Главная часть воздухораспределителя

Главная часть воздухораспределителя объединяет орган трех давлений с дополнительными устройствами, разобщительный кран с клапаном зарядки запасного резервуара и переключатель режимов с вставкой. Она осуществляет зарядку тормозных полостей сжатым воздухом, дополнительную разрядку магистрали, наполнение сжатым воздухом тормозной камеры или тормозного цилиндра и выпуск воздуха из них соответственно при торможении и отпуске. Главная часть является составной частью воздухораспределителей всех модификаций.

Главная часть воздухораспределителя типа КЕ

Рис. 9. Главная часть воздухораспределителя типа КЕ

Орган трех давлений собран из диафрагм 15 и 7 (рис. 9), клапана дополнительной разрядки 26, питательного клапана 17, клапана 76 камеры дополнительной разрядки с диафрагмой 77 и диафрагмы 64, которая при наличии давления в полости крышки, сообщенной с тормозной камерой, воздействует одновременно на три клапана — 37 скачковый, 34 максимального давления в камере ТК и 68 зарядки рабочей камеры РК.

Главная часть воздухораспределителя типа КЕ

Рис. 9 (продолжение). Главная часть воздухораспределителя типа КЕ

Диафрагма 7 зажата между корпусом 14 и рабочей камерой 5 и воспринимает с одной стороны давление сжатого воздуха из тормозной магистрали М, с другой — давление воздуха из рабочей камеры РК и усилие сжатия пружины 6. Через диск 8, три толкателя 29 и клапан 25 диафрагма 7 воздействует на шток 21 с закрепленной на нам диафрагмой 15. Шток 21 уплотнен манжетами 22 и 24 я является внутренним седлом питательного клапана 17, сообщающим тормозную камеру ТК над диафрагмой 15 через переключатель режимов с атмосферой. Полость под диафрагмой 15 также сообщена с атмосферой.

Седлом, к которому прижат пружиной 28 клапан дополнительной разрядки 26, служит запрессованная в корпус втулка 9, имеющая отверстия для прохода воздуха и перемещения толкателей 29 клапана 25. В свою очередь, хвостовик клапана 26, уплотненный манжетой 10, является седлом клапана 25. Шток 21 с осевым и боковыми сверлениями перемещается внутри шайбы 23, закрепленной в корпусе тремя винтами 12 и разобщающей тормозную магистраль от атмосферы. Диафрагма 15 зажата между корпусом 14 и крышкой 16 и нагружена сверху пружиной 20.

В крышке 16 расположен питательный клапан 17 с наружным седлом 19, на который действуют давление сжатого воздуха из запасного резервуара ЗР и усилие пружины 18. Внутренняя полость в корпусе 14 объемом около 0,5 л является камерой дополнительной разрядки КДР, постоянно сообщенной с атмосферой через дроссельное отверстие диаметром 1,4 мм и ниппель 72.

Снизу в камере 5 (РК) смонтирован выпускной клапан 31 с паводком 2, прижатый пружиной 4 к седлу 30. Поводок 2 нагружен пружиной 3. В корпус камеры запрессован ниппель 1 с дроссельным отверстием диаметром 0,4 мм. Сжатый воздух из тормозной магистрали поступает в камеру РК через этот ниппель и канал, который выходит под диафрагму 7 и перекрывается ею при крайнем нижнем положении,

Скачковый клапан 37 нагружен пружиной 40, усилие сжатия которой определяет величину первоначального скачка давления в тормозной камере. Шток клапана уплотнен в направляющей 38 манжетой 39.

Величина максимального давления в камере ТК определяется усилием пружины 33, нагружающей клапан 34. Шток клапана уплотнен в направляющей 35 манжетой. Гайка 36 предназначена для регулирования давления в камере ТК, а, следовательно, и в тормозном цилиндре при испытании воздухораспределителя.

Клапан 68 обеспечивает зарядку рабочей камеры в процессе зарядки тормоза и прерывает сообщение этой камеры с магистралью в самом начале торможения.

Внутри ввернутого в корпус седла 70 с осевым дроссельным отверстием диаметрам 0,6 мм расположен поршень 63 о пружиной 71, уплотненный манжетой 65. Этот поршень находится под действием разности давлений в тормозной магистрали и камере КДР. Имеющийся на поршне дросселирующий штифт диаметром 0,5 мм при входе в отверстие седла 70 уменьшает площадь сечения для прохода сжатого воздуха. Пружина 66 определяет, при каком давлении в тормозной камере клапан 68 прекратит сообщение магистрали с рабочей камерой. Шток клапана 68 уплотнен манжетой 69 в направляющей 67.

С противоположной от клапана 68 стороны расположен клапан 76, который перекрывает канал сообщения магистрали с камерой КДР после дополнительной разрядки магистрали под действием давления воздуха на диафрагму 77 со стороны камеры ТК. Величину давления, при котором закрывается клапан 76, определяет усилие пружины 73. Клапан 76 имеет направление в гайке , 75, где его шток уплотнен манжетой 74; в крышке 78, зажимающей диафрагму 77, имеется внутренняя полость небольшого объема, сообщенная через дроссельное отверстие диаметром 0,4 мм с камерой ТК. С этой же стороны на корпусе закреплены разобщительный кран для включения и выключения воздухораспределителя, выполненный заодно с устройством зарядки запасного резервуара, и переключатель режимов с вставкой.

Разобщительный кран состоит из корпуса 81, в котором расположены клапаны 53 и 55 с пружинами 52, 86, и валика 51 с рукояткой 50. Шток клапана 53 уплотнен минжетой 54. На поверхности валика 51 напротив клапанов предусмотрены пазы. Рукоятка разобщительного крана имеет два положения: вертикально вниз — воздухораспределитель включен, горизонтально в сторону от кронштейна — выключен. При включенном воздухораспределителе клапан 53 открыт и сообщает тормозную магистраль с воздухораспределителем, а клапан 55 прижат к седлу 56 пружиной 86. При выключенном воздухораспределителе клапан 53 закрыт, а клапан 55 открыт и сообщает запасный резервуар и магистральную камеру главной части с атмосферой.

Устройство для зарядки запасного резервуара расположено в корпусе 81 разобщительного крана и состоит из трех небольших диафрагм 59, 62, 85 и клапана 58. Диафрагма 85 зажата в корпусе заглушкой 82 с кольцом 83, диафрагма 62 — в корпусе 14 обоймой 57, а диафрагма 59 — в обойме 57 седлом 60 клапана.

Диафрагмы 62 и 85 связаны между собой клапаном 58, который прижат к седлу 60 пружиной 79. Втулка 84 служит направляющей для хвостовика клапана. Диафрагма 59 прижата к клапану 58 пружиной 61, воздействующей также на диафрагму 62. Под давлением сжатого воздуха диафрагма 59 может перемещаться относительно клапана 58 и системы диафрагм 62 и 85.

Полость между диафрагмами 62 и 59 сообщается с запасным резервуаром, полость в заглушке 82 — с тормозной камерой ТК. В полость между диафрагмой 59 и манжетой 80, уплотняющей хвостовик клапана 58, поступает сжатый воздух из тормозной магистрали через клапан 53 разобщительного крана. Полость над диафрагмой 62 сообщена с рабочей камерой, полость над диафрагмой 85 — с атмосферой.

Переключатель режимов состоит из корпуса 47, расположенного в нем переключательного валика 45 с рукояткой 44 и вставки 42. Вставка (рис. 10) является сменной деталью воздухораспределителя и имеет дроссельные отверстия, диаметр которых (табл. 1) определяет время наполнения камеры ТК или тормозного цилиндра при торможении, а также выпуска воздуха из них при отпуске.

Вставка переключателя режимов

Рис. 10. Вставка переключателя режимов

На воздухораспределителях с реле давления, у которых время торможения не зависит от объема тормозного цилиндра, применяются вставки типа Е1 или Е5. В СССР на , вагонах серий 14 и 77 используется вставка Е1, на вагонах серии 15 — вставка Е5. Обозначение вставки выбито на отростке корпуса. На воздухораспределителях без реле давления, где время торможения и отпуска зависит от объема тормозного цилиндра, применяются вставки соответственно этому объему.

Таблица 1

Таблица 1

Дроссельные отверстия в и г определяют время наполнения тормозной камеры ТК или тормозного цилиндра при торможении, отверстия д и е — время выпуска воздуха из них при отпуске. На грузовом режиме у воздухораспределителей с реле давления время наполнения и выпуска воздуха из тормозной камеры определяется сечением отверстий соответственно в и д.

Во вставке (см. рис. 9) размещены два одинаковых клапана 46 и 48, нагруженных пружинами 41 и 49. Клапаны своими хвостовиками входят в эксцентриковые пазы валика 45. Хвостовик клапана 46 уплотнен манжетой 43. У воздухораспределителей с реле давления па грузовом режиме клапаны закрыты, на пассажирском и скоростном режимах открыты. Наполнение камеры ТК сжатым воздухом на последних двух режимах происходит через клапан 46, а выпуск воздуха из нее — через клапан 48. .

На цилиндрической части рукоятки 44 имеется выступ, а на торцовой поверхности корпуса 47 переключателя режимов установлены упоры и нанесены буквенные обозначения соответственно режимам включения воздухораспределителя: R – скоростной (ПС); Р — пассажирский (П); G — грузовой (Т).

Для очистки сжатого воздуха, поступающего в главную часть со стороны привалочного фланца, установлен цилиндрический фильтр 11, а в канале от запасного резервуара помещена конусная сетка 32.

Большинство атмосферных каналов главной части выведено на противоположную привалочному фланцу сторону и закрыто металлическим щитком 27. Во избежание засорения полостей прибора в каналы запрессованы ниппели 72, обращенные отверстием вниз. Главная часть крепится на кронштейне через прокладку 13.

Главная часть типа KE0Sl снабжена встроенным в корпус 1 (рис. 11) рабочем камеры полуавтоматическим выпускным клапаном, на что указывают буквы «Sl» в обозначении. Клапан после кратковременного, воздействия на поводок автоматически осуществляет выравнивание давления воздуха в рабочей камере и магистрали, когда давление в этой камере больше, чем в магистрали. В результате происходит отпуск тормоза. Полуавтоматический выпускной клапан имеет стержень 14, верхняя часть которого с дроссельным отверстием диаметром 1,35 мм уплотнена манжетой 2 одностороннего действия. Стержень прижат к толкателю 17 пружиной 15, опирающейся на напрессованную на его нижний конец шайбу 16.

Рабочая камера с полуавтоматическим выпускным клапаном

Рис. 11. Рабочая камера с полуавтоматическим выпускным клапаном

В корпус рабочей камеры запрессована втулка 3 с дроссельными отверстиями, по которой перемещается плунжер 12, уплотненный манжетой 13 двустороннего действия. Плунжер имеет буртики для удержания пружин 11 и 10 (через шайбу 4). С другой стороны пружины упираются в обойму 9, перемещение плунжера по которой ограничено зажимным кольцом 8. Обойма 9 через диск 7, нагруженный пружиной 6, и диафрагму 5 воспринимает давление сжатого воздуха со стороны магистральной камеры и может перемещаться вместе с плунжером вниз до соприкосновения с шайбой 4. В этом случае плунжер 12 разобщает манжетой 13 рабочую камеру с атмосферой, перекрыв дроссельные отверстия во втулке 3.

Раздел “Устройство и действие приборов тормоза КЕ” – Тормоз системы KE. В этом разделе размещены публикации:

  1. Типы воздухораспределителей
  2. Кронштейны
  3. Главная часть воздухораспределителя
  4. Реле давления (повторитель и двухступенчатое)
  5. Ускоритель экстренного торможения
  6. Питательный клапан
  7. Датчик скоростного регулятора давления
  8. Действие тормоза пассажирских вагонов с воздухораспределителем КЕs
  9. Действие тормоза грузовых вагонов с воздухораспределителем KE1aSl

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.