Индуктивные шунты ИШ-38 и ИШИ.001

Индуктивные шунты (дроссели) включают последовательно с резисторами, применяемыми для ослабления поля. Служат для защиты тяговых двигателей от сильных колебаний электрического тока при неустановившихся режимах, когда движение электропоезда происходит при ослабленном возбуждении.

Индуктивный шунт ИШ-38

Рис. 2.25. Индуктивный шунт ИШ-38: 1 — магнитопроводы; 2 — уголок; 3 — катушка; 4 — выводы; 5 — изоляторы

Индуктивный шунт состоит из разомкнутых шихтованных магнитопроводов 1 (рис. 2.25), на которых смонтированы катушки 3. Магнитопроводы и катушки стянуты болтами, другие болты соединяют угольники 2, между которыми зажат пакет железа магнитопроводов 1. К раме вагона индуктивный шунт прикрепляют с помощью четырех изоляторов 5. Для включения шунта в цепь служат выводы 4. От механических повреждений шунт защищен каркасом из стальных стержней, закрепленным на раме вагона.

Существует ошибочное мнение, что индуктивный шунт нужен для увеличения скорости. Это не так.

Разгон происходит из-за того, что параллельно обмоткам возбуждения включается шунтирующая цепь, имеющая определенное сопротивление (для каждого типа ТЭД индивидуальное), и индуктивный шунт.

Происходит увеличение тока якоря, ток в обмотках возбуждения в этот момент остается прежним. Тем самым увеличивается потокосцепление и про-сходит разгон. По мере разгона ток якоря, обмоток возбуждения и шунтирующей цепи уменьшается.

Невозможно сделать сопротивление шунтирующей цепи равной 0, так как при этом произойдет размагничивание электрической машины (ток якоря будет несоизмеримо больше тока обмотки возбуждения), что вызовет круговой огонь по коллектору. ТЭД выйдет из строя. При этом сопротивление шунтирующей цепи ограничено минимальным коэффициентом ослабления. Для каждого типа ТЭД этот коэффициент определен.

При резком изменении напряжения в контактной сети или при отрыве полоза токоприемника от контактного провода и последующем касании возникают чрезмерно большие броски тока в тяговых двигателях, что опасно для якорных обмоток и коллекторов.

В силовой схеме тяговых двигателей обмотки возбуждения включены после якорей. Обладая большим индуктивным сопротивлением, обмотки препятствуют резкому изменению тока в переходных процессах. Это условие выполняется только в режиме полного возбуждения. При ослабленном возбуждении такого защитного буфера нет, поскольку обмотки возбуждения зашунтированы активным сопротивлением, которое не может ограничить резкие колебания тока. Лавинообразно нарастающий ток устремляется по пути наименьшего сопротивления — обходя обмотки возбуждения (что сопровождается большим ослаблением возбуждения и увеличением тока), ток проходит через якорные обмотки и выводит их из строя.

Чтобы исключить это явление, в шунтирующую цепь вводят элемент с большим индуктивным сопротивлением в виде шунта (его индуктивное сопротивление приблизительно равно индуктивному сопротивлению обмоток возбуждения).

Включение индуктивного шунта в цепь якорей тяговых двигателей при торможении с независимым возбуждением вызывает замедление нарастания тока в случае короткого замыкания в силовой цепи. Таким образом, в режиме ослабления возбуждения обеспечивается защита двигателя. Помимо защиты двигателя это облегчает условия отключения быстродействующего контактора КЗ.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

    © 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

    Принципиальные оговорки

    Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

    Ограниченная ответственность

    Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

    Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.