Электромагнитные силовые контакторы

Электромагнитные силовые контакторы МК-18, МК-18-01, МК-19, МК-19-01, МК-30, 1КМ-015 и 1КМ-016 служат для включения вспомогательных машин, отопления, передачи напряжения на прицепной вагон (головной).

На электропоезда серии ЭТ2М устанавливают контакторы МК-18, МК-18-01, МК-19, МК-19-01 и МК-30. Эти аппараты схожи конструктивно. Отличаются они назначением, наличием блокировочных контактов и их расположением. Контакторы МК-18 и МК-18-01 применяют для включения и отключения цепей отопления электропоезда. Контактор МК-19 предназначен для включения и отключения вспомогательных цепей, контактор МК-19-01 служит для включения преобразователя. Контактор МК-30 служит для подключения обмоток возбуждения тяговых двигателей. На электропоездах ЭТ2, ЭД2Т и ЭР2Т устанавливают электромагнитные высоковольтные контакторы 1КМ-015 и 1КМ-016 (рис. 2.14). Контактор 1 КМ-015 предназначен для коммутации цепей постоянного и переменного однофазного тока частотой 50 Гц, а контактор 1 КМ-016 – для коммутации цепей постоянного тока. Все контакторы имеют электромагнитный привод с катушкой постоянного тока.

Устройство аппаратов описано на примере контактора МК-18 (рис.2.15). Все узлы и детали контактора смонтированы на скобе 5 электромагнита. В окне скобы на призме установлен якорь 6, к скобе болтом прикреплена катушка 7. Система дуге гашения состоит из дугогасительной катушки 3 и дугогасительной камеры 1 с полюсами. В дугогасительных камерах контакторов МК-19 и МК-19-01 имеются перегородки. Вся система собрана на изоляционном основании 4 и корпусе 8.

В контактную систему входят два подвижных контакта 10, соединенные гибким шунтом 11 и образующие мостико-вый контакт, два неподвижных контакта 12, которые соединены последовательно через кронштейны с дугогасительными катушками 3. Сами катушки соединены с выводами контактора.

Контактор 1КМ-016

Рис. 2.14. Контактор 1КМ-016: 1 – дугогасительная камера; 2 – дугогасительный рог; 3 – зажим крепления дугогасительной камеры; 4 – стойка магнитного дутья; 5 – вывод; 6 – пружина; 7 – соединительный провод; 8 – изолятор; 9 – блок вспомогательных контактов; 10, 13 – оси; 11 – якорь; 12 – включающая катушка; 14 – подвижный контакт; 15 – неподвижный контакт, 16 – дугогасительная катушка; 17 – полюс

Подвижные контакты установлены в изоляционных корпусах 8 на игольчатых опорах. Блокировочные контакты (на контактор МК-18 не устанавливаются) изготовлены из профильной меди для повышения их электрической износостойкости. Зазор и провал контактов регулируют пластинами и шайбами. Блокировочные контакты выполнены в виде отдельного узла и закрыты прозрачным кожухом. Контактирующие поверхности напаяны серебром.

Контактор МК-18

Рис. 2.15. Контактор МК-18 (одна дугогасительиая камера для наглядности снята): 1 – дугогасительная камера; 2 – эксцентриковый зажим крепления дугогасительной камеры; 3 – дугогасительная катушка; 4 – изоляционное основание неподвижных контактов; 5 – скоба электромагнита; 6 – якорь; 7 – включающая катушка; 8 – изоляционный корпус подвижных контактов; 9 – отключающая пружина; 10 – подвижный контакт; 11 – соединительная шина: 12 – неподвижный контакт

При подаче напряжения на включающую катушку 7 электромагнита якорь 6 поворачивается на призматической опоре, перемещая подвижную систему контактора. Замыкаются главные контакты и переключаются вспомогательные. Контактор разрывает электрическую цепь под действием отключающей пружины 9 после снятия питания с включающей катушки.

Технические характеристики электромагнитных силовых контакторов

Номинальное напряжение, В....................................3000
Номинальный отключаемый ток, А...............................160
Напряжение, возникающее при отключении между контактами, В:
    главными ................................................9000
    вспомогательными, не более...............................1500
Усилие нажатия главных контактов, Н (кгс)....................9±2 (0,9±0,2)
Время отключения, с, не более ...............................0,06
Габаритные размеры, мм ......................................350x102x495
Масса, кг ...................................................14,5

Возможные неисправности электромагнитных силовых контакторов, их причины и способы устранения

Причина неисправности Способ устранения
При подаче напряжения на включаюи^ую катушку контактор не включается или работает
нечетко, с остановкой в промежуточном положении
Обрыв обмотки включающей катушки Измерить сопротивление катушки. При бесконечно большом сопротивлении заменить катушку. Отвернуть болты крепления кронштейна, прижать якорь до его касания с ярмом и сердечником, затянуть болты
Повышенная эрозия главных контактов
Износ контактов Установить новые контакты. Отрегулировать растворы и провалы
Сломана или отожжена отключающая пружина. Заменить пружину. Контакты зачистить напиль-
На пружине следы копоти, капли расплавленного металла, трещины ником
Износ осей подвижного контакта или их посадоч- Заменить изношенные детали. Главные контакты
ных мест зачистить напильником
Плохой контакт вспомогательных контактов
Износ контактов Заменить контакты
Неправильно отрегулированы провалы контактов Отрегулировать провалы контактов
Обрыв жил гибкого соединения (повреждено более 25% общего количества)
Выплавлен припой из выводов гибкого соединения Заменить гибкое соединение
Следы пробоя тока на заземленные части контактора
Обрыв провода или межвитковые замыкания дуго- Проверить сопротивление катушки. При несоот-
гасительной катушки ветсдвии сопротивления заменить катушку. Убедиться в отсутствии межвитковых замыканий. При наличии межвитковых замыканий катушку заменить
Ослаблены крепления выводов катушки Подтянуть крепление выводов
Отсырела дугогаеительная камера Измерить сопротивление изоляции дугогасительной камеры (оно должно быть не менее 8 МОм). При уменьшенном сопротивлении камеру высушить
Оплавление внутренней поверхности дугогасительной камеры
Контакты касаются стенок дугогасительной каме- Отвернуть болты, крепящие магнитную систему
ры из-за повышенного смещения и панели. Отрегулировать смещение подвижного контакта и затянуть болты
Наплывы в щели дугогаеительной камеры или у Удалить напильником наплывы. Продуть камеру
входа в щель сухим сжатым воздухом

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.