Уход в эксплуатации и возможные неисправности

Перед пуском в эксплуатацию электропоезда, прибывшего с завода после постройки или после заводского ремонта, а также после длительной стоянки (более 15 дней), необходимо произвести осмотр по программе текущего ремонта (ТР-1). Особое внимание следует обратить на крепление деталей, подбор и состояние щеток. При боковых износах и сколах краев щеток независимо от степени износа по высоте их заменяют. Новые щетки следует приработать к коллекторным пластинам при движении электропоезда со скоростью 15 км/ч.

Загрязненный коллектор необходимо протереть спиртом или бензином, грязь и копоть на изоляторах щеткодержателей удалить чистой тряпкой, слегка смоченной бензином. В эксплуатации нельзя допускать поджогов и наплывов на коллекторе, скопления конденсата в нижней части тягового двигателя.

При выдаче из депо электропоезда сопротивление изоляции обмоток тягового двигателя не должно быть ниже 1,2 МОм. Если оно ниже этого значения, необходимо определить место утечки тока и устранить дефект. Если изоляция отсырела, следует произвести ее сушку электрическим током или горячим воздухом. Ток для сушки изоляции должен быть от 120 до 140 А (обмоток якоря и дополнительных полюсов) и от 90 до 100 А (обмотки главных полюсов). Продолжительность сушки определяется сопротивлением изоляции. Нельзя допускать нагрев обмоток якоря и катушек полюсов до температуры выше 120°С. Если их температура достигла 120 °С, а сопротивление изоляции ниже нормы, необходимо для дальнейшей сушки уменьшить ток.

Уход за подшипниками тяговых двигателей заключается в правильной их смазке. При недостаточной смазке подшипник может перегреваться, при чрезмерной смазка через лабиринтные уплотнения будет выдавливаться. Попадание грязи внутрь подшипниковой камеры может привести к повреждениям подшипников. Необходимо проверять наличие пробок в смазочных отверстиях.

С целью увеличения срока работы тяговых двигателей локомотивная бригада обязана внимательно следить за контрольными лампами и показаниями приборов на пульте управления. В момент разгона поезда после остановки для высадки и посадки пассажиров машинист не должен допускать срабатывания защиты и отключения тяговых двигателей. Последнее свидетельствует о том, что ток двигателей сильно возрос. Это может привести к недопустимому нагреву обмоток, перекрытию коллекторных пластин и, как следствие, к пробою изоляции, выплавлению петушков.

Такое явление может произойти и в период боксования электропоезда, так как под щетками возникает опасное искрение, которое может привести к круговому огню. Боксование колесных пар может быть причиной ослабления, а иногда и обрыва металлических бандажей якорей, вызвать нарушение целостности изоляции обмотки. В некоторых случах электрическая дуга перебрасывается на корпус двигателя, вызывая короткое замыкание. Это приводит к повреждению электроаппаратуры моторного вагона. Машинист должен твердо знать и выполнять инструкционные указания по режиму ведения поезда при возникновении боксования, а также не допускать повторных включений токовой защиты, не предусмотренных инструкциями.

При срабатывании токовой защиты на вагонах по прибытии на конечную станцию машинист должен проверить состояние коллекторов тяговых двигателей моторного вагона, на котором срабатывала защита, и при необходимости зачистить их.

Тяговые двигатели требуют особого ухода в зимнее время года. В них попадает снег, изоляция отсыревает и, как следствие, понижается ее электрическая прочность, иногда изоляция пробивается. Ремонтный персонал, машинист и его помощник обязаны следить за состоянием уплотнений всех щелей и отверстий, через которые может попасть снег. Нижние вентиляционные отверстия в остове закрывают заглушками, уплотняют мешковиной жалюзи в кузове электросекции. При резких колебаниях температур после длительного отстоя на коллекторе может образовываться иней, произойти обледенение коллектора. В таких условиях следует осмотреть коллекторы тяговых двигателей. Для удаления инея и сушки изоляции обмоток машинист должен вести поезд при последовательном соединении тяговых двигателей с ослабленным возбуждением.

Возможные неисправности тяговых двигателей и способы их устранения приведены в таблице:

Причина Способ устранения
Чрезмерное искрение под щетками
Плохо притерты щетки к коллекторным пластинам Приработать щетки к коллекторным пластинам при малых скоростях движения
Изоляция между коллекторными пластинами выступает над ними, коллектор плохо прошлифован Выполнить продорожку, зачистку и шлифовку коллектора
Изношены щетки более допускаемого предела Заменить щетки
Недостаточное нажатие щеток или неравномерное их нажатие Отрегулировать нажатие щеток
Биение коллектора, выступают отдельные пластины или изоляция Необходимо закрепить и проточить коллектор
Неправильная установка траверсы Установить траверсу в правильное положение
Оборван проводник обмотки якоря Отремонтировать обмотку
Короткое замыкание в обмотке дополнительных полюсов Отыскать поврежденную катушку допол ннтсльного полюса и заменить ее
Чрезмерное нагревание коллектора
Щетки слишком сильно прижаты к коллекторным пластинам Установить нормальное нажатие щеток
Щетки не подобраны по марке Заменить щетки
Чрезмерное нагревание якоря
Замыкание между секциями обмоток якоря или коллекторными пластинами В эксплуатации отключить тяговый двигатель. По прибытии в депо отремонтировать якорь.
Перекрытие или пробой кронштейна щеткодержателя
Попадание влаги в тяговый двигатель, перенапряжение, грязный изолятор или кронштейн щеткодержателя Необходимо определить тяговый двигатель, протереть чистой салфеткой, смоченной в бензине, заменить изолятор или кронштейн щеткодержателя
Пробои изоляции обмоток якорей и полюсов
Механические повреждения, резкое снижение сопротивления изоляции при частых перенапряжениях на двигатели, попадании влаги, пыли и т. д. Устранить дефекты в депо. В условиях эксплуатации это сделать нельзя
Междувитковое замыкание обмоток (сильное искрение под щетками и срабатывание токовой защиты)
Механическое повреждение изоляции, старение изоляции, снижение изоляционных свойств вследствие частых перенапряжений В эксплуатации отключить тяговый двигатель. По прибытии в депо устранить дефекты

 

Раздел: Тяговые двигатели
Основная публикация:

Электропоезда серии ЭР2 и ЭР2Р

Публикации в этом разделе:

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.