Для защиты электрооборудования электропоезда от перенапряжений, возникающих в контактной сети при электрических разрядах, а также от коммутационных перенапряжений, появляющихся, например, при отключении тока короткого замыкания, применяют вентильные разрядники с нелинейным вилитовым сопротивлением. Работа таких разрядников основана на свойстве вилита (смесь карборунда, графита и глины) увеличивать с повышением напряжения число проводящих каналов, в связи с чем общее сопротивление его уменьшается и волна перенапряжений быстро отводится в «землю». Кроме ограничения уровня перенапряжений, разрядник должен обеспечить прекращение тока в его цепи после прохождения волны перенапряжения. Это условие обеспечивается нелинейностью характеристики вилитовых дисков.

На электропоездах ЭР2 и ЭР2Р устанавливают униполярные вилитовые разрядники РМВУ-3,3, имеющие большую пропускную способность и мощную систему дугогашения. В разряднике РМВУ-3,3 искровые промежутки расположены в нижней части полости кожуха, поэтому дуга, возникающая при пробое искровых промежутков, должна выдуваться в верхнюю часть камеры. Для этого к контактному болту подключают напряжение положительной полярности.

Конструкция разрядника РМВУ-3,3

Рис. 96. Конструкция (а) и электрическая схема (б) разрядника РМВУ-3,3: 1 – основание; 2 – заливочная масса; 3 – фарфоровый кожух; 4, 11, 13, 18 – монтажные детали; 5, 7 – вилитовые диски; 6 – фетровая прокладка; 8 – пружина; 9, 11 – кольцевые прокладки; 10 – контактный болт; 12, 15 – постоянные магниты; 14 – искровые униполярные промежутки; 16 – дно; 19 – предохранительный клапан; 20 – болт; 21 – тиритовые резизисторы

Разрядник РМВУ-3,3 (рис. 96) состоит из двух вилитовых дисков 5, 7, двух искровых униполярных промежутков 14, дугогасительного устройства, монтажных деталей и пружины 8, помещенных внутри фарфорового кожуха 3. Снизу кожух закрыт дном 16 и соединен с основанием 1 заливочной массой 2. Вилитовые диски диаметром 130 мм по бокам покрыты твердой изоляционной обмазкой, которая скрепляет их и предохраняет от разрядов по боковой поверхности. Фетровые прокладки 6 удерживают диски от горизонтального перемещения.

Электрическая схема разрядника РМВУ-3,3

Электрическая схема разрядника РМВУ-3,3

Дугогасительное устройство разрядника состоит из двух постоянных магнитов 12, 15, расположенных между вилитовыми дисками и дном. Магниты обеспечивают равномерность магнитного поля у искрового промежутка и в зоне горения дуги. Искровые промежутки 14 шунтированы высокоомными тиритовыми резисторами 21. Так как вилит гигроскопичен и при попадании в него влаги теряет свои электрические свойства, кожух герметически уплотняют кольцевыми прокладками 9, 17 из морозостойкой резины. В случае перекрытия вилитовых дисков возникает короткое замыкание и повышается давление внутри разрядника. Чтобы предотвратить возможность взрыва разрядника, в его дне предусмотрено предохранительное устройство — клапан 19. При нормальных условиях давление газов внутри разрядника невысокое.

При давлении 0,5 МПа (5 кгс/сма) и выше предохранительное устройство срабатывает и газы выходят в атмосферу.

Искровые промежутки пробиваются при напряжении 7,5—9 кВ. После прохождения волны перенапряжения и снижения напряжения контактной сети до номинального сопротивление вилитовых дисков увеличивается до 140— 160 Ом, а ток спадает до 25—30 А. При этом дуга на искровых промежутках под действием магнитного поля постоянных магнитов растягивается и гаснет.

Для контроля срабатывания вилитового разрядника применяют регистраторы РВР. Регистратор представляет собой небольшой аппарат, автоматически заменяющий плавкие вставки, перегорающие при срабатывании разрядника. Регистратор включен в цепь разрядника; при его срабатывании через резистор регистратора сопротивлением 0,5—5 кОм протекает импульсный ток, сжигающий плавкую вставку регистратора. Затем под действием заводной пружины на место сгоревшей плавкой вставки устанавливается новая вставка. Регистратор рассчитан на девять срабатываний разрядника и имеет указатель числа срабатываний.

Технические данные разрядника РМВУ-3,3

Номинальное напряжение, кВ................................. 3
Наибольшее допустимое напряжение, кВ....................... 4,2
Пробивное напряжение при частоте 50 Гц, кВ................. 6,7—7,4
Ток проводимости (утечки) при напряжении 4000 В, мкА ...... 80—120

На каждом моторном вагоне установлено по два разрядника: первый разрядник подключен к токоприемнику, а второй — к фильтру. Второй разрядник служит для отвода перенапряжений, возникающих на конденсаторе при срабатывании первого разрядника. Разрядники по соображениям безопасности обнесены металлическим сетчатым ограждением.

 

Раздел: Аппараты электрических цепей напряжением выше 1000 В
Основная публикация:

Электропоезда серии ЭР2 и ЭР2Р

Публикации в этом разделе:

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.