Кулачковые контакторы применяются для коммутации цепей управления. На электропоездах применяют силовые контакторы КЭ-153 (КЭ-4Д-2 – модификация) и КЭ-353 (КЭ-9А-1 – модификация). Кулачковый контактор КЭ-353 (КР-9А-1) в отличие от контактора КЭ-153 (КЭ-4Д-2) имеет дугогасительную систему. Кроме того, применяются блокировочные контакторы КЭ-2А

Кулачковые контакторы КЭ-153 (КЭ-153Д) и КЭ-353

 

Кулачковый контактор КЭ-153

Рис. 2.23. Кулачковый контактор КЭ-153: 1 – вывод; 2 – изолятор; 3 – кронштейн; 4 – гибкая шина; 5 – контактная шпилька; 6 – прижимная пружина; 7 – рычаг; 8 – ось ролика; 9 – ролик; 10 – ось рычага; 11, 12 – призмы; 13 – регулировочная гайка; 14 – притирающая пружина; 15 – подвижный контакт; 16 – неподвижный контакт

На изоляторе 2 (рис. 2.23) контактора закреплен кронштейн 3, в который вставлена и зафиксирована шплинтом ось 10, вокруг которой поворачивается рычаг 7. Подвижный 15 и неподвижный 16 контакты постоянно замкнуты, так как рычаг 7 поджат прижимной пружиной 6, установленной между кронштейном 3 и хвостовиком рычага 7. Подвижный контакт 15 установлен в рычаге 7 на призмах 11 и 12. Его положение относительно рычага 7 и, следовательно, зазор между контактами при размыкании регулируют, изменяя усилие притирающей пружины 14 с помощью гайки 13. Кулачковая шайба контроллера воздействует на рычаг 7 через ролик 9, установленный на оси 8, преодолевая усилие пружины 6, чем размыкает контакты 15 и 16. В качестве ролика использован шариковый подшипник. Провода электросхемы подключают к контактору через контактную шпильку 5, соединенную гибким шунтом 4 с подвижным контактом 15 и вывод 1, крепящий к изолятору 2 держатель неподвижного контакта 16.

Контактор КЭ-353 аналогичен контактору КЭ-153, но он поляризованный и оборудован системой магнитного ду-гогашения. Под головкой болта установлен постоянный магнит и латунный рог. Положительным выводом служит неподвижный контакт.

Кулачковый контактор КЭ-2А

Контактор состоит из изолятора 5 (рис. 2.24), рычага 1, неподвижного 9 (контактный болт) и подвижного 8 контактов и двух выводов 11 и 12. Выводы изготовлены из латуни и установлены на изоляторах. В вывод 11 ввернут болт 9 с контактной накладкой из серебра. Пружина 10, зажатая между заплечиком вывода и головкой контактного болта, предохраняет болт от самопроизвольного отворачивания. Вворачивая или выворачивая болт, регулируют зазор между контактами. Узел подвижного контакта состоит из серебряного контакта 8 пружинящей пластины 6 и гибкого пластинчатого шунта 7. Контакт приклепан одновременно к шунту и к пластине. Рычаг 1 из изоляционного материала качается на оси 4, установленной в отверстии изолятора 5. Ось зафиксирована в изоляторе стопорным пружинным кольцом. На рычаге установлен ролик 3 и узел подвижного контакта. В качестве ролика применен шарикоподшипник. Форма рычага, пружинящей пластины и расположение оси вращения выбраны так, что при замыкании контактов обеспечивается их провал и проскальзывание относительно друг друга. Включение контактов и их прижатие обеспечивается включающей пружиной 13, воздействующей на хвостовик рычага. В исходном положении контакты замкнуты, при воздействии кулачковой шайбы контроллера на ролик 3 преодолевается усилие пружины 13 и происходит размыкание контактов.

Для закрепления контактора на рейках в изолятор залита металлическая гайка.

Кулачковый контактор КЭ-2А

Рис. 2.24. Кулачковый контактор КЭ-2А: 1 – рычаг; 2 – ось ролика; 3 – ролик; 4 – ось рычага, 5 – изолятор; 6 – пружинящая пластина; 7 – гибкий шунт; 8 – подвижный контакт; 9 – контактный болт; 10 – фиксирующая пружина; 11, 12 – выводы; 13 – включающая пружина

Характерные неисправности кулачковых контакторов – обгорание и повышенный износ контактов. В первом случае неисправность вызвана недостаточным усилием нажатия контактов, а во втором – увеличенным. Устранить обе неисправности можно, заменив контактор или пружину.

Провал контактов измеряют универсальным измерительным инструментом или щупом. При несоответствии провала номинальному значению контактор заменяют.

Усилие нажатия контактов измеряют динамометром класса точности не ниже 1,5. Начальное усилие измеряют на разомкнутых контактах динамометром, действие которого приложено в направлении оттягивания контактов в тот момент, когда контакты начинают перемещаться. Конечное усилие измеряют при замкнутых контактах также в направлении оттягивания контактов.

Технические характеристики кулачковых контакторов

КЭ-153 КЭ-353
Номинальное напряжение, В 50 110
Номинальный ток, А 16 16
Зазор между контактами, мм 4,5 4,5
Провал контактов, мм 1,5-2,0 1,5-2,0
Масса, кг 0,07 0,072

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.