Общие особенности конструкции тележек моторных и прицепных вагонов

Кузов вагона опирается на тележки и шарнирно с ними связан через шкворневое устройство.

Тележки имеют двойную пружинную подвеску с фрикционными гасителями колебаний в буксовой подвеске и с гидравлическими гасителями (демпферами) в центральной подвеске. В центральной подвеске установлены четыре комплекта двухрядных цилиндрических пружин, а в каждой буксовой – два комплекта. От тележек на раму кузова передаются тяговые и тормозные усилия. Тележки обеспечивают плавность хода вагона за счет гашения вертикальных и горизонтальных колебаний при движении по неровностям пути. При прохождении кривых участков пути тележки поворачиваются в горизонтальной плоскости относительно вагона, и колесные пары устанавливаются по радиусу кривой. Это уменьшает набегание гребней колес на рельс, обеспечивая нормальное вписывание в кривую, и снижает износ колес.

Тележка моторного вагона (тормозная рычажная передача не показана)

Рис. 6.3. Тележка моторного вагона (тормозная рычажная передача не показана): 1 – редуктор; 2 – траверса тормозных колодок; 3 – упругая муфта: 4 – тяговый двигатель; 5 – регулятор выхода штока; 6 – пружина; 7 – букса; 8 – фрикционный гаситель колебаний; 9 – поводок; 10 – поддон центрального подвешивания; 11 – гидравлический гаситель колебаний; 12 – рама тележки; 13 – трубка от тормозного цилиндра к регулятору выхода штока; 14 – трубка от магистрали к тормозному цилиндру; 15 – тормозной цилиндр; 16 – узел подвешивания редуктора; 17 – колесная пара; 18 – скользун; 19 – надрессорный брус

К поперечным балкам каждой тележки моторного вагона жестко подвешены тяговые двигатели и одной стороной шарнирно присоединены корпуса редукторов зубчатой передачи. Другой стороной корпуса редукторов опираются на оси колесных пар.

Надрессорный люлечный брус зафиксирован относительно поперечных балок тележки двумя горизонтальными поводками вместо применяемых ранее вертикальных скользунов. Кузов вагона опирается через боковые скользуны на надрессорный люлечный брус тележки. Тяговые и тормозные усилия передаются от колесных пар на кузов не только через горизонтальные поводки, но и через центральный шкворень, шарнирно соединяющий тележку с рамой кузова.

Тележка прицепного вагона (тормозная рычажная передача не показана)

Рис. 6.4. Тележка прицепного вагона (тормозная рычажная передача не показана): 1 – триангель; 2 – тормозной цилиндр; 3 – букса; 4 – пружина; 5 – рама тележки; 6 – центральное подвешивание; 7 – гаситель колебаний; 8 – поводок; 9 – регулятор выхода штока. 10 – колесная пара; 11 – надрессорный брус: 12 – трубка от тормозного цилиндра к регулятору выхода штока; 13 – трубка от магистрали к тормозному цилиндру

Рамы тележек

Рамы тележек моторных вагонов – поводкового типа. В горизонтальной плоскости они имеют Н-образную форму. Рама состоит из двух продольных балок 8 (рис. 6.5) и соединяющих их двух средних поперечных балок 14. Продольные балки сваривают из двух штампованных профилей швеллерообразного сечения с толщиной стенки 12 мм. Стыки продольных балок с поперечными усиливают сверху и снизу фасонными на-кладками из стального листа толщиной 14 мм. К продольным балкам 8 приварены кронштейны для крепления тормозных цилиндров, деталей рычажной передачи, центральной подвески, гидравлических амортизаторов и фрикционных гасителей, и стальные литые кронштейны 3 для крепления поводков, фиксирующих буксу.

Рама тележки моторного вагона

Рис. 6.5. Рама тележки моторного вагона: 1 – концевая балка; 2 – кронштейн буксовых пружин; 3 – кронштейн буксовых поводков; 4, 5 – опора крепления тягового двигателя; 6, 7, 9, 16 – кронштейны подвески рычажной тормозной передачи; 8 – продольная балка; 10 – кронштейн гидравлического гасителя колебаний; 11 – труба центрального подвешивания; 12 – кронштейн тягового поводка; 13 – кронштейн подвески редуктора; 14 – поперечная балка; 15 – разъемная оттяжка соединения балок

В среднюю часть тележки (напротив поперечных балок) вварены стальные литые гильзы 11, через которые пропущены тяги центральной подвески.

Поперечная балка 14 имеет сложную конфигурацию, так как на ней закреплен тяговый двигатель и подвешен редуктор. Балку сваривают из двух стальных штампованных деталей с толщиной стенки 10 мм. К ее нижней части приварены литые опоры 4 для крепления тягового двигателя. Сверху имеются упоры для клиньев, которыми двигатель притянут к тележке. С правой стороны от упоров приварен кронштейн 13 для подвески редуктора. Внизу между обеими поперечными балками установлены две распорки 15, которые придают конструкции необходимую жесткость. Детали рамы изготовлены из малоуглеродистой стали марки СтЗ.

Рама тележки прицепного вагона

Рис. 6.6. Рама тележки прицепного вагона: 1 – продольная балка; 2 – поперечная балка; 3 – кронштейны крепления тормозной рычажной передачи; 4 – кронштейн крепления регулятора выхода штока; 5 – кронштейн крепления гасителя колебаний; 6 – кронштейн крепления поводка; 7 – кронштейн крепления подвески тормозных колодок

Тележки прицепных вагонов – бесчелюстные. Рамы тележек прицепных вагонов штампосварной конструкции, также имеют Н-образную форму. Продольные балки 1 (рис 6.6) сварены из двух швеллеров и усилены сверху и снизу накладками из листовой стали толщиной 14 мм. К концам продольных балок приварены фигурные фланцы, к каждому из которых четырьмя болтам прикреплены шпинтоны, центрирующие пружины буксовой подвески. К продольным балкам, как на моторных вагонах, приварены кронштейны 5 для гидравлических амортизаторов и кронштейны 6 для присоединения продольных поводков. Поперечные балки 2 коробчатого сечения сварены из листовой стали.

К раме первой тележки головного вагона прикреплен горизонтальный брус 3 (рис. 6.7) из швеллера. При помощи угольников и косынок к нему подвешены приемные катушки 5 АЛСН. Там же установлена коробка 6 зажимов для присоединения проводов. Провода проложены в трубах (кондуитах). Брус вместе с приемными катушками предохранен от падения на путь стальными тросами.

Установка катушек локомотивной сигнализации на тележках головного вагона

Рис. 6.7. Установка катушек локомотивной сигнализации на тележках головного вагона: 1 – рама тележки; 2 – предохранительный крюк; 3 – горизонтальный брус; 4 – кронштейн; 5 – приемная катушка; 6 – коробка выводов; 7 – жгут проводов; 8 – регулировочные шайбы; 9 – гайка

Механическое оборудование

  1. Кузова вагонов (вентиляция и отопление кабины машиниста, электрообогрев стекол лобовых окон, вентиляция и отопление пассажирских помещений, система охлаждения тяговых двигателей и преобразователей)
  2. Тележки (общие особенности конструкции тележек моторных и прицепных вагонов, рамы тележек)
  3. Подвеска (шкворневой узел, гидравлический гаситель колебаний, буксовый узел)
  4. Колесные пары
  5. Подвеска тягового двигателя и тяговая передача
  6. Автосцепка и поглощающий аппарат

Основная публикация: Электропоезда постоянного тока ЭД2Т, ЭР2Т, ЭТ2(М)

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.