Аппарат защиты от радиопомех

Назначение и устройство

Во время работы электрооборудования поезда возникают сильные радиопомехи, вызы-ваемые искрением токоприемников, коммутацией тяговых двигателей, вспомогательных машин, переключением контакторов и другой аппаратуры. Индуктивно-емкостный фильтр, состоящий из катушки индуктивности и конденсатора, снижает радиопомехи примерно в десять раз.

Катушка индуктивности представляет собой высокочастотный дроссель без сердечника. Он включен в силовую схему между токоприемником и главным разъединителем, находится под напряжением контактной сети и вместе с конденсатором смонтирован на крыше вагона. На электропоезде ЭТ2М применяется дроссель типа ДП-32, на остальных – 1ДР.050 (рис. 2.34).

Дроссель 1ДР.050

Рис. 2.34. Дроссель 1ДР.050: 1 – катушка; 2 – стяжная шпилька; 3 – контактный зажим; 4 – вывод катушки; 5 – крестовины

Катушка 1 дросселя не изолирована, она навита из алюминиевой шины с воздушным зазором 3 мм. В зазор уложены прокладки из паронита, зафиксированные стеклолакотканью. Катушка зажата между двумя гетинаксовыми крестовинами 5, стянутыми шпильками 2. Нижняя крестовина прикреплена к двум армированным изоляторам. Дроссель закреплен на опорных изоляторах. Через наконечник провода и контактный зажим 3 к дросселю присоединяют внешнюю цепь.

Конденсаторный фильтр применяют также двух типов: на электропоезде ЭТ2М – Б-022-У1 (рис. 2.35), на остальных – 1Ф.004. Фильтр, установленный вместе с дросселем на крыше вагона, помещен в закрытый металлический ящик 7. Он представляет собой высоковольтный, герметичный бумажный конденсатор 4 емкостью 1 мкФ, рассчитанный на напряжение 6000 В. От зажима, установленного на изоляторе 2, через резиновую втулку 8 в стенке ящика пропущен жгут 1 силовых проводов, которые подключены к катушке индуктивности (дросселю) и главному разъединителю. К тому же зажиму присоединен один вывод 3 от конденсатора, другой вывод 6 соединен с корпусом ящика, который в свою очередь проводом 5 соединен с общей “массой”.

Конденсаторный фильтр Б-022-У1

Рис. 2.35. Конденсаторный фильтр Б-022-У1: 1 – жгут силовых проводов; 2 – изолятор; 3, 6 – выводы конденсатора; 4 – конденсатор; 5 – заземляющий провод; 7 – ящик; 8 – изолирующая втулка

Принцип действия

Действие индуктивно-емкостного фильтра основано на свойстве конденсатора легко пропускать переменный ток и не пропускать постоянный. Катушка индуктивности, наоборот, не оказывает сопротивления постоянному току и является большим сопротивлением для переменного. Радиопомехи вызываются высокочастотными пульсирующими токами, имеющими постоянную и переменную составляющие. Постоянная составляющая (как и тяговые токи) свободно проходит через катушку индуктивности, переменная составляющая ответвляется в конденсатор и возвращается обратно к источнику, т.е. эти токи замыкаются в пределах электропоезда. Чем больше индуктивность катушки, тем больше ее сопротивление переменному току; чем выше емкость конденсатора, тем большая часть переменного тока будет протекать через него, и тем лучше будет работать фильтр. Колебания напряжения в силовой схеме не передаются на выход схемы, поэтому больших пульсаций напряжения в контактной сети не происходит и электропоезд не создает радиопомех в окружающем пространстве.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.