Системы противопожарной безопасности

Рассмотрим меры, используемые для защиты пассажиров в случае пожара, а также пассивные и активные противопожарные системы, установленные на электропоезде «Ласточка».

К пассивным системам защиты от пожара относятся следующие элементы:

  • перегородка между служебным тамбуром и пассажирской зоной вагона, в том числе дверь, выполнена как противопожарное перекрытие (выделено красным цветом на рис. 9.3). Отметим, что данная перегородка является огнестойкой;
  • торцевые стены. Каждый межвагонный переход оснащен двумя торцевыми дверями. Все торцевые стены, в том числе торцевые двери, выполнены как противопожарное перекрытие (выделено красным цветом на рис. 9.4).
Противопожарное перекрытие между служебным тамбуром и пассажирским салоном в головных вагонах А и В

Рис. 9.3. Противопожарное перекрытие между служебным тамбуром и пассажирским салоном в головных вагонах А и В

Противопожарное перекрытие в зоне межвагонного перехода

Рис. 9.4. Противопожарное перекрытие в зоне межвагонного перехода (между вагонами В и Е, Е и D, D и С, С и А)

  • контейнеры высоковольтного оборудования, расположенные вне кузова вагона. Они должны соответствовать степени огнестойкости ЕЗО (30-минутная огнестойкость).

К активной системе защиты от пожара в первую очередь относится система пожарной сигнализации. Рассмотрим основные требования к данной системе.

Система пожарной сигнализации служит для того, чтобы в случае возникновения пожара быстро и надежно обнаруживать его и бесперебойно выдавать на пульт машиниста сигнал тревоги (оптический и акустический), а также инициировать другие связанные с этим сигналом тревоги ответные действия. Она должна состоять из модуля обработки результатов и, в зависимости от контролируемой зоны, из дымового или теплового извещателя (точечный или линейный тепловой извещатель). Оценка сообщения о пожаре соответствующих линий пожарной сигнализации должна обеспечиваться с помощью системы управления поездом.

Пожарная обстановка в поезде контролируется посредством многопараметровых извещателей (измеряемые параметры — задымленность и температура) в следующих зонах:

  • пассажирский салон (два датчика в надпотолочном пространстве в зонах забора и подачи воздуха, три датчика на потолке в салоне);
  • санузлы;
  • герметично закрытые потолочные контейнеры (требуют установки одного извещателя);
  • монтажные контейнеры с электрооборудованием.

На рис. 9.5 и 9.6 представлены схемы размещения пожарных извещателей в пассажирских салонах головных и прицепных вагонов соответственно (синим цветом показаны датчики в надпотолочном пространстве, красным — потолочные).

При срабатывании пожарной сигнализации должны реализовываться следующие функции:

  • передача звукового и визуального сигнала о возгорании или неисправности сигнализации (или ее компонента) в кабину машиниста;
  • отключение климатических установок;
  • частичное отключение сигнализации в случае ее ложного срабатывания;
  • передача сигнала о возгорании по радиоканалу на пульт технического персонала депо (в случае горячего отстоя).

Электропоезд «Ласточка» оборудован системой пожарной сигнализации Rail 138 с установкой для тушения пожара методом азотного пожаротушения, размещаемой только в герметичных монтажных контейнерах, которые находятся вне салона; при ликвидации возгорания в пассажирском салоне используются первичные средства пожаротушения, которыми укомплектован электропоезд.

Система пожарной сигнализации обеспечивает надежную идентификацию и раннее оповещение о горении твердых и жидких веществ с образованием пламени, о тлеющих пожарах, а также о значительных превышениях температуры, принимает соответствующие меры, такие как подача сигнала тревоги и управление действиями в случае пожара.

Схема расположения пожарных извещателей в головных вагонах

Рис. 9.5. Схема расположения пожарных извещателей в головных вагонах

Схема расположения пожарных извещателей в прицепных вагонах

Рис. 9.6. Схема расположения пожарных извещателей в прицепных вагонах

Кроме того, система осуществляет постоянный контроль трасс электропроводки на короткое замыкание, замыкание на землю и обрыв. При возникновении короткого замыкания пораженный участок изолируется, а контроль остальных зон продолжает производиться. Этот принцип используется и при обрыве линии электропроводки.

Применяемые в системе пожарные извещатели являются многофункциональными, они запрограммированы на различные критерии срабатывания и используют для интеллектуального анализа причин срабатывания такие показатели, как дым, температура, а также включенные в программы извещателей типовые характеристики протекания пожара (алгоритмы). При этом обеспечивается защита от ошибочных параметров.
Идентификация каждого извещателя по отдельности обеспечивает возможность точной локализации пожара для передачи данной информации в центральный пульт пожарной сигнализации.

Система пожаротушения является автоматической газовой системой, в которой в качестве средства пожаротушения, как уже было сказано выше, используется азот. При этом пожарная сигнализация Rail 138, соединена с электрическими системами управления баллонами со средством пожаротушения в каждой зоне.

Количество заправленного в баллон азота рассчитано таким образом, чтобы обеспечивалось заполнение всей зоны пожаротушения и тем самым предотвращалось повторное возгорание в течение длительного времени.

Контроль системы пожаротушения осуществляется с помощью манометрического выключателя, установленного на клапане включения. Сигнал о неполадке «Недостаточный уровень средства пожаротушения» (утечка средства пожаротушения) передается через устройство сопряжения на центральный пульт пожарной сигнализации Rail 138, а затем в систему поездной шины. Кроме того, с помощью модуля контроля клапана системой пожарной сигнализации Rail 138 производится контроль электрического штекера и относящихся к нему трасс электропроводки, ведущих к клапану баллона.

Места установки системы пожарной сигнализации и пожаротушения и контролируемые ею зоны

Рис. 9.7. Места установки системы пожарной сигнализации и пожаротушения и контролируемые ею зоны: 1, 2 – шкафы электрооборудования в техническом тамбуре кабины машиниста; 3 – контейнер с оборудованием ГВ/БВ; 4 – внутренний потолочный контейнер электрооборудования; 5 – контейнер с оборудованием ПСН и ЗУ; 6 – контейнер с оборудованием тягового преобразователя; 7 – контейнер с распределительным электрооборудованием системы питания U = 380 В; 8 – контейнер с коммутационным оборудованием вспомогательной системы отопления U = 3 кВ

В целях экономии средства пожаротушения и минимизации возможных негативных последствий тушение осуществляется только в той зоне, где произошло срабатывание сигнализации. На рис. 9.7 показаны зоны контроля мест размещения электрооборудования системой пожарной сигнализации и пожаротушения.

Из указанных на рис. 9.7 зон контроля возгорания автоматической системой пожаротушения снабжены:

  • шкафы электрооборудования в техническом тамбуре кабины машиниста;
  • контейнер с оборудованием ПСН и ЗУ;
  • контейнер с распределительным электрооборудованием системы питания U= 380 В;
  • контейнер с оборудованием тягового преобразователя.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.