Модуль воздухораспределителя

Модуль воздухораспределителя преобразует давление ПМ в зависимости от давления в ТМ в управляющее давление для тормозных цилиндров. Общий вид модуля представлен на рис. 8.7.

Устройство представляет собой комбинацию пневматических и электропневматических устройств, функционально объединенных на одной несущей пластине. Основными частями модуля являются вышеупомянутая несущая пластина и воздухораспределитель.

Общий вид модуля воздухораспределителя

Рис. 8.7. Общий вид модуля воздухораспределителя (В54)

Пневматическое соединение между модулем и пневматической системой подвижного состава осуществляются посредством трубопроводов. Несущая пластина включает все каналы сжатого воздуха и отверстия, необходимые для взаимодействия отдельных компонентов. На задней стенке несущей пластины расположены все патрубки сжатого воздуха. Основные компоненты модуля воздухораспределителя показаны на рис. 8.8.

Компоненты модуля воздухораспределителя

Рис. 8.8. Компоненты модуля воздухораспределителя (В54): 1 – несущая пластина; 2 – воздухораспределитель; 3 – вход сжатого воздуха L; 4 – выход сжатого воздуха (давление Cv); 5 – вход сжатого воздуха R

Воздухораспределитель имеет модульную конструкцию. В его корпусе есть необходимые каналы и выемки и при присоединении соответствующего компонента через монтажную поверхность автоматически устанавливаются требуемые пневматические соединения.

Основными частями воздухораспределителя (рис. 8.9) являются:

  • корпус;
  • камера управления А с выпускным клапаном;
  • крышка R с обратным клапаном без запорного клапана;
  • сопловая крышка;
  • крышка Cv;
  • промежуточный фланец.
Схема воздухораспределителя

Рис. 8.9. Схема воздухораспределителя: 1 – промежуточный фланец; 2 – воздушный фильтр; 3 – сопловая крышка; 4 – корпус; 5 – клапан с тремя ступенями давления; 6 – крышка Су; 7 – камера управления А с выпускным клапаном; 8 – R-крышка; 9 – U-реле контроля; 10 – U-камера; 11 – ограничитель максимального давления; 12 – ограничитель минимального давления; 13 – А-реле контроля; 14 – сопловый выключатель; Сv – давление управления; L — давление ТМ; R — давление в запасном резервуаре

Воздухораспределитель монтируется на приборном щите с помощью промежуточного фланца. Герметизация фланцевого соединения между фланцем и приборной доской осуществляется с помощью уплотняющих элементов.

Особенности конструкции воздухораспределителя:

  • моменты торможения и отпуска зависят от величины управляющего объема;
  • скорость тормозной волны в поездах, оснащенных данным воздухораспределителем (с чисто пневматическим принципом действия), достигает не менее 285 м/с;
  • воздухораспределитель чувствителен к управляемым перепадам давления в ТМ. Начало торможения осуществляется менее чем через одну секунду после снижения давления в тормозной магистрали на 0,06 МПа (0,6 кгс/см2) за 6 с;
  • воздухораспределитель не чувствителен к неуправляемым перепадам давления в ТМ — при снижении давления в тормозной магистрали на величину до 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) в течение 50 с торможение не происходит;
  • максимальное давление в тормозном цилиндре ограничивается, соответственно, ограничителем максимального давления независимо от размера запасного резервуара, давления в запасном резервуаре и величины хода тормозного цилиндра. Тем самым, ограничитель максимального давления предотвращает торможение на юз и блокировку колес.

Потери воздуха в подводящих трубопроводах тормозного цилиндра или в самом тормозном цилиндре могут быть компенсированы за счет запасного резервуара. Запасные резервуары пополняются из тормозной магистрали через обратный клапан в крышке R.

Крышка R не оснащена запорным клапаном. Воздухораспределитель должен запираться снаружи, и из него необходимо удалить воздух. Для полной откачки воздуха из воздухораспределителя дополнительно необходимо задействовать выпускной клапан в камере управления А. Выпускной клапан необходимо вытягивать до полного отпускания тормоза.

Технические характеристики воздухораспределителя

Время торможения (до 95 % максимального давления), с................3—5
Время отпуска тормоза (с 3,4 до 0,4 кгс/см2), с.....................7—10
Давление управления Cv, кгс/см2.....................................3,8+0,1
Рабочее давление в ТМ, кгс/см2......................................5
Максимальное рабочее давление, кгс/см2..............................6
Падение давления в ТМ при торможении до полной остановки, кгс/см2...1,5+0,1
Объем рабочей камеры А, л...........................................4
Время наполнения рабочей камеры А с 0 до 4,8 кгс/см2, с.............160—200
Температура окружающей среды, °С....................................-50/+70

Корпус

Корпус выполняет следующие функции:

  • преобразование снижения давления в ТМ в соответствующее управляющее давление или давление в тормозном цилиндре;
  • ускорение снижения давления в ТМ при начале торможения;
  • поддержание управляющего давления А;
  • быстрая установка минимального давления для включения тормоза;
  • поддержание установленного давления в тормозном цилиндре;
  • ограничение максимального давления в тормозном цилиндре;
  • защита от отпускных толчков.

Корпус содержит следующие узлы:

  • воздушный фильтр, который предотвращает проникновение грязи из ТМ в воздухораспределитель и тем самым обеспечивает долгий срок службы воздухораспределителя;
  • клапан с тремя ступенями давления, который управляет в зависимости от величины и скорости изменений давления в ТМ подачей воздуха в тормозной цилиндр, а также откачкой воздуха из тормозного цилиндра. Клапан чувствителен к управляемым перепадам давления в ТМ. Кроме того, он активизирует ускоритель и управляет устройством защиты от отпускных толчков;
  • ускоритель, который состоит из U-реле контроля избыточного давления с U-камерой избыточного давления, управляющей втулки и соплового выключателя. При начале торможения из ТМ воздух поступает в камеру U, что обеспечивает первичное понижение давления и быструю передачу импульса торможения по всему составу;
  • реле контроля А, преобразующее давление ТМ в управляющее давление А, которое в свою очередь контролируется сопловым выключателем и управляющим давлением Су. Так как контрольное устройство А соединено с устройством ускорения посредством соплового выключателя, тормоз надежно предохранен от истощения давления управления А. Благодаря этому также достигается оптимальная готовность устройства ускорения к работе по окончании отпускания тормоза;
  • ограничитель минимального давления, который при начале торможения обеспечивает быстрое наполнение тормозного цилиндра до уровня, соответствующего приблизительно 10% от достигаемого при полном торможении тормозного усилия;
  • ограничитель максимального давления, который, соответственно, ограничивает максимальное давление в тормозном цилиндре независимо от размера запасного резервуара, давления сжатого воздуха в запасном резервуаре и объема тормозного цилиндра, Таким образом предотвращается торможение на юз.

Сопловая крышка

На сопловой крышке имеются тормозное и отпускное сопла, определяющие моменты торможения и отпускания. Сопла предназначены для определенного объема.

Крышка R

При отпускании резервуар наполняется сжатым воздухом из тормозной магистрали через крышку R независимо от своего размера одновременно с падением давления тормозного цилиндра. Запасной резервуар отделен от тормозной магистрали посредством обратного клапана в крышке R.

Сама крышка R не имеет запорного клапана, воздухораспределитель должен запираться снаружи.

Крышка Cv

Воздухораспределитель снабжен крышкой Cv. Она не создает объем работы диафрагмы и клапанов.

Камера управления А с выпускным клапаном

Если потянуть за размыкающее устройство, давление в камере управления А снизится. Тормоз будет отпущен при сохранении давления в запасном резервуаре. После полного заполнения камеры управления А снова станет возможным полноценное торможение подвижного состава.

Для полного опорожнения воздухораспределителя и отпускания тормоза размыкающее устройство следует тянуть до тех пор, пока тормоз не будет полностью отпущен.

Промежуточный фланец

Промежуточный фланец представляет собой переходное звено к приборной доске. Он упрощает монтаж на ней различных элементов и включает все патрубки для сжатого воздуха.

Работа воздухораспределителя B54

Начальное положение наполнения

Давление во всех камерах воздухораспределителя отсутствует:

  • под действием пружины сжатия 101.13 (рис. 8.10) клапан с тремя ступенями давления G отводится в отпущенное положение;
  • тарелка клапана 101.34 прилегает к корпусу;
  • впускной клапан V101 2 (R-Cv) закрыт, а выпускной клапан V101 1 (Cv-0) открыт;
  • мембранная тарелка 101.21 прижимается пружиной 101.22 к толкателям 101.19, опирающимся на тарелку клапана 101.34;
  • управляющая втулка 101.37 под действием пружины сжатия 101.36 герметично прижата к тарелке клапана 101.34 и таким образом отсоединяет L от О;
  • пружина сжатия 101.43 прижимает сопловый выключатель Н к седлу клапана VH и отсоединяет L от А.
Наполнение воздухораспределителя

Рис. 8.10. Наполнение воздухораспределителя: А – давление в камере управления А; В0, В112 – отверстия; С – давление в тормозном цилиндре С; Су – давление управления; D – А-реле контроля; Е – ограничитель максимального давления; F – ограничитель минимального давления; G – клапан с тремя ступенями давления; G/P – G/P-переключатель; Н – сопловый выключатель; L – давление в тормозной магистрали; L – камера, соединенная с ТМ; М – реле давления; Мр – пружина сжатия; О – выход в атмосферу; R – давление в запасном резервуаре R; Т – кронштейн клапана; U – U-реле контроля; V101, V101 2, V101 4 – клапаны; VM1 – выпускной клапан С-О; VM2 – впускной клапан R-C; 101 – корпус; 101.13, 101.22, 101.36, 101.43, 101.47, 101.55, 101.68, 190.8 – пружины сжатия; 101.19 – толкатель; 101.20 – фасонная мембрана; 101.21 – мембранная тарелка; 101.34 – тарелка клапана; 101.37 – управляющая втулка; 101.41 – резьбовая втулка с впрессованным соплом; 101.44 – толкатель; 101.60 – опорный поршень; 112 – камера управления А с быстровыпускным клапаном; 112.1 – сопло; 112.5 – заслонка; 190 -R-наполнитель с запорным вентилем

Теперь А-реле контроля открыто (пружина сжатия 101.47). Ограничитель минимального давления F и ограничитель максимального давления Е открыты (пружины сжатия 101.68 и 101.55).

Реле давления М (на воздухораспределителе KETd вместо реле давления имеется только крышка) находится в положении отпуска; впускной клапан VM2 с R на С закрыт (пружина сжатия MF), выпускной клапан VM1 с С на О открыт.

В R-наполнителе 190 (на воздухораспределителе KETd вместо R-наполнителя имеется R-крышка) запорный клапан блокирует соединение с L, и воздух от R выпускается к О; обратный клапан V190.4 L-R закрыт (пружина сжатия 190.8).

Наполнение воздухораспределителя

Когда запорный элемент открыт и давление L повышается до рабочего давления, наполняется камера над мембранной тарелкой 101.21. При давлении 0,22 МПа (2,2 кгс/см2) открывается сопловый выключатель Н, и толкатель 101.44 фиксирует управляющую втулку 101.37 с фрикционным замыканием.

Через сопло 101.41 сжатый воздух из L поступает в камеру управления А:

  • давление L прижимает мембранную тарелку 101.21 вниз к фасонной мембране 101.20 с опорным поршнем 101.60;
  • заслонка 112.5 перемещается над отверстием для удаления воздуха В0 вниз и отсоединяет А от О;
  • под действием разности давлений L-А фасонная мембрана 101.20 закрывает отверстие В112.

Камера управления А наполняется теперь с дросселированием через сопло 112.1.

Из тормозной магистрали воздух (через обратный клапан V190 4 в R-наполнителе) поступает как к запасному резервуару, так и к выпускному клапану VM2 в реле давления М.

Воздух R поступает без дросселирования через ограничитель минимального давления F к выпускному клапану V101 2 (R-Cv).

Воздух R поступает также через открытый ограничитель максимального давления Е к тормозным соплам. Ограничитель максимального давления закрывается, когда давление R достигнет заданного максимального давления в тормозном цилиндре, и запирает тем самым соединение R в ограничителе максимального давления с тормозными соплами.

Через тормозные сопла на ограничитель максимального давления по-прежнему воздействует давление R.

Конечное положение наполнения

При достижении номинального рабочего давления в камерах L, R и А воздухораспределитель находится в конечном положении наполнения (рис. 8.11):

  • мембранная тарелка 101.21 сопротивляется усилию пружины сжатия 101.22, подпираемая толкателем 101.19, тарелкой клапана 101.34 и тарелкой клапана Су с помощью пружины сжатия 101.13;
  • в быстровыпускном клапане 112 давление А удерживает заслонку 112.5 против усилия пружины 112.7 в запертом положении A-О; гильза 112.3 прилегает к своему нижнему упору и не передает усилия на опорный поршень 101.60.

Воздухораспределитель теперь готов к торможению в режиме своей нормальной чувствительности. В конечном положении наполнения воздухораспределитель сохраняет давление относительно R и А; потери давления компенсируются через сопловое отверстие R (190.11а) и обратный клапан V190 4.

Окончание наполнения

Рис. 8.11. Окончание наполнения: А – давление в камере управления А; С – давление в тормозном цилиндре С; Су – давление управления; D – А-реле контроля; Е – ограничитель максимального давления; F – ограничитель минимального давления; G – клапан с тремя ступенями давления; G/P – G/P-переключатель; Н – сопловый выключатель; L – давление в тормозной магистрали; L – камера, соединенная с ТМ; М – реле давления; О – выход в атмосферу; R – давление в запасном резервуаре R; Т – кронштейн клапана; U – U-реле контроля; V190 4 – клапан; 101 – корпус; 101.13, 101.22, 112.7 – пружины сжатия; 101.19 – толкатель; 101.21 – мембранная тарелка; 101.34 – тарелка клапана; 101.60 – опорный поршень; 112 – камера управления А с быстровыпускным клапаном; 112.3 – втулка; 112.5 – заслонка; 190 – R-наполнитель с запорным вентилем; 190.11а – сопловое отверстие R

Фаза I торможения

При снижении давления L в режиме служебного торможения срабатывание тормоза определяется максимальным самовыравниванием L-А через сопло 101.41 (рис. 8.12).

Когда давление L упадет настолько, что разность давлений между L и А на мембранной тарелке 101.21 будет достаточно велика, тарелка клапана 101.34 поднимется толкателями 101.19; управляющая втулка 101.37 вследствие фиксации сопловым выключателем Н с фрикционным замыканием не может следовать за тарелкой клапана 101.34, за счет чего открывается клапан V101 3 и L через впускное отверстие U-реле контроля соединяется с U-камерой.

За счет дросселирования камеры L в воздухораспределителе по отношению к тормозной магистрали через сопловое отверстие L (190.11b) воздух L расширяется и создает повышенную разность давлений L-А на мембранной тарелке 101.21; клапан с тремя ступенями давления G ускоренно перемещается в верхнее положение торможения.

При открытии клапана V1013 (L-К) создается давление, действующее сзади на сопловый выключатель Н, в результате чего под действием пружины сжатия 101.43 сопловый выключатель перемещается в запертое положение L-А (клапан VH закрыт).

Таким образом, воздухораспределитель из режима нормальной чувствительности переключается на абсолютную чувствительность; управляющее давление А сохраняется.

Фаза I торможения

Рис. 8.12. Фаза I торможения: А – давление в камере управления А; С – давление в тормозном цилиндре С; Cv – давление управления; D – А-реле контроля; Е – ограничитель максимального давления; F – ограничитель минимального давления; G – клапан с тремя ступенями давления; G/P – G/P-переключатель; Н – сопловый выключатель; К – U-камера; L – давление в тормозной магистрали; L – камера, соединенная с ТМ; М – реле давления; О – выход в атмосферу; R – давление в запасном резервуаре R; Т – кронштейн клапана; U – U-реле контроля; V101 3, V101 2 – клапаны; VM1 – выпускной клапан С-О; 101 – корпус; 101.19 – толкатель; 101.21 – мембранная тарелка; 101.34 – тарелка клапана; 101.37 – управляющая втулка; 101.41 – резьбовая втулка с впрессованным соплом; 101.43 – пружина сжатия; 112 – камера управления А с быстровыпускным клапаном; 190 – R-наполнитель с запорным вентилем; 190.11b – сопловое отверстие L

За счет поступления воздуха L через управляющую втулку 101.37 в U-камеру К на управляющей втулке образуется давление подпора, удерживающее управляющую втулку до закрытия U-реле контроля во впускном положении, хотя фрикционное соединение уже не действует.

Через открытый впускной клапан V101 2 и вначале открытый ограничитель минимального давления F создается давление Cv.

Фаза II торможения

Фаза II торможения представлена на рис. 8.13.

Как только перепад давлений между тормозной магистралью и камерой L уменьшится до значения, соответствующего стационарному потоку, клапан с тремя ступенями давления G перемещается из верхнего в нижнее положение торможения. Перепад давлений на сопловом отверстии L (190.1) возникает за счет того, что воздух из камеры L выходит через управляющую втулку 101.37, клапан Vu U-реле контроля, U-камеру (К) и сопло 101.72.

Давление Cv при значении 0,035 МПа (0,35 кгс/см2) закрывает А-реле контроля (D); в результате обеспечивается двойное отсоединение А от L.

Фаза II торможения

Рис. 8.13. Фаза II торможения: А – давление в камере управления А; С – давление в тормозном цилиндре С; Су – давление управления; D – А-реле контроля; Е – ограничитель максимального давления; F – ограничитель минимального давления; G – клапан с тремя ступенями давления; G/P – G/P-переключатель; Н – сопловый выключатель; L – давление в тормозной магистрали; L – камера, соединенная с ТМ; М – реле давления; О – выход в атмосферу; Рв, GB – тормозные сопла; V101 1 – клапан компенсации утечек; V101 2 – впускной клапан; V1904 – обратный клапан

Запертое положение соплового выключателя Н обеспечивается соединением Z.

С задержкой по времени через сопло 101.2.3 U-реле контроля закрывает клапан V, при давлении 0,026 МПа (0,26 кгс/см2) в камере управления Су U-реле контроля и заканчивает процесс ускорения. Возможные утечки в клапане Vu компенсируются за счет L.

Теперь управляющая втулка 101.37 быстро перемещается в конечное положение торможения вслед за тарелкой клапана 101.34.

Одновременно давление Cv воздействует через мембрану 190.14 на тарелку клапана 190.7 и тем самым способствует запертому положению клапана V190 3. Соединение L с R обеспечивается только через сопловое отверстие R (190.11а). С момента начала торможения камеры давления L и R разделены обратным клапаном V190 4, так как давление L ниже давления R.

В результате подъема давления Су открывается выпускной клапан VM2 реле давления М.

За счет имеющегося передаточного отношения Сv:С= 1:1 используемого реле давления KR-ld при каждом повышении давления Сv в той же степени изменяется давление С.

При давлении Cv порядка 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) закрывается ограничитель минимального давления F, и дальнейший рост давления Cv происходит исключительно через тормозные сопла РB или РB и GB в соответствии с дальнейшим снижением давления в тормозной магистрали. При этом ограничитель максимального давления Е открывает соединение запасного резервуара с тормозными соплами в соответствии с необходимым количеством воздуха для подъема давления Сv.

Скорость подъема давления Cv определяется, с одной стороны, скоростью снижения давления L в тормозной магистрали, а с другой стороны — тормозными соплами согласно положению для соответствующей категории поезда.

Положение перекрыши

Положение перекрыши представлено на рис. 8.14. При достижении состояния равновесия L/Cv клапан с тремя ступенями давления G перемещается в заключительное положение торможения.

В результате прерываются соединения R-Cv, Сv-O, а также R-C и С-O в реле давления. Любое последующее снижение давления в тормозной магистрали (до давления в ТМ 0,15 МПа (1,5 кгс/см2) — полное торможение) ведет к повышению давления С . Чувствительность является абсолютной, так как соединение L-A прервано. Вследствие этого клапан чувствителен даже к небольшим и медленным изменениям давления в тормозной магистрали.

Положение перекрыши

Рис. 8.14. Положение перекрыши: А – давление в камере управления А; С – давление в тормозном цилиндре С; Cv – давление управления; D – А-реле контроля; Е – ограничитель максимального давления; F – ограничитель минимального давления; G – клапан с тремя ступенями давления; G/P – G/P-переключатель; Н – сопловый выключатель; L – давление в тормозной магистрали; L – камера, соединенная с ТМ; М – реле давления; О – выход в атмосферу; R – давление в запасном резервуаре R; Т – кронштейн клапана; U – U-реле контроля; 101 – корпус; 112 – камера управления А с быстровыпускным клапаном; 190 – R-наполнитель с запорным вентилем; V101 1 – клапан компенсации утечек; V101 2 – впускной клапан; V1904 – обратный клапан

В заключительном положении торможения клапан также сохраняет давление в рамках заданного перепада давлений. Утечки воздуха с С„ на О на воздухораспределителях KETd компенсируются через ограничитель максимального давления Е из R.

При необходимости производится подпитка R через обратный клапан V1904 из L. Утечки воздуха с R на С на воздухораспределителях KETd компенсируются из главной поршневой системы. Компенсация утечек воздуха с R на Су (впускной клапан V101 2) осуществляется через клапан V1011 на О.

Если давление в тормозной магистрали при быстром торможении опустится ниже соответствующего полному торможению значения, клапан с тремя ступенями давления G перемещается из заключительного положения торможения в верхнее положения торможения, при этом открывается клапан V10] 2 (соединение R с Cv). Однако ограничитель максимального давления Е препятствует дальнейшему повышению давления С даже при высоком давлении R. За исключением поддержания давления R из L это не влияет на режим подпитки.

Фаза I отпуска

Фаза I отпуска показана на рис. 8.15.

Фаза I отпуска

Рис. 8.15. Фаза I отпуска: А – давление в камере управления А; С – давление в тормозном цилиндре С; Cv – давление управления; D – А-реле контроля; Е – ограничитель максимального давления; F – ограничитель минимального давления; G – клапан с тремя ступенями давления; G/P – G/P-переключатель; Н – сопловый выключатель; L – давление в тормозной магистрали; L — камера, соединенная с ТМ; М – реле давления; О – выход в атмосферу; PL, GL – отпускные сопла; R – давление в запасном резервуаре R; Т – кронштейн клапана; U – U-реле контроля; VМ1 – выпускной клапан С-О; V190 3 – клапан отпуска; 101 – корпус; 101.21 – мембранная тарелка; 112 – камера управления А с быстровыпускным клапаном; 190 – R-наполнитель с запорным вентилем; 190.5 – фасонная мембрана; 190.7 – тарелка клапана; 190.11а – сопловое отверстие R; 190.12 – пружина сжатия; 190.14 -диафрагма

Если из положения перекрыши давление в тормозной магистрали повышается, то разность давлений A-L на мембранной тарелке 101.21 снижается, и равновесие системы с тремя ступенями давления заново устанавливается за счет сброса давления С .

Если давление в тормозной магистрали в ходе отпуска поднимается до номинального рабочего давления, то клапан трех давлений выпускает воздух из тормозного цилиндра из G в направлении О.

При дальнейшем снижении давления Cv, когда давление станет ниже минимального давления в тормозном цилиндре — порядка 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), — открывается ограничитель минимального давления F, а при значении Cv, равном 0,035 МПа (0,35 гкс/см2), открывается А-реле контроля (D). Соединение между L и А остается заблокированным сопловым выключателем Н. В результате выравнивание давления А и давления L не происходит.

Одновременно в R-наполнителе снижается усилие закрытия, обеспечиваемое воздействием давления Су через мембрану 190.14 на тарелку клапана 190.7; возникает взаимодействие усилий за счет разности давлений А и R, действующей на большую площадь поршня (фасонная мембрана 190.5), и усилия пружины сжатия 190.12, воздействующего с давлением Су на малую поверхность поршня (мембрана 190.14). За счет этого управление раскрытием клапана V190 3 в зависимости от Су происходит таким образом, что запасной резервуар подпитывается количеством воздуха, необходимым для достижения максимального давления в тормозном цилиндре при последующем торможении.

В зависимости от фактической разности давлений L и R запасной резервуар подпитывается через сопловое отверстие R (190.11а) в процессе всего отпуска.

Таким образом, при отпуске в запасной резервуар подается лишь то количество воздуха из тормозной магистрали, которое обеспечивает неистощимость тормоза. Остаток воздуха способствует быстрому и равномерному подъему давления в ТМ.

Так как клапан V190 3 начинает закрываться при давлении воздуха R, равном 0,42 МПа (4,2 кгс/см2), отпуск ускоряется.

Время срабатывания воздухораспределителя определяется скоростью подъема давления в тормозной магистрали; однако, если L возрастает быстрее, чем возможен сброс Cv через отпускные сопла PL или GL и PL, время срабатывания зависит от сброса давления Cv.

Фаза II отпуска

Фаза II отпуска представлена на рис. 8.16.

Когда давление в тормозной магистрали приближается к 0,483 МПа (4,83 кгс/см2), что соответствует давлению Су = 0,026 МПа (0,26 кгс/см2), открывается U-реле контроля и актизивирует ускоритель.

Из соплового выключателя Н через клапан VL, выпускается воздух на стороне управляющей втулки. Он перемещается в левое конечное положение, открывает соединение между L и А через А-реле контроля D и фиксирует управляющую втулку 101.37 с фрикционным замыканием.

Давление А становится равным давлению L, и пружина сжатия 101.13 перемещает клапан с тремя ступенями давления G в полностью отпущенное положение.

Давления А и L синхронно повышаются до номинального рабочего давления. Когда давление в тормозной магистрали после открытия U-реле контроля снова опускается, восстанавливается первоначальная тормозная чувствительность воздухораспределителя при одновременной активации ускорителя; т.е. в воздухораспределителе возможны только следующие состояния:

  • нормальная чувствительность воздухораспределителя — ускоритель активирован (клапан Vу открыт);
  • абсолютная чувствительность воздухораспределителя — ускоритель не активирован (клапан Vу закрыт).
Фаза II отпуска

Рис. 8.16. Фаза II отпуска: А – давление в камере управлении А; С – давление в тормозном цилиндре С; Cv – давление управления; D – А-реле контроля; Е – ограничитель максимального давления; F – ограничитель минимального давления; G – клапан с тремя ступенями давления; G/P – G/P-переключатель; Н – сопловый выключатель; К – U-камера; L – давление в тормозной магистрали; L – камера, соединенная с ТМ; М – реле давления; О – выход в атмосферу; R – давление в запасном резервуаре R; В112 – отверстие, соединяющее камеру управления А с А-реле контроля; U – U-реле контроля; VM1 – выпускной клапан С-О; Vy – клапан U-реле контроля; V101 1 – клапан компенсации утечек; V101 9 – клапан выпуска давления из запасного резервуара; V1902 – обратный клапан ТМ; 101 – корпус; 101.13 – пружина сжатия; 101.20 – фасонная мембрана; 101.37 – управляющая втулка; 101.78 – уплотнительное кольцо; 112 – камера управления А с быстровыпускным клапаном; 112.1 – сопло; 190 – R-наполнитель с запорным вентилем; 190.28 – толкатель; 190.31 – вильчатый рычаг; 190.37 – распределительный вал

Другие состояния невозможны, в результате чего предотвращается динамическое истощение камеры управления А, а также опасность бесконтрольного торможения при отпуске.

Быстровыпускной клапан

Быстровыпускной клапан обеспечивает как полный автоматический отпуск тормоза, так и выравнивание повышенного давления А с давлением L.

Экстренный отпуск

Рис. 8.17. Экстренный отпуск: А – давление в камере управления А; В0 – отверстие снижения давления камеры управления; L – давление в тормозной магистрали; L – камера, соединенная с ТМ; О – выход в атмосферу; 101 – корпус; 101.20 – фасонная мембрана; 101.60 – опорный поршень; 112 – камера управления А с быстровыпускным клапаном; 112.2 – нажимная штанга; 112.3 – втулка; 112.5 – заслонка; 112.6, 112.7, 112.11 – пружины сжатия; 112.9 – рычаг; 112.14 – прижим

Тормоз отпускается, если слегка потянуть за рычаг 112.9 (рис. 8.17) быстровыпускного клапана. За счет этого прижим 112.14 отводится в сторону, нажимная штанга 112.2 перемещается, преодолевая усилие пружины сжатия 112.11, и заслонка 112.5 вместе с пружиной сжатия 112.6 и втулкой 112.3 поднимается.

После этого воздух поступает через отверстие В0 под заслонку 112.5, в результате чего она и втулка 112.3 при помощи пружины 112.7 удерживаются в самом верхнем положении.

После того как будет отпущен рычаг 112.9, прижим 112.14 и рычаг возвратятся в исходное положение.

Воздух из камеры управления А выходит через воздухоотводное отверстие В0. За счет этого клапан трех давлений G перемещается вниз в положение отпуска, и давление Cv, или С на воздухораспределителях без реле давления, сбрасывается через клапан V101 j и отпускное сопло в сопловой крышке А.

При отсутствии давления в тормозной магистрали заслонка 112.5 остается в своем верхнем положении и воздух из камеры управления А полностью удаляется.

При повторном наполнении сначала возрастает давление L и подает через фасонную мембрану 101.20 и опорный поршень 101.60 заслонку 112.5 в заключительное положение, запирая тем самым соединение В0-0.

Для устранения перегрузок задействуется также рычаг 112.9. Через отверстие В0 воздух из камеры управления А удаляется до тех пор, пока давление L через фасонную мембрану 101.20 и опорный поршень 101.60 не подаст заслонку 112.5 через отверстие В0 вниз, заперев тем самым соединение В0-0.

Давление А теперь воздействует на заслонку сверху и перемещает ее в заключительное положение. Кинематическая связь с опорным поршнем теперь отсутствует.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.