Электропоезда постоянного тока предназначены для перевозки пассажиров на линиях пригородного сообщения, электрифицированных на постоянном токе с номинальным напряжением 3000 В.

В 1926г. в СССР было открыто, движение поездов на электрической тяге. В 1929 г. началось движение электропоездов на пригородном участке Москва-Мытищи протяженностью 18 км с напряжением в контактной сети 1500 В. Дальнейшая электрификация пригородных зон Москвы, Ленинграда, Киева и других городов в то время производилась также на постоянном токе напряжением 1500 В.

Первоначально отечественная промышленность поставляла электросекции постоянного тока Св и Сд. В 1946 г. было освоено производство трехвагонных секций Ср(Пг-М+Пг) на напряжение 1500 и 3000 В, а в 1952 г. начат выпуск трехвагонных секций Ср3 на напряжение только 3000 В. В дальнейшем в связи с необходимостью повышения скоростей пригородного сообщения началась разработка новых электропоездов. Так, в 1957 г. появился первый серийный электропоезд ЭР1, сформированный из 10 вагонов (двух головных, пяти моторных и трех промежуточных прицепных) и рассчитанный на напряжение 3000 В постоянного тока.

В это время Советский Союз уже занимал первое место в мире не только по темпам электрификации железных дорог, но и по протяженности линий, переведенных на электрическую тягу. Были электрифицированы такие направления, как Москва — Новосибирск, Москва — Тбилиси, велась электрификация магистрали Москва — Львов — Чоп.

В 1962 г. был начат выпуск электропоездов ЭР2 (рис. 1). С 1974 г. Рижский вагоностроительный завод производит электропоезда ЭР2 с измененной лобовой частью головного вагона (рис. 2).

В результате многолетних теоретических и экспериментальных исследований в нашей стране для электропоездов постоянного тока была разработана оригинальная система рекуперативно-реостатного торможения. Впервые эта система нашла воплощение в электропоездах ЭР6 и ЭР10. В 1964 г. началось производство электропоездов ЭР22; в 1972 г. было выпущено два электропоезда ЭР22М, а в 1975 г. — два электропоезда ЭР22В.

Использование полупроводниковой техники позволило усовершенствовать системы электрической тяги и торможения электропоездов. Построено несколько опытных электропоездов ЭР2И и ЭР12 с тиристорно-импульсным управлением режимами пуска и торможения, создан электропоезд ЭР200, конструкционная скорость которого 200 км/ч.

С 1982 г. выпускаются электропоезда ЭР2Р с рекуперативным торможением (при эксплуатации электропоезда ЭР2Р сокращается тормозной путь и создается дополнительно экономия электроэнергии). Электропоезд ЭР2Р (рис. 3) построен на базе электропоездов ЭР2 и ЭР22В.

Для обслуживания участков с высокими и низкими платформами в вагонах электропоездов ЭР2 и ЭР2Р предусмотрен комбинированный выход.

Общий вид электропоезда ЭР2

Рис. 1. Общий вид электропоезда ЭР2

В салонах электропоездов предусмотрены полумягкие сиденья, принудительная вентиляция, калориферно-печное отопление. На рис. 4 показаны общий вид и планировка вагонов электропоездов ЭР2 и ЭР2Р.

К началу 1984 г. протяженность электрифицированных железных дорог составила 46,8 тыс. км, из них на постоянном токе – 26 тыс. км, остальные 20,8 тыс. км электрифицированы на переменном токе.

Общий вид электропоезда ЭР2 с измененным головным вагоном

Рис. 2. Общий вид электропоезда ЭР2 с измененным головным вагоном

Необходимо отметить, что электрификация железных дорог — это важный фактор технического прогресса не только транспорта, но и всего народного хозяйства страны. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года, утвержденных на XXVII съезде КПСС, отмечается, что за пятилетку 1986-1990 гг. должно быть электрифицировано 8 тыс. км железнодорожных линий. Одновременно будет совершенствоваться и подвижной состав. С учетом того, что в последние годы в пригородных поездах перевозят более 3 млрд, пассажиров в год, в перспективе намечена организация производства пригородных электропоездов на базе вагонов длиной 21,5 м с двумя дверями шириной по 1250 мм вместо 980 мм на эксплуатируемых вагонах.

Общий вид электропоезда ЭР2Р

Рис. 3. Общий вид электропоезда ЭР2Р

На базе таких вагонов идет подготовка к выпуску пригородных поездов ЭРЗО с рекуперативным торможением и импульсным регулированием. В настоящее время для использования электрооборудования, отработанного для электропоездов ЭР22В, выпускаются электропоезда ЭР2Р с вагонами длиной 19,6 м, а в дальнейшем с этим оборудованием планируется выпускать электропоезда ЭР24 с длиной вагона 21,5 м.

Удлинение вагонов, а также увеличение их числа в составе электропоезда будет способствовать увеличению провозной способности, что так необходимо особенно на Московском узле.

Раздел: Технические данные электропоездов и расположение оборудования
Основная публикация:

Электропоезда серии ЭР2 и ЭР2Р

Публикации в этом разделе:

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.