Запуск электропоезда

При запуске электропоезда необходимо убедится, что все подвагонные ящики с высоковольтным оборудованием, ящики с оборудованием на 380 В закрыты. Ключи от них размещены в свою очередь в специальном ящике (рис. 10.1), схема заземления разобрана и находится в штатном состоянии (если хотя бы один из ключей будет отсутствовать, невозможно будет разобрать заземление, соответственно, поезд нельзя завести).

Расположение ключей в ящике для их хранения

Рис. 10.1. Расположение ключей в ящике для их хранения

В кабине перед запуском необходимо удостовериться, что все петли безопасности, расположенные на третичной панели за спиной машиниста, находятся во включенном состоянии (кроме петли аварийного движения) (рис. 10.2), краны к приборам безопасности открыты, опломбированы, а также открыты краны к другим потребителям сжатого воздуха.

Третичная панель

Рис. 10.2. Третичная панель

Затем следует включить аккумуляторную батарею, зафиксировав переключатель в положении ВКЛ на 2с, после чего произойдет включение дежурного освещения по всему составу, запустится бортовой компьютер и начнется подготовка поезда к включению.

С помощью интерфейса «человек—машина» на пульте управления можно наблюдать за подготовкой поезда к работе. Как только на экране погаснут заставки операционной системы, принудительно кнопкой включения мониторов необходимо включить оба дисплея. Если на левом дисплее загорается основной экран, который отображает состояние контактной сети, потребляемого тока, тягово-тормозных усилий, а на правом дисплее отображаются диагностические сообщения с кодами ошибок (рис. 10.3), то следует вставить ключ в пульт управления и повернуть вправо до упора. Произойдет запуск пульта управления с включением всех мониторов, комплекса безопасности БЛОК. На пульте управлениявсе сигнальные лампы загорятся на 2 с для проверки их работоспособности, включится радиостанция.

Диагностические сообщения на правом дисплее

Рис. 10.3. Диагностические сообщения на правом дисплее

На левом интерфейсе внизу под пиктограммами необходимо нажать кнопку «Силовая схема», на экране отобразится окно с текущим состоянием высоковольтных компонентов и преобразователей собственных нужд всех вагонов, а если электропоезд сдвоенного формирования, то и для второго состава (рис. 10.4). С помощью данного экрана можно изменять конфигурацию токоприемников, отключать системы высоковольтного оборудования. Данные операции производятся с помощью стрелочек, расположенных справа от монитора. При наведении на определенный компонент курсора внизу под пиктограммой можно увидеть то или иное действие, которое необходимо совершить в зависимости от состояния компонента.

Окно с текущим состоянием высоковольтных элементов

Рис. 10.4. Окно с текущим состоянием высоковольтных элементов

Если электропоезд заводится с нуля (отсутствует воздух в напорной (питательной) магистрали), то при нажатии кнопки «Подъем токоприемника» включаются вспомогательные компрессоры на вагонах 03, 04 (+300, +400 — схемное обозначение), находящиеся внизу под вагоном. Их включение можно услышать, открыв форточку в кабине. После этого необходимо примерно через 1 мин повторно нажать кнопку «Подъем токоприемника». Затем на дисплее начинают мигать световые индикаторы желтого цвета всех токоприемников, так как отсутствует воздух в напорной магистрали или его давление менее 5 атм. После поднятия токоприемников на экране отобразится, каково напряжение в контактной сети: 3 кВ постоянного тока или 25 кВ переменного тока.

Если в сети постоянное напряжение, то после поднятия токоприемников автоматически произойдет включение разъединителя постоянного тока. После включения разъединителя световой индикатор загорится голубым цветом, что сигнализирует о запрете на включение быстродействующего выключателя и проверке его состояния. По истечении 30—45 с световой индикатор загорится белым огнем, что говорит о возможности включения БВ. Кратковременно, примерно с задержкой на секунду, следует нажать кнопку «Включение БВ/ГВ». Все включения и отключения на поезде делаются с выдержкой по времени не менее 1 с для четкого срабатывания приборов.

При переменном токе, если состав одиночный, действия будут аналогичными: нужно поднять токоприемники и через некоторое время включить ГВ. В данном случае разъединитель переменного тока не включится, так как он пневматический и ему необходимо давление в магистрали не менее 5,5 атм. Необходимо нажать кнопку БВ/ГВ и откачать воздух до 10 атм, затем отключить ГВ посредством нажатия кнопки «Выключение БВ/ГВ». Произойдет автоматическое включение разъединителя переменного тока с последующим опусканием первого по ходу движения токоприемника. В дальнейшем все питание поезда будет осуществляться от одного токоприемника и одного ГВ через разъединитель переменного тока.

Если состав сдвоенного формирования, то перед поднятием токоприемников необходимо принудительно заблокировать по одному токоприемнику на каждом составе. Так как поезд на переменном токе должен эксплуатироваться на одном токоприемнике, то после включения ГВ произойдет его автоматическое отключение, а после трех включений и отключений сразу — запрет на включение ГВ на 5 мин. После зарядки напорной магистрали до 10 атм следует отключить ГВ, разблокировать заблокированные ранее токоприемники и ожидать включения разъединителя переменного тока после сбора правильной конфигурации токоприемников или же той конфигурации, какая необходима; после разрешения от комплексной бортовой системы управления (КБСУ) нужно включить ГВ.

После включения БВ/ГВ запускаются БУП1 и БУП2, причем после включения БУП1 на каждой секции начинают работать преобразователи собственных нужд. Затем происходит запуск всего поезда, появляется 110 В в цепях управления и 380 В, необходимые для работы вспомогательного оборудования. Весь процесс включения силовых приборов сопровождается миганием световых индикаторов зеленого цвета с крестиком внутри каждого силового компонента до момента его полного включения. По мере нарастания давления в напорной магистрали происходит зарядка тормозной магистрали при условии, что пневматический резервный кран В32 находится в нулевом положении. Зарядка тормозной магистрали осуществляется до величины давления в 5,0±0,2 атм. Если же зарядка тормозной магистрали не началась после возрастания давления в напорной магистрали, то необходимо рукоятку резервного крана В32 кратковременно перевести в положение ШСТ (шунтирование стоп-крана). После заряда ТМ следует выждать не менее 5 мин для заряда всей магистрали, готовности воздухораспределителей, а также с целью убедиться, что не включилась функция уравнивания давления ТМ, предназначенная для отпуска непрямодействующего тормоза в случае его самопроизвольного срабатывания. Данная функция реализуется путем зарядки тормозной магистрали до величины давления в 5,6—5,8 атм с последующей ликвидацией сверхзарядного давления и включается автоматически при следующих условиях:

  • электропоезд находится на стоянке, происходит смена кабин управления;
  • давление в тормозной магистрали составляет менее 4,7 атм;
  • один из воздухораспределителей КЕ дает сигнал на торможение (датчик давления фиксирует управляющее давление, расходящееся с нулем);
  • в момент после процесса сцепления и расцепления поездов.

После включения функции БУТ формирует сигнал на запрет начала пробы тормозов (как полной, так и сокращенной полуавтоматической проверки действия). В случае прерывания данной функции произойдет неотпуск тормозов, что может привести к задержке поезда, если своевременно на это не отреагировать. Прерывание функции происходит при переводе рукоятки резервного крана В32 в любое тормозное положение во время активации функции. Чтобы избежать такой проблемы, необходимо:

  • при активации пульта управления ознакомиться в случае их появления на правом интерфейсе «человек—машина» со следующими диагностическими сообщениями (цифровые коды не указаны, так как при разном программном обеспечении электропоезда они могут различаться):
    «Тормоз: уравнивание ТМ — идет процесс ликвидации сверхзарядного давления в ТМ»; «Тормоз: объединение ТМ — уравнивание ТМ произошло успешно», данное диагностическое сообщение может висеть до 2 мин, при этом возможен запуск проверки тормозов;
    «Тормоз: срабатывание тормозов — функция уравнивания тормозов завершена с ошибкой»;
  • после включения диагностического сообщения об уравнивании ТМ дождаться появления диагностического сообщения об объединении ТМ, которое придет по истечении 5 мин после включения функции. Если функция уравнивания все же не прошла или произошло ее прерывание для обеспечения нормальной работы непрямодействующего тормоза, следует убедиться, что стояночный пружинный тормоз активирован, вручную разрядить камеру А воздухораспределителя КЕ в тормозном контейнере в подвагонном ящике на всех вагонах. Для этого необходимо опустить рычаг ручной разрядки камеры А до упора и удерживать до полной разрядки, в которой можно убедиться по блинкеру срабатывания тормозов (он загорится зеленым, что сигнализирует о полном отпуске тормозов в тележке);
  • отключить на головных вагонах электропоезда БУТы путем отключения автоматических выключателей RA-F01 в шкафу за кабиной машиниста. После разрядки камеры А следует в течение 5 мин дать восстановиться давлению в камере А и пройти функции уравнивания ТМ.

В случае если данные операции произвести нельзя ввиду наличия препятствия в виде платформы со стороны тормозного контейнера или каких-либо других причин, возможно завышение давления в тормозной магистрали и, соответственно, отпуск сработавших тормозов путем нажатия на ниппель в средней части пульта управления под черным колпачком. Нажатие необходимо производить, пока давление в тормозной магистрали не поднимется до 5,8 атм. По окончании данной процедуры также запрещается проводить какие-либо проверки тормозов резервным краном, пока не произойдет ликвидация сверхзарядного давления, после чего можно пробовать тормоза и продолжать движение.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.