цепь на реле отпуска РО:

от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через контакт 44А-44Т главного вала контроллера машиниста КМ20, через замкнутый обратный контакт 44Т-44Г микропереключателя В102 «О» (отпуск) УЭПТ, на катушку реле РО, далее через замкнутый контакт 30Ж-43 тумблера «ЭПТ» на поездной провод 43, через замкнутый контакт 43-30 переключателя ППТ хвостового вагона на общий провод цепей управления и обратно к источнику.

Цепи управления ЭПТ после включения реле РО аналогичны рассмотренным выше в разделе управления ЭПТ краном машиниста. Цепь питания СК при оперировании тормозным режимом контроллером машиниста переключается на провод 22 с размыканием контакта 44А-44Б главного вала контроллера КМ21 и по включению контактора времени торможения КВТ по цепи:

от поездного провода 22 через контакт 22-22Д переключателя ППТ, замкнутый в положении «Головной», через замкнутый обратный контакт 22Д-22А кнопки «Возврат защиты» или её реле-повторителя на пультах нового образца, контакт 22А-22В реверсивного вала контролера машиниста КМ3, замкнутый в его рабочих положениях, главный контакт 22В-40Я контактора времени торможения КВТ, блокировочный диод Д53 к проводу 40Е, далее через добавочный резистор R42 на провод 40И, через замкнутый обратный контакт 40И-40Р микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ2 (торможение), на катушку вентиля СК и далее через общий провод цепей управления обратно к источнику.

Лампа контроля тормоза «К» в тормозных положениях контроллера машиниста гаснет из-за размыкания контакта 44А-44Б главного вала контроллера КМ21.

Торможение прицепными вагонами

Работа контроллера машиниста. Торможение прицепными вагонами.
При постановке главной рукоятки контроллера машиниста в положение 4Т дополнительно к контакту КМ20 замыкается контакт 44А-8А главного вала контроллера КМ18, и при включённой кнопке «Комбинированное торможение прицепными вагонами» создаётся цепь на поездной провод 8:

от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через контакт 44А-8А главного вала контроллера машиниста КМ18, через замкнутый контакт 8А-8 кнопке «Комбинированное торможение прицепными вагонами» на провод 8, от которого получают питание вентили торможения электровоздухораспределителей головного, хвостового и всех прицепных вагонов электропоезда.

Сигнальная лампа «Т» в таком режиме не загорается, так как линейный провод 8 не участвует в сборе цепи провода 45.

Торможение прицепными вагонами джойстиком УЭПТ

Цепи управления ЭПТ: Совместная работа контроллера машиниста и джойстика УЭПТ. Торможение прицепными вагонами.
При установке главной рукоятки контроллера машиниста в тормозные положения 1Т, 2Т или 3Т и дополнительном перемещении рукоятки джойстика УЭПТ в тормозное положение, собираются цепи на питание реле РО и РТ :

для реле РО – порядком, рассмотренным выше, при питании через контроллер машиниста,

реле РТ получает питание от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через контакт 44А-44Т главного вала контроллера машиниста КМ20, от провода 44Т преимущественно через замкнутый согласно развёртки кулачка УЭПТ контакт 44ББ-44Т микропереключателя В101 «П» УЭПТ в обратном направлении (диод Д101 зашунтирован), далее через контакт 44ББ-44М микропереключателя В100 «Т» УЭПТ на катушку реле РТ, далее через замкнутый контакт 30Ж-43 тумблера «ЭПТ» на поездной провод 43, через замкнутый контакт 43-30 переключателя ППТ хвостового вагона на общий провод цепей управления и обратно к источнику.

Реле РТ, включаясь, подаёт питание на линейный провод 8 по цепи: от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через контакт 44А-44Т главного вала контроллера машиниста КМ20, через контакт 44Т-8 реле РТ на провод 8, от которого получают питание вентили торможения электровоздухораспределителей головного, хвостового и всех прицепных вагонов электропоезда. В данном случае положение кнопки «Комбинированное торможение прицепными вагонами» не имеет значения, так как реле РТ подаёт питание на провод 8 после контактов кнопки. Цепь на линейный провод 47 через соответствующие контакты реле РТ прерывается разомкнутым контактом 44А-44Б главного вала контроллера машиниста КМ21. Как указывалось ранее, включённое реле РТ при нахождении рукоятки крана машиниста вне тормозных положений подаёт ложный сигнал на лампу «Т» по цепи:

от поездного провода 22 через контакт 22-22Д переключателя ППТ, замкнутый в положении «Головной», через замкнутый обратный контакт 22Д-22А кнопки «Возврат защиты» или её реле-повторителя на пультах нового образца,контакт 22А-22В реверсивного вала контролера машиниста КМ3, замкнутый в его рабочих положениях, главный контакт 22В-40Я контактора времени торможения КВТ, блокировочный диод Д53 к проводу 40Е, далее через добавочный резистор R42 на провод 40И, через замкнутый обратный контакт 40И-40Р микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ2, далее через замкнувшийся прямой контакт 45-40Р реле РТ в обратном направлении на провод 45, затем через замкнутый контакт 45-45Б реле РКО к сигнальной лампе «Т», на поездной провод 43, через замкнутый контакт 43-30 переключателя ППТ хвостового вагона на общий провод цепей управления и обратно к источнику.

Отпуск тормоза

Цепи управления ЭПТ: Совместная работа контроллера машиниста и джойстика УЭПТ. Отпуск тормоза.
При необходимости выполнить ступень отпуска ЭПТ при нахождении главной рукоятки контроллера машиниста в тормозных положениях требуется перевести рукоятку джойстика УЭПТ к себе до упора. Разомкнувшийся при этом контакт 44Т-44Г микропереключателя В102 «О» УЭПТ обесточит катушку реле РО, и, соответственно, линейный провод 49. Вентили отпуска электровоздухораспределителей всего поезда потеряв питание сообщат рабочие камеры с атмосферой, вызывая отпуск тормозов. При достижении требуемого давления в тормозных цилиндрах электропоезда рукоятку джойстика УЭПТ отпускают, и она под действием подпружиненного толкателя вернётся в поездное положение, восстановив контакт 44Т-44Г на реле РО, зафиксировав перекрышу вновь.

Торможение ЭПТ

Работа контроллера машиниста. Торможение ЭПТ.
При постановке главной рукоятки контроллера в положение 5Т замыкается контакт 44А-47 главного вала контроллера КМ19, обеспечивая питание линейного провода 47 по цепи:

от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через контакт 44А-47 главного вала контроллера машиниста КМ19 на поездной провод 47, вызывая срабатывание всех электровоздухораспределителей электропоезда на торможение, а также немедленный разбор схемы электродинамического торможения если таковое применялось.

Цепь питания вентиля СК через контактор времени торможения КВТ и контроллер крана машиниста в данном режиме также не прерывается. Сигнальная лампа «Т» при этом подаёт действительный сигнал о целостности цепи блокировочного и линейных проводов от головы до хвоста электропоезда.

Кнопка "Аварийный ЭПТ"

Использование кнопки "Аварийный ЭПТ"
При нажатии кнопки «Аварийный ЭПТ» собирается цепь питания реле пневматического тормоза РПТ:

от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44К кнопки «Аварийный ЭПТ» на катушку реле РПТ и далее на общий провод цепей управления, обратно к источнику.

Реле РПТ, включаясь, замыкает свои контакты в проводах 44А-49 и 44А-47, подавая питание на линейные провода и вызывая полное служебное торможение ЭПТ. Цепь питания вентиля СК в данном случае не прерывается, независимо от положения главной рукоятки контроллера.

Торможение ЭПТ при срабатывании ЭПК

Цепи управления ЭПТ: Торможение ЭПТ при срабатывании ЭПК.
В случае разрядки по какой-либо причине камеры выдержки времени ЭПК, блокировочный контакт 44-44И, связанный с ней, включит реле РПТ по цепи:

от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44И блок-контакта камеры выдержки времени ЭПК, нормально замкнутый контакт 44И-44К тумблера «Выключение автостопа [ВА]» на катушку реле РПТ и далее на общий провод цепей управления, обратно к источнику, вызывая полное служебное торможение ЭПТ в дополнение к начавшемуся автостопному торможению с разрядкой тормозной магистрали.

Назначение тумблера "Выключение автостопа" (ВА)

Назначение тумблера "Выключение автостопа" (ВА)
При возникновении неисправности ЭПК, вынуждающей его полностью отключить с одновременным перекрытием крана тормозной магистрали и крана питания ЭПК, необходимо отключить тумблер «ВА» для предотвращения самопроизвольного торможения электропоезда после разрядки камеры выдержки времени ЭПК из-за утечек или собственным свистком, а также для возможности отпустить электропневматический тормоз после финального срабатывания ЭПК, разрывая цепь в сторону реле РПТ. После выключения тумблера «ВА» пользование кнопкой «Аварийный ЭПТ» сохраняется, так как цепь данной кнопки тумблером «ВА» не разрывается.