Реостатные силовые контроллеры

Реостатный силовой контроллер является основным аппаратом автоматического управления пуском поезда путем вывода пусковых резисторов из цепи тяговых двигателей. На электропоездах с рекуперативно-реостатным торможением с помощью реостатного контроллера управляют также электрическим торможением. Привод реостатных контроллеров пневматический. На электропоезде ЭТ2М установлен реостатный силовой контроллер КС-26, на остальных электропоездах — аналогичный ему 1КС-009.

Реостатные силовые контроллеры КС-26 и 1КС-009

Контроллер представляет собой каркасную конструкцию, состоящую из трех рам 8, 12 и 17 (рис. 2.16), стянутых двумя угольниками 11 и изоляционными рейками 14. В подшипниках, установленных на крайних рамах, вращается главный кулачковый вал 9, несущий семнадцать кулачковых шайб 13 и две шестерни 7 и 16. В средней раме 11 закреплена подвеска, служащая для поддержания главного кулачкового вала.

Реостатный силовой контроллер КС-26 (1 КС-009)

Рис. 2.16. Реостатный силовой контроллер КС-26 (1 КС-009): 1,5- рамы устройства блокировки низковольтных цепей; 2 — блокировочный кулачковый вал; 3 — рейка; 4 — блокировочный контактор; 6, 7 — шестерни привода блокировочного кулачкового вала; 8, 12, 17 — рамы контроллера; 9 — главный кулачковый вал; 10 — силовой кулачковый контактор; 11 — угольник; 13 — кулачковая шайба главного вала; 14 изоляционная рейка; 15 — фиксаторы главного вала; 16, 19 — шестерни привода главного кулачкового вала; 18 —
электропневматический привод; 20 — перегородка; 21 — кулачковая шайба блокировочного вала

По обе стороны главного кулачкового вала 9 на изоляционных рейках 14 установлены силовые кулачковые контакторы 10: шестнадцать контакторов типа КЭ-153 без системы дугогашения и один типа КЭ-13 с системой дугогашения.

Механизм фиксации контроллера состоит из фиксирующих шайб и двух фиксаторов 15 (рычагов с роликами). Фиксируется механизм при входе роликов в пазы шайб.

Главный кулачковый вал 9 приводится во вращение электропневматичес-ким приводом 18 системы Решетова, через зубчатую передачу с передаточным отношением 1:3,33.

На рамах контроллера закреплено устройство блокировки низковольтных цепей управления. Устройство представляет собой каркасную конструкцию, состоящую из рам 1 и 5 и рейки 3. В подшипниках, установленных на рамах, вращается блокировочный кулачковый вал 2, несущий тринадцать кулачковых шайб 21. На рейке 3 установлены тринадцать блокировочных кулачковых контакторов 4 типа КЭ-2А. Передача вращения от главного вала на блокировочный вал передается через зубчатую передачу с передаточным отношением 1:1.

Пневмопривод силового контроллера КС-26

Рис. 2.17. Пневмопривод силового контроллера КС-26: 1 — вентиль; 2 — фланец; 3 — поршень; 4 — ролик; 5 — трехлучевая звезда; 6 — подвижная рейка; 7 — ось ролика; 8 — цилиндр; 9 — пробка; 10 — корпус привода; 11 — шестерня

Электропневматический привод состоит из двух цилиндров 8 (рис. 2.17) с отверстиями для подачи смазки, закрытыми пробками 9, направляющего штока с поршнями 3 и роликами 4, электромагнитных вентилей 1 типа ЭВ-5-24 и вала с трехлучевой звездой 5. Вал с трехлучевой звездой 5 и шестерней 10 вращается в двух подшипниках, установленных в металлическом корпусе, закрепленном на раме контроллера. При подаче питания на один из вентилей 1 сжатый воздух, поступая в полость цилиндра, воздействует на один из поршней 3 и перемещает подвижную рейку 6 в одно из крайних положений.

Второй вентиль обесточен, и другая полость цилиндра соединена с атмосферой. На концах подвижной рейки находятся два поршня. При этом один из роликов 4 давит на профиль трехлучевой звезды 5, поворачивая вал со звездой на 60°. При отключении первого вентиля и подачи питания на второй поршень перемещает рейку во второе крайнее положение, проворачивая вал со звездой на следующие 60°. Таким образом, происходит преобразование возвратнопоступательного движения штока в одностороннее вращательное движение вала со звездой.

Расположение низковольтных блокировок на силовом контроллере

Рис. 2.18. Расположение низковольтных блокировок на силовом контроллере: а — электропоезда ЭТ2, ЭР2Т и ЭД2Т: б — электропоезд ЭТ2М

Расположение устройства блокировки на силовом контроллере показано на рис. 2.18.

Диаграммы замыканий и размыканий контакторов силового контроллера 1КС-009

Рис. 2.19. Диаграммы замыканий и размыканий контакторов силового контроллера 1КС-009: а — блокировочные контакторы; б — силовые контакторы

Диаграммы последовательности замыкания и размыкания контактов силовых и блокировочных контакторов показаны на рис. 2.19. Силовые контроллеры КС-26 и КС-009 одинаковы по конструкции и отличаются только типами вентилей, силовых и блокировочных контактов.

Технические характеристики силовых контроллеров 1 КС-009 (КС-26)

Номинальное напряжение цепи, В:
силовой 3000
управления 110
Число позиций главного кулачкового вала 20
Угол поворота главного кулачкового вала на одну позицию, град 18
Время свободного вращения главного кулачкового вала при проходе всех позиций и давлении воздуха 0,5 МПа (5 кгс/см2), с 7-9
Масса, кг 110

Возможные неисправности реостатных силовых контроллеров КС-26 и 1КС-009

Причина неисправности Способ устранения
Главный вал не вращается
Нет электропитания катушек вентилей Проверить цепи питания вентилей и устранить неисправность
Нет подачи сжатого воздуха или его давление упало ниже 0,37 МПа (3,7 кгс/см2) Найти причину отсутствия подачи воздуха или отрегулировать давление
Заедает привод или вал Устранить заедание
Отсутствует смазка в цилиндре пневмопривода Добавить смазку в цилиндр
Обгорают контакты кулачковых контакторов
Неисправность в силовой схеме Проверить работу силовой схемы и устранить неисправность
Неисправна схема управления контроллером (контакторы отключаются под током) Проверить работу схем управления и устранить неисправность
Мал раствор контактов Заменить пружину или контактор
Недостаточное усилие нажатия контактов Заменить пружину или контактор
Нарушен порядок замыкания и размыкания контакторов Проверить порядок замыкания и размыкания контакторов, устранить неисправность
Утечка воздуха
Загрязнены клапаны и седло вентиля Заменить или прочистить вентиль
Неисправны трубопроводы или их уплотнения Отремонтировать трубопроводы и уплотнения или заменить их

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

    © 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

    Принципиальные оговорки

    Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

    Ограниченная ответственность

    Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

    Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.