Как уже было сказано, на электропоезде применяются следующие виды торможений: служебное торможение, экстренное торможение, принудительное торможение, аварийное торможение, торможение пассажирским стоп-краном, торможение стояночным пружинным тормозом.

Служебное торможение имеет следующие режимы:

  • основной режим;
  • пропорциональное торможение;
  • режим очистки дисков.

В основном режиме торможение происходит с помощью задатчика тягово-тормозных усилий. Причем если принять все торможение как 100%, то первые 20% реализует электрическое торможение. При дальнейшем увеличении тормозного усилия будет осуществляться наполнение тормозных цилиндров пневматикой, причем вначале наполнение будет идти на немоторные оси, а при увеличении тормозного усилия произойдет равномерное распределение давления на моторных и немоторных осях. Последнее фиксированное торможение — экстренное.

Режим пропорционального торможения применяется для равномерного распределения тормозного усилия по всем колесным парам во время торможения путем кратковременного нажатия на кнопку, находящуюся на рукоятке задатчика тягово-тормозных усилий. Также режим пропорционального торможения запускается автоматически блоком управления тормозной системы, если тормозное усилие от электрического тормоза отсутствует или сработала защита от юза. Отключить режим пропорционального торможения можно также посредством нажатия кнопки на задатчике тягово-тормозных усилий. После остановки поезда режим отключится автоматически, так же, как при постановке в ноль задатчика.

Данный режим применяется при плохих погодных условиях (дождь, снег, листопад, обледенение контактной сети).

Режим очистки дисков возможен во время движения (контроллер тяги/торможения стоит в положении «Тяга») и во время электродинамического торможения (контроллер тяги /торможения находится в положении «Тормоз»). Данный режим используется для очистки тормозных дисков ото льда, снега и других загрязнений, его можно применить только при скорости движения более 5 км/ч. Также машинист имеет возможность включить/отключить режим очистки дисков с помощью кнопки «Очистка тормозных дисков».

При включенной системе автоведения запрос на торможение подается данной системой. Необходимое тормозное усилие рассчитывается в зависимости от мгновенной скорости и профиля пути, после чего в виде заданного значения передается в систему менеджера торможения. В режиме экстренного торможения происходит пропорциональное, зависимое от загрузки поезда, торможение с помощью пневматического тормоза.

Экстренное торможение, выполняемое машинистом поезда, может быть произведено при помощи пневматического крана машиниста В32, контроллера тяги/торможения или активации ударной кнопки «Аварийная остановка поезда». При нажатии на данную кнопку активируются электрическое и пневматическое торможения, а также автоматически происходит подача песка до скорости 10 км/ч с одновременной подачей громкого сигнала тифоном до тех пор, пока машинист не отожмет кнопку. Активация экстренного торможения путем нажатия на кнопку «Аварийная остановка поезда» является наиболее эффективной, так как сразу все необходимые действия будут выполнены (подача песка, применение сигнала большой громкости).

Принудительное торможение возникает при всех случаях, когда торможение активируется не машинистом электропоезда, а именно:

  • вмешательство системы автоведения;
  • контроль перегрева букс;
  • саморасцеп поезда.

Принудительное торможение в зависимости от ситуации может быть как экстренным, так и полным служебным.

Аварийное торможение аналогично экстренному, однако при малых скоростях дополнительно поддерживается электродинамическим тормозом. При аварийном торможении также идет подсыпка песком под колесные пары.

Активируется данный вид торможения посредством ударной кнопки аварийной остановки N03 (это кнопка красно-белого цвета в средней части пульта), при нажатии на которую происходит следующее:

  • разрываются петли экстренного торможения (прямая и непрямая);
  • тормозная магистраль разряжается до 0 атм;
  • ГВ и БВ отключаются;
  • опускаются все поднятые токоприемники;
  • включается сигнальное освещение, активируется свисток, тифон, подача песка.

При нестандартной ситуации и необходимости применения аварийной остановки данную кнопку можно активировать и в неактивной кабине управления (в хвосте).

Каждый вагон электропоезда оборудован, как уже было упомянуто, пассажирским стоп-краном N01, с помощью которого пассажиры могут затребовать остановку поезда. При нажатии на стоп-кран на дисплее у машиниста загорается пиктограмма «Запрос на торможение от пассажирского стоп-крана» в виде рукоятки крана черного цвета на красном фоне.

На пульте машиниста загорается световой индикатор кнопки шунтирования экстренного торможения. Раздается сигнал зуммера. Машинист электропоезда имеет возможность отменить поступивший запрос пассажира на экстренное торможение в случае нахождения поезда в районе искусственных сооружений, где делать остановки не рекомендуется, и начать торможение в доступном месте либо с меньшим тормозным усилием. Такое шунтирование возможно только при скорости выше 15 км/ч. Оно должно быть выполнено в течение 5 с после сигнала запроса на экстренное торможение путем нажатия на кнопку шунтирования экстренного торможения. Если этого не произошло, экстренное торможение начнется автоматически. При скоростях движения менее 15 км/ч экстренное торможение начнется незамедлительно.

Если машинисту поступило несколько запросов на экстренное торможение от пассажиров, то на интерфейсе «человек—машина» они появятся по порядку вызова и для их отмены необходимо нажать кнопку шунтирования экстренного торможения соответствующее количество раз.

В случае неисправности петли пассажирского стоп-крана его можно шунтировать с помощью шунтирующего переключателя, находящегося на третичной панели за спиной машиниста. Переключатель выполнен в виде поворотного выключателя с положениями «Вкл.», «Выкл.».

Стояночный пружинный тормоз можно активировать при скоростях движения менее 10 км/ч, и тогда произойдет плавное торможение до полной остановки, в случае же активации при скорости выше 10 км/ч реализуется экстренное торможение. Стояночный пружинный тормоз служит для надежного удержания электропоезда в местах отстоя.

На электропоезде существует несколько видов проверок тормозов, которые установлены на основании рекомендации завода-изготовителя:

  • полная полуавтоматическая проверка тормозов;
  • сокращенная полуавтоматическая проверка тормозов;
  • ручная проверка тормозов.

Полная полуавтоматическая проверка тормозов осуществляется путем выполнения последовательности команд компьютерной бортовой системы управления (КБСУ) посредством активации меню «Состояние тормозов» с последующим включением опции «Полная проверка» на интерфейсе из кабины управления, противоположной направлению предстоящего движения.

Проверка начинается, после того как машинист нажал на интерфейсе кнопку включения полной полуавтоматической проверки тормозов и проходит в следующей последовательности:

  • автоматическая проверка проходимости ПМ;
  • установка пневматического крана в положение «Экстренное» (следует удерживать до тех пор, пока внизу не появится надпись «Поставить кран в положение «0»);
  • перевод контроллера тяги/торможения в положение «100 % торможения»;
  • автоматическая проверка петли экстренного торможения (ПЭТ);
  • перевод контроллера тяги/торможения в положение «Экстренное»;
  • активация клавиши аварийной остановки;
  • автоматическая проверка системы противоюза;
  • окончание проверки тормозов.

Все команды дисплея следует выполнить сразу без задержек, так как если в течение минуты не произвести рекомендуемое действие, то произойдет сброс проверки тормозов с выводом на экран сообщения о ее непрохождении, после чего проверку придется запускать заново. Команды на выполнение действий КБСУ подает путем мигания зеленого квадрата слева от необходимого действия (указанного на дисплее текста) или снизу, когда это действие необходимо прекратить.

Выполнение полной полуавтоматической проверки осуществляют работники локомотивной бригады при отстое поезда в депо или на станции оборота с таким расчетом, чтобы при следовании до следующей станции оборота или депо время между проверками не превышало 24 ч. Результаты проверки фиксируются в ТУ-152 с указанием даты и времени ее проведения.

Если полная полуавтоматическая проверка тормозов была завершена с ошибкой или прервана, то необходимо выполнить ручную проверку тормозов. В этом случае машинист обязан предоставить отдельный рапорт с указанием времени и результата проверки. Работники локомотивной бригады при приемке электропоезда при заступлении на работу и после отдыха должны контролировать дату, время и результат проведения полной полуавтоматической проверки тормозов по записи в журнале формы ТУ-152.

Сокращенная полуавтоматическая проверка тормозов осуществляется в результате выполнения последовательности команд КБСУ посредством активации меню «Состояние тормозов» с последующим включением опции «Сокращенная проверка».

На интерфейсе, на котором отображается картинка с определенными действиями, следует нажать кнопку «Вкл.». На экране появится зеленый крестик, мигающий в зеленом квадрате, это значит, что проверка началась. Далее, по мере того как будет загораться каждый следующий мигающий квадратик, необходимо, соответственно, выполнять следующее действие. Автоматическая проверка проходимости ПМ заканчивается, как только крестик перестает мигать. Затем по команде КБСУ (замигает следующий квадрат, следует поставить пневматический кран в положение «ЭТ» (экстренное)) машинист выполняет следующее действие, которое требует машина. После того как произойдет разрядка ТМ, на интерфейсе внизу появится надпись «Вернуть кран в исходное положение «0». Когда это будет сделано, квадрат перестанет мигать и произойдет зарядка ТМ. Затем включается следующая проверка — «Перевести кран тяга/тормоз в положение «ПСТ». Далее автоматически включается проверка противоюзных клапанов, а затем КБСУ просит перевести контроллер тяги/торможения в положение экстренного торможения. После проведения всех проверок зеленый квадрат загорается напротив надписи «Закончить проверку тормозов». Внизу на экране следует нажать кнопку «Выкл.». Проверка тормозов закончена, когда на экране высвечивается надпись «Проверка тормозов успешна».

Как и в случае с полной полуавтоматической проверкой тормозов, если в течение 1 мин не выполнить требуемое программой действие, то проверка закончится и выдаст заключение, что она не пройдена, и придется запустить ее заново. Если по окончании проверки не нажать кнопку «Выкл.», то на поезде не будет тяги, пока проверка не будет пройдена заново.

Сокращенная полуавтоматическая проверка тормозов выполняется в следующих ситуациях: из головной кабины управления после проведения полной полуавтоматической проверки тормозов; после смены кабины управления (в том числе даже при кратковременной деактивации и активации кабины управления); после отключения стояночного или пневматического тормозов на отдельных вагонах.

Если сокращенная полуавтоматическая проверка завершена с ошибкой или прервана, необходимо выполнить ручную проверку тормозов. В этом случае машинист пишет рапорт на имя начальника с указанием времени и результата проверки. Если же сокращенная или полная проверки не запускаются, необходимо на интерфейсе «человек—машина» в окне диагностических сообщений просмотреть, какие имеются ошибки и не включилась ли функция уравнивания давления ТМ, которая блокирует запуск данных проверок.

Ручная проверка тормозов выполняется путем постановки рукоятки пневматического крана FBS1-9-SB2-DA (FBS1) из положения «О» в любое другое положение выше «5Т». Делается это, чтобы по манометрам было видно, произошло ли наполнение тормозных цилиндров. Срабатывание пневматического тормоза можно проверить и с помощью включения аварийного режима. Произойдет отпуск тормозов всего состава, затем рукоятку крана FBS1 нужно перевести в положение «1А», после чего можно увидеть наполнение тормозных цилиндров и по манометрам, и по показаниям на блоке индикации системы БЛОК, и по интерфейсу в окне «Состояние тормозов». Отпуск тормозов производится постановкой рукоятки крана FBS1 в положение «О» и контролируется аналогичным образом.

Ручная проверка тормозов осуществляется в случае невозможности выполнения полной полуавтоматической или сокращенной полуавтоматической проверок тормозов, после смены локомотивных бригад, после стоянки продолжительностью 20 мин и более, после сцепки составов для следования в сдвоенном режиме, после расцепки составов для следования в одиночном режиме (отдельно на каждом составе).

Перед началом маневровых передвижений необходимо проверить тормоза на эффективность в пути до полной остановки при скорости 3—10 км/ч. Данная проверка выполняется путем перевода рукоятки крана FBS1 из положения «0» в положение «1В» до полной остановки поезда.

При ведении поезда управление тормозами осуществляется, как уже неоднократно было сказано, рукояткой контроллера машиниста (задатчик тягово-тормозных усилий) или при необходимости краном FBS1.

Проверка действия пневматических тормозов в пути следования выполняется после отправления с начальной станции, после производства сокращенной или ручной проверки тормозов на стоянке, перед прибытием на тупиковый путь станции. Проверка действия тормозов в пути следования осуществляется только для пневматических тормозов путем постановки крана FBS1 из положения «0» в положение «ЗТ» (в зимнее время в — положение «5Т») в установленных местах с установленной скоростью на определенном расстоянии.

Если же место не является установленным, то проверка производится путем снижения скорости на 10 км/ч за время менее 15 с.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.