Электропневматические силовые контакторы

Электропневматические силовые контакторы ПК-12А, ПК-22А, 1КП-003, 1 КП-005 применяют в силовых цепях тяговых двигателей в качестве линейных, мостовых, линейно-тормозных, тормозных и для ослабления возбуждения.

На электропоездах серии ЭТ2М устанавливают контакторы ПК-12А (рис. 2.11) и ПК-22А, а на электропоездах серий ЭТ2, ЭД2Т и ЭР2Т — модернизированные контакторы 1КП-003 и 1КП-005 (рис. 2.12). Устройство и принцип работы электропневматических контакторов рассмотрены на примере контактора ПК-12А.

Контактор ПК-12А (ПК-22)

Рис. 2.11. Контактор ПК-12А (ПК-22): 1 — узел блокировочных контактов; 2 — электромагнитный вентиль; 3 — цилиндр пневматического привода; 4 — скоба; 5 — изоляционная тяга; 6 — кронштейн крепления подвижного контакта; 7 — держатель подвижного контакта; 8 — рычаг держателя подвижного контакта; 9 — подвижный контакт; 10 — неподвижный контакт; 11 — кронштейн крепления неподвижного контакта; 12 — дугогасительная катушка; 13 — изоляционный стержень; 14 — эксцентриковый зажим крепления дугогасительной камеры; 15 — дугогасительная камера

Контактор ПК-12А предназначен для коммутации главных цепей силовой схемы моторного вагона. Все узлы и детали контактора собраны на изоляционном стержне 13 (см. рис. 2.11). В конструкцию аппарата входят подвижный 9 и неподвижный 10 контакты, дугогасительная камера 15, пневматический привод и блокировочные контакты. Неподвижный контакт представляет собой кронштейн 11 с дугогасительной катушкой 12 и собственно контактом 10. На кронштейне 6 подвижного контакта шарнирно установлен рычаг 8 держателя 7 с контактом 9. Рычаг связан изоляционной тягой 5 со штоком пневматического привода.

Привод состоит из цилиндра 3, в котором находятся отключающая пружина, шток, поршень и крышка электромагнитного вентиля 2. Поршень уплотнен резиновыми манжетами.

Контактор имеет лабиринтнощелевую дугогасительную камеру 15 из двух боковин (из композиционного материала) и перегородкой на выходе.

Блокировочные контакты изготовлены в виде отдельного узла 1. Контакты мостикового типа с контактными деталями из серебра закрыты прозрачным корпусом. Они установлены на цилиндре 3 пневматического привода и замыкаются или размыкаются под действием скобы 4, закрепленной на штоке привода.

Сжатый воздух, поступая в цилиндр привода, перемещает поршень и подвижную систему контактора и замыкает главные контакты, одновременно переключая блокировочные контакты.

Электропиевматический силовой контактор 1КП-005

Рис. 2.12. Электропиевматический силовой контактор 1КП-005: 1 — плюсовой контакт; 2 — упорная планка дугогасительной камеры; 3 — верхний дугогасительный рог; 4 — дугогасительные контакты; 5 — дугогасительная камера; 6 — пружина; 7 — нижний дугогасительный рог; 8 — пружинный замок дугогасительной камеры; 9 — изоляционный кронштейн; 10 — блокировочные контакты; 11 — направляющая изолятора подвижного контакта; 12 — катушка вентиля; 13 — вентиль; 14 — крышка; 15 — цилиндр; 16 — стержень; 17 — внешний вывод; 18 — изолятор; 19 — соединительный провод; 20 — подвижный контактный держатель; 21 — ось; 22 — неподвижный контакт; 23 — главные контакты; 24 — изоляционная стойка

Размыкаются главные контакты под действием отключающей пружины после снятия питания с катушки вентиля. Воздух из цилиндра выходит через вентиль в атмосферу, подвижная система контактора возвращается в исходное положение, размыкая главные контакты. Возникшая между контактами дуга под действием магнитного поля дугогасительной катушки затягивается в щель дугогасительной камеры, где охлаждается, удлиняется и гаснет.

На пневматическом выводе электромагнитного вентиля имеется втулка с калиброванным отверстием диаметром 1,5 мм, через которое сжатый воздух равномерно поступает в цилиндр привода. Поэтому при включении контакты не испытывают ударных нагрузок.

Расположение низковольтных блокировок на силовых контакторах электропоезда ЭР2Т

Рис. 2.13. Расположение низковольтных блокировок на силовых контакторах электропоезда ЭР2Т

 

На рис. 2.13 показано расположение низковольтных блокировочных контактов на силовых контакторах: линейном ЛК, линейно-тормозном ЛКТ, тормозном Т, ослабления возбуждения Ш и контакторе защиты КЗ.

Технические характеристики электропневматических контакторов

ПК-12А (ПК-22А) 1 КП-005
Напряжение, В:
номинальное 3000 3000
максимальное 4000 4000
Ток, А
длительный 250 250
предельный 550 550
номинальный вспомогательных цепей 1,5 1,5
Номинальное напряжение вспомогательных цепей, В 110 110
Масса, кг 26,2
(23,5)
18,45

Возможные неисправности электропневматических силовых контакторов, их причины и способы устранения

Причина неисправности Способ устранения
При подаче напряжения на катушку вентиля контактор не включается, а при нажатии на кнопку управления вентиля включается
Обрыв провода катушки вентиля или подводящих проводов Устранить обрыв или заменить вентиль
При нажатии на кнопку управления вентиля контактор не включается
Засорилось отверстие втулки или порвалась резиновая манжета цилиндра привода Прочистить отверстие, заменить манжету
Сваривание или следы сваривания на контактах
Излом отключающей пружины Заменить пружину. Зачистить напильником контакты.
Следы пробоя тока на заземленные части контактора. Срабатывание защиты электропоезда
Нарушена электрическая цепь дугогасительной катушки

Отсырела дугогасительная камера

Порвалась резиновая манжета (контактор медленно включается)

Боковые прогары в стенках дугогасительной камеры

Сквозной прогар дугогасительной камеры в зоне дугогасительных контактов

Заменить дугогасительную катушку

Высушить дугогасительную камеру

Заменить манжету

Удалить следы копоти и грязи со стенок камеры.

Продуть камеру сухим сжатым воздухом и заменить дугогасительную камеру

Плохой контакт вспомогательных контактов
Износ контактов

Неправильно отрегулированы провалы контактов

Заменить контакты

Отрегулировать провалы контактов

Обрыв жил гибкого соединения (повреждено более 25 % общего количества)
Выплавлен припой из выводов гибкого соединения Заменить гибкое соединение
Повышенная утечка воздуха в цилиндре контактора
Недостаточно масла в кольце поршня пневмопривода Через отверстие пропитать кольцо приборным маслом МВП

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

    © 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

    Принципиальные оговорки

    Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

    Ограниченная ответственность

    Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

    Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.