Министерство путей сообщения Российской Федерации
Департамент локомотивного хозяйства

Утверждаю:
Зам. руководителя Департамента
локомотивного хозяйства
А.М.Сидорук
17 декабря 2001 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по предупреждению электротравматизма
локомотивных бригад при осмотре крышевого
оборудования электровозов, электропоездов
и тепловозов № ЦТ-21-01

Москва 2002г.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают меры личной электробезопасности локомотивных бригад при заезде маневровых или магистральных тепловозов (далее тепловозов), дизель-поездов под контактную сеть, а также при осмотре крышевого оборудования электровозов и электропоездов и разработаны на основании и в развитие требований действующих Инструкций:

  • «Типовой Инструкции по охране труда для локомотивных бригад» ЦТ-555, 1998г.;
  • «Типовой Инструкции по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава» № ЦТ-535, 1998 г.;
  • «Типовой Инструкции по охране труда для слесаря по ремонту тепловозов и дизель-поездов» ТОИ Р-32-ЦТ-728-99;
  • «Типовой Инструкции по охране труда для работников баз топлива и нефтепродуктов» ТОИ Р-32-ЦТ-835-01, 2001 г.

Методические рекомендации предназначены для машинистов и помощников машинистов тепловозов, электровозов и электропоездов, а также для слесарей ПТО, обслуживающих тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, для сливщиков-разливщиков нефтепродуктов.

1.2. Основными причинами ошибочного подъема машинистов и помощников машинистов на крышу тепловоза под неотключенную и незаземленную контактную подвеску и электропоражения напряжением контактной сети являются:

  • неосмотрительность;
  • отвлечение внимания и усталость;
  • забывчивость и привычка подниматься на крышу при эксплуатации тепловозов на неэлектрифицированных участках железных дорог;
  • неправильное представление о габарите между крышей тепловоза и контактной подвеской;
  • недостаточная информация о порядке безопасного подъема на крышу тепловоза, особенно на вновь электрифицированном участке железной дороги или на вновь электрифицированном тракционном пути локомотивного депо;
  • халатность пострадавших.

Неосмотрительность и халатность являются основными причинами ошибочного подъема сливщиков-разливщиков нефтепродуктов на цистерны под неотключенную и незаземленную контактную сеть, а слесарей ПТО — на поставленный под контактную сеть тепловоз.

2. Опасность электропоражения при ошибочном подъеме на крышу локомотива или на цистерну под незаземленную контактную подвеску или под воздушную линию электропередачи:

2.1. При подъеме работника на крышу тепловоза, электровоза, электропоезда или на цистерну под неотключенную и незаземленную контактную подвеску происходит электропоражение рабочим или наведенным напряжением от контактных подвесок действующих путей.

На неэлектрифицированном участке железной дороги электропоражение работника при подъеме на крышу тепловоза может возникнуть от пересекающей железную дорогу воздушной линии электропередачи (ВЛ) напряжением 0,4; 6,0; 10,0 или 35,0 кВ.

2.2. Рабочее и наведенное напряжение на контактной сети смертельно опасны для человека.

Рабочее напряжение на контактной сети постоянного тока составляет 3,0 кВ, на контактной сети переменного тока — 25,0 кВ. Эти напряжения в десятки и сотни раз превышают допустимое напряжение для человека, равное 42 В.

На электрифицированных участках железных дорог переменного тока на отключенной от электропитания, но еще незаземленной контактной подвеске наводится опасное напряжение 10,0 кВ и более. Это опасное наведенное напряжение возникает за счет электромагнитного (электрического и магнитного) влияния контактной подвески действующего пути.

Электрическое влияние определяется уровнем рабочего напряжения (25,0 кВ), магнитное влияние — значением тока в контактной подвеске действующего пути.

Помните! На электрифицированных участках переменного тока даже если на соседнем пути нет электровозов, то за счет только электрического влияния соседней подвески на отключенной, но еще незаземленной подвеске наводится напряжение 10 кВ и выше. Поэтому машинистам и помощникам запрещается самим или через применяемые инструменты или приспособления приближаться к частям отключенной, но еще незаземленной контактной сети на расстояние менее 2м (рис. 1).

Запрещается подъем наверх цистерны, находящейся под незаземленной контактной подвеской (рис. 2).

Стой! Подъем на крышу тепловоза под контактным проводом приводит к электротравме!
Стой! Подъем на цистерну под контактным проводом опасен!

2.3. Пересечение ВЛ с неэлектрифицированными железными дорогами должно удовлетворять требованиям действующих Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Расстояние при пересечении ВЛ с неэлектрифицированными железными дорогами от проводов ВЛ до головки рельса должно быть не менее приведенных в таблице.

 

Пересечение

 

Наименьшее расстояние при напряжении ВЛ, кВ

До 20

35-110

150

220

330

500

Для неэлектрифицированных железных дорог от провода до головки рельса в нормальном режиме ВЛ по вертикали, м:

 

От провода до головки рельса при обрыве провода ВЛ в смежном пролете по вертика­ли, м:

 

7,5

 

 

 

 

6

 

7,5

 

 

 

 

6

 

8

 

 

 

 

6,5

 

8,5

 

 

 

 

6,5

 

9

 

 

 

 

7

 

9,5

 

 

 

 

-

 

Например, высота тепловоза 2ТЭ116 равна 5104 мм. Тогда с учетом допустимого расстояния от человека или от инструмента до токоведущих частей, равного не менее 2м, можно сделать вывод — находиться на крыше тепловоза под ВЛ любого напряжения не допускается. Машинисты-инструкторы локомотивных депо на неэлектрифицированных участках железных дорог должны составить планы станций и перегонов с точным указанием пикетажа мест пересечений с ВЛ 0,4; 6,0; 10,0; 35,0 кВ. казанные планы пересечений железной дороги с ВЛ должны быть вывешены в помещении инструктажа локомотивных бригад. При инструктажах и обучении локомотивных бригад следует конкретно изучать каждое пересечение железной дороги с ВЛ. При необходимости выхода на крышу тепловоза под ВЛ 0,4; 6,0; 10,0; 35,0 кВ машинист тепловоза должен сообщить об этом энергодиспетчеру или в дистанцию электроснабжения, которые организуют снятие напряжения и заземление ВЛ. При этом по возможности машинисту не следует для выхода на крышу останавливать тепловоз под ВЛ. 2.4. При возникновении пожара на электровозе, электропоезде или на тепловозе под контактной сетью машинист должен немедленно сообщить о пожаре поездному диспетчеру, энергодиспетчеру (ЭЧЦ) или в район контактной сети (ЭЧК) и в пожарную охрану. Тушить пожар на крыше локомотива любыми огнетушителями разрешается только после снятия напряжения с контактной сети и других проводов и после их заземления электромонтерами контактной сети с 2-х сторон от места пожара. 2.5. При наружном осмотре электровоза, электропоезда, тепловоза, а также при осмотре состава или при проходе вдоль путей любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни человека. Их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8м, а также допускать приближения к ним посторонних лиц (рис. 3). Следует принять все необходимые меры к ограждению этого опасного места. Необходимо сообщить о случившемся в район контактной сети (ЭЧК) или, пользуясь любым видом связи, сообщить энергодиспетчеру и далее действовать по их указаниям. 2.6. Работник, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, должен выходить из опасной зоны мелкими шагами не более 0,1м и, не отрывая ног от земли (рис. 3).

Лежаший на земле провод опасен!
Правильное заземление контактного провода!

3. Порядок электробезопасного подъема локомотивной бригады на крышу электровоза, электропоезда, тепловоза на электрифицированных путях, не предназначенных для осмотра крышевого оборудования:

3.1. При необходимости подъема на крышу электровоза, электропоезда, тепловоза для устранения повреждения или для внепланового осмотра оборудования на путях, не предназначенных для осмотра крышевого оборудования, рабочее напряжение с контактной сети должно быть снято энергодиспетчером по устной заявке машиниста локомотива.

По приказу энергодиспетчера работники дистанции электроснабжения в 2 лица заземляют отключенную контактную подвеску. Допускается заземлять отключенную контактную сеть для осмотра крышевого оборудования локомотива одному электромонтеру с группой по электробезопасности не ниже IV в присутствии машиниста локомотива (электросекции) или его помощника.

Отключенная контактная подвеска постоянного или переменного тока должна быть заземлена с 2-х сторон от локомотива путем установки на контактную подвеску 2-х заземляющих штанг, заранее подсоединенных к тяговому рельсу или к заземляющему спуску опоры контактной сети (рис. 4).

Каждая заземляющая штанга должна быть установлена не ближе одного мачтового пролета от локомотива (рис.4).

На электрифицированных участках железных дорог переменного тока расстояние между этими двумя заземляющими штангами должно быть не более 200м.

На электрифицированных участках железных дорог постоянного тока каждая заземляющая штанга должна быть установлена в пределах ее видимости, но не далее 300м от локомотива и не ближе одного мачтового пролета от него.

При аварийном пережоге, обрыве контактного провода над локомотивом, при изломе токоприемника, если остался целым несущий трос контактной подвески, то лежащие на корпусе электровоза, электропоезда, тепловоза или на рельсах контактные провода, также как и в нормальном режиме, должны быть отключены и заземлены с 2-х сторон (рис. 4).

Если произошел разрыв целиком контактной подвески, т.е. оборваны контактные провода и несущий трос, и провода лежат на электровозе, электропоезде или на тепловозе, то для заземления контактной подвески с обеих сторон от места ее обрыва должно быть установлено не по одной, а по две заземляющих штанги.

Обозначение воздушного промежутка
Зигзагообразное положение провода

Не рекомендуется останавливать локомотив для внепланового осмотра крышевого оборудования в местах секционирования контактной сети — под изолирующим сопряжением (воздушным промежутком) или под секционным изолятором из-за большей траты времени на заземление контактной сети и на подготовку рабочего места на крыше локомотива.

3.2. Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки (изолирующие сопряжения), должны иметь отличительный знак — чередующиеся 4 черные и 3 белые горизонтальные полосы.

Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой (рис. 5а).

Знаки могут наноситься непосредственно на опоры или щиты, закрепляемые на опорах (рис. 56). На многопутных участках допускается установка указательных знаков на конструкциях контактной сети над осью пути.

Остановка ЭПС с поднятыми токоприемниками между этими опорами (знаками) запрещается.

3.3. Подъем на крышу локомотивной бригады допускается толь¬ко после отключения и заземления контактной подвески и по разрешению представителя дистанции электроснабжения (ЭЧ).

Все выходы локомотивной бригады на крышу подвижного состава после выполнения всех организационно-технических мероприятий по обеспечению электробезопасности следует регистрировать в бортовом журнале формы ТУ-152 с указанием причин выхода на крышу, результатов проведенных работ и обязательной подписью машиниста локомотива и представителя дистанции электроснабжения.

Для проведения осмотра или ремонта крышевого оборудования, контактной подвески представителю ЭЧ необходимо:

- предъявить машинисту удостоверение на право производства работ на контактной сети;

- потребовать от машиниста открытия лестницы или люка для подъема на крышу;

- убедиться осмотром с земли в том, что все токоприемники электровоза, электропоезда опущены;

- убедиться, что контактная подвеска заземлена.

После этого вместе с машинистом локомотива, который должен открыть лестницу, можно подняться на крышу электровоза, электропоезда или тепловоза, под отключенную и заземленную с 2-х сторон от локомотива контактную подвеску.

Первым на крышу локомотива должен подниматься представитель дистанции электроснабжения.

Запрещен подъем на крышу локомотива, если контактная подвеска находится под рабочим напряжением или если рабочее напряжение снято, но контактная подвеска не заземлена на тяговый рельс, как указано в пункте 3.1. настоящих Методических рекомендаций.

3.4. Первыми с крыши локомотива спускаются члены локомотивной бригады.
По окончании осмотра токоприемников или их подвязки, осмотра другого оборудования, контактной подвески и спуска на землю представитель дистанции электроснабжения в присутствии машиниста или его помощника снимает с контактной подвески заземляющие штанги, отключает их от тяговых рельсов и дает уведомление энергодиспетчеру следующего содержания:

- работы на крышевом оборудовании тепловоза (электровоза, электропоезда, дизель-поезда) на пути №... по приказу №... окончены в ...... час ...... мин;

- люди выведены;

- заземления сняты.

После подачи представителем дистанции электроснабжения такого уведомления энергодиспетчеру контактная подвеска над локомотивом считается находящейся под рабочим напряжением.

3.5. Меры электробезопасности для подъема работника на цистерну, находящуюся под контактной подвеской на пути, не предназначенном для подъема, осуществляются также, как и при подъеме на крышу локомотива. При этом устанавливать и снимать заземляющие штанги должны 2 электромонтера контактной сети.

3.6. Слесарям ПТО необходимо помнить, что тепловоз могут поставить на электрифицированный путь. Поэтому перед подъемом на крышу тепловоза осмотритесь, нет ли над тепловозом контактной подвески.

Запрещается без мастера (бригадира) проводить работы на тепловозе (дизель-поезде), стоящем на деповском пути под контактным проводом или на пути, соседнем с электрифицированным путем.

Запрещается подниматься на крышу тепловоза (вагона дизель-поезда), находящегося под контактным проводом.

На тепловозе (дизель-поезде), находящемся на электрифицированном пути или пути, соседнем с электрифицированным путем до отключения и заземления проводов контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств, расположенных над этими путями, слесарю запрещается подниматься на крышу тепловоза (вагона дизель-поезда).

Помните! Где нет заземления — там опасное напряжение.

4. Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности локомотивной бригады при осмотре крышевого оборудования электровоза, электропоезда или тепловоза под контактной сетью на специально предназначенных электрифицированных путях

4.1. Если на электрифицированной станции имеется свободный неэлектрифицированный путь, то осмотр крышевого оборудования маневрового или магистрального тепловоза следует производить по разрешению дежурного по станции (ДСП) на этом неэлектрифицированном пути.

Также крышевое оборудование тепловозов, дизель-поездов, электровозов и электропоездов разрешается осматривать на специально предназначенных для этой работы электрифицированных тракционных путях станции, депо.

4.2. Для безопасного осмотра или ремонта крышевого оборудо¬вания тепловоза, электровоза и электропоезда под контактной сетью на специально предусмотренных для этого путях машинист тепловоза, электровоза, электропоезда обязан:

- явиться к дежурному по депо или к дежурному по линейному пункту;

- сделать запись в книге снятия рабочего напряжения с контактной сети: дата, время (час, мин) заявки о снятии напряжения с пути №,,,, № отключаемого разъединителя (указывает дежурный по депо или дежурный по линейному пункту), № тепловоза, электровоза, электропоезда, свою фамилию, имя, отчество и поставить свою подпись.

После этого дежурный по локомотивному депо (по линейному пункту) или сам отключает разъединитель с заземляющим ножом, или выдает машинисту тепловоза, электровоза, электропоезда ключ от этого разъединителя контактной сети, диэлектрические перчатки и ставит свою подпись в книге снятия напряжения.

4.3. Машинист тепловоза, электровоза, электропоезда или дежурный по локомотивному депо (по линейному пункту), подойдя к разъединителю с заземляющим ножом, должен:

- убедиться по надписи на приводе разъединителя о соответствии его наименования, записанному в книге снятия напряжения;

- убедиться в наличии и исправности двойного заземления привода разъединителя на тяговый рельс;

- убедиться в исправности и исходном положении разъединителя (включен);

- надеть диэлектрические перчатки и открыть ключом замок привода разъединителя;

- выполнить отключение разъединителя и закрыть ключом замок привода разъединителя;

- осмотром с земли лично убедиться в том, что ножи и дугогасительные контакты разъединителя разошлись полностью и создали видимый разрыв цепи, а одна из колонок разъединителя вошла в соприкосновение с заземляющим ножом, заземлив, тем самым, контактную подвеску над тепловозом, электровозом или электропоездом на тяговый рельс;

- вывесить на приводе разъединителя запрещающий плакат «Не включать. Работают люди»;

- установить между рельсами занимаемого локомотивом пути напротив привода разъединителя с заземляющим ножом переносной сигнал — «Стой! Запрещается проезжать сигнал» — прямоугольный щит красного цвета (или красный флаг на шесте) днем и красный огонь фонаря на шесте ночью.

Запрещается производить работы на крыше локомотива, в случае неисправности замка привода разъединителя.

После этого машинисту тепловоза, электровоза, электропоезда или помощнику машиниста разрешается открыть лестницу и подняться на крышу тепловоза, электровоза, электропоезда под отключенную и заземленную контактную подвеску и осмотреть крышевое оборудование или устранить в нем неисправность.

Во время осмотра крышевого оборудования локомотива ключ от отключенного разъединителя с заземляющим ножом должен находиться у поднявшегося на крышу машиниста (помощника машиниста) тепловоза, электровоза или электропоезда.

Если разъединитель с заземляющим ножом отключает (включает) сам дежурный по локомотивному депо (по линейному пункту), то ключ от замка разъединителя он передает поднимающемуся на крышу машинисту (помощнику машиниста).

Перед тем, как надеть резиновые диэлектрические перчатки для отключения (включения) разъединителя, необходимо проверить по штампу срок периодических электрических испытаний перчаток. Штамп с датой следующего испытания должен быть хорошо виден. Он должен наноситься несмываемой краской или наклеиваться у края каждой перчатки. Резиновые диэлектрические перчатки испытываются 1 раз в 6 месяцев.

На перчатках, не выдержавших электрические испытания, штамп должен быть перечеркнут красной краской. Такие диэлектрические перчатки использовать не допускается. Или такие диэлектрические перчатки немедленно уничтожаются (режутся пополам).

Резиновые диэлектрические перчатки не должны иметь механических повреждений и не должны быть влажными. Поэтому перед тем, как надеть перчатки, их следует проверить на отсутствие проколов или разрывов путем скручивания их в сторону пальцев. Наличие воздуха в скрученной перчатке свидетельствует о ее целости и пригодности к работе. Влажные перчатки следует протереть сухой тканью или ветошью снаружи и после выворачивания — изнутри.

При работе в диэлектрических перчатках их края нельзя подвертывать.
Для защиты от механических повреждений разрешается надевать поверх диэлектрических перчаток кожаные или брезентовые перчатки или рукавицы. В зимнее время под диэлектрические перчатки можно надевать хлопчатобумажные перчатки.

Перчатки следует периодически один раз в квартал дезинфицировать содовым или мыльным раствором.

4.4. При осмотре крышевого оборудования электропоезда запрещается перепрыгивать с вагона на вагон. Дойдя до конца моторного вагона, следует вернуться назад и спуститься по той же лестнице, по которой поднялся. По земле дойти до следующего моторного вагона и подняться по лестнице на крышу вагона.

После осмотра крышевого оборудования тепловоза или устранения неисправности машинист дает команду своему помощнику забрать инструменты и материалы и спуститься на землю. Машинист убеждается, что на крыше никого нет, инструмент и материалы все убраны. Затем он надевает диэлектрические перчатки, открывает ключом замок привода ранее отключенного им разъединителя с заземляющим ножом и включает его, тем самым, подавая рабочее напряжение в контактную подвеску над тепловозом, электровозом или электропоездом.

После включения разъединителя с заземляющим ножом машинист тепловоза, электровоза, электропоезда приходит к дежурному по депо (по линейному пункту) и делает запись в книге снятия и подачи напряжения: дата, время (час, мин), № пути, разъединитель № включен, пишет свою фамилию, имя и отчество и ставит свою подпись. После этого он сдает ключ от разъединителя и диэлектрические перчатки дежурному по депо или по линейному пункту.

4.5. В местной инструкции тепловозного депо о порядке осмотра или устранения неисправности крышевого оборудования должны быть схемы электропитания и электрического секционирования контактной сети путей, предусмотренных для осмотра крышевого оборудования тепловозов, тех локомотивных депо, куда заезжают тепловозы.

В этой инструкции должны быть указаны номера разъединителей, которые имеет право отключать или включать дежурный по локомотивному депо (по линейному пункту) или по его указанию машинист тепловоза, электровоза, электропоезда.
В кабинете охраны труда, в кабинете техучебы депо должна быть вывешена схема обслуживаемого тепловозами участка железной дороги с указанием электрифицированных участков и надписями: «Станции А,Б... электрифицированы. На станциях А, Б... запрещается подниматься на крышу тепловоза под неотключенный и незаземленный контактный провод».

4.6. При электрификации смежных участков железных дорог или при дополнительной электрификации некоторых тракционных путей локомотивного депо машинисты-инструкторы должны провести внеплановый инструктаж локомотивных бригад.

При инструктаже локомотивной бригады следует указывать номера вновь электрифицированных тракционных путей, подчеркнуть запрет подъема на крышу тепловоза без снятия напряжения и заземления контактной подвески.

Материалы инструктажа расположить в помещении инструктажа локомотивных бригад для повторного ознакомления перед поездкой.

Машинисты-инструкторы тепловозов! Следите за новой электрификацией тракционных путей и обслуживаемых плеч.

4.7. Подъем одного из членов локомотивной бригады на крышу электропоезда для регулярного профилактического осмотра или ремонта токоприемников и другого крышевого оборудования разрешается только на специальных путях, предназначенных для осмотра крышевого оборудования, которые указаны в местной инструкции по охране труда. В этом случае подъем на крышу и осмотр крышевого оборудования должен производиться в следующей последовательности:

Вначале машинист электропоезда в одно лицо открывает замок привода и отключает разъединитель с заземляющим ножом (пункты 4.3. и 4.4. настоящих Методических рекомендаций). Визуально с земли проверяет, что ножи и дугогасительные контакты разъединителя полностью разошлись и образовали видимый разрыв цепи, а заземляющий нож разъединителя заземлил контактную подвеску над электропоездом.

После отключения разъединителя сам машинист или по его указанию помощник машиниста открывает ключом замок защитного щита на нужной торцевой лестнице и поднимается на крышу электропоезда под отключенную и заземленную контактную подвеску. Второй член бригады, находясь на земле, ведет надзор за поднявшимся на крышу и проходит вслед за ним вдоль электропоезда.

После осмотра крышевого оборудования находящийся наверху член бригады открывает замок защитного щита торцевой лестницы, спускается по лестнице вниз и вновь закрывает этот замок и ранее открытый.

Машинист электропоезда в одно лицо включает разъединитель с заземляющим ножом — тем самым на контактную подвеску подается рабочее напряжение.

Порядок подъема на крышу электропоезда при внезапной поломке токоприемника или при другой неисправности должен быть таким, как на путях, не предназначенных для подъема на крышу локомотива (раздел 3 настоящих Методических рекомендаций).

5. Меры по обеспечению осмотрительности и по безопасному обслуживанию тепловозов под контактной сетью и воздушными линиями электропередачи

5.1. Осмотрительность

5.1.1. Следует помнить, что у отдельных людей действия опережают оценку обстановки, т.е. поднялся по лестнице, переместился и только потом подумал, что сделал и где находится. Таким работникам надо быть особенно осмотрительными, т.е. сначала думать, потом делать.

5.1.2. Основой осмотрительности является сознательное распределение своего внимания. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление окружающего нас мира, а также действия, мысли и переживания самого человека.

5.1.3. Сознательно распределяй свое внимание при передвижении по тепловозу, между осмотром маршрута прохода (подъема) и осмотром объектов в ближнем пространстве.

5.1.4. Сознательно переключай свое внимание с ближнего пространства на более удаленное для своевременного обнаружения запрещающих знаков, ограждений, контактной подвески или воздушной линии электропередачи над тепловозом.
Будь осмотрительным. Не поднимайся на крышу тепловоза под неотключенную и незаземленную контактную подвеску и во время движения.

Сначала думай, потом делай. Спешка — причина травм.

5.2. Исключение отвлечения внимания

5.2.1. Не допускай отвлечения внимания от сознательного контроля за своими перемещениями. Это также является причиной ошибочного подъема на крышу тепловоза и последующего электропоражения.

Отвлечение внимания может произойти при выявлении неисправности в каких-либо устройствах: радиоантенне, монтажном люке и т.п., находящихся в непосредственной близости от контактной подвески. Забыв о своей личной безопасности, помощник или машинист может приступить к осмотру оборудования и устранению неисправности, приблизившись ближе 2 м к незаземленной контактной подвеске или к воздушной линии электропередачи.

5.2.2. Отвлекают внимание раздражители внезапные, неожиданные, а также внутренние переживания человека (эмоции и чувства).

При проходе по тепловозу концентрируй свое внимание на опасные места, т.е. сознательно переключай свое внимание на обеспечение безопасности перемещений.

Концентрация внимания — это качество внимания, определяющее его высокую интенсивность.

При обходе тепловоза не отвлекайся на посторонние предметы, а также на внутренние переживания, которые могут отвлечь внимание от обеспечения личной безопасности. Поэтому при обходе тепловоза машинисту тепловоза или его помощнику следует применять самоот¬влечение внимания, т.е. сознательно переключить свое внимание на обеспечение безопасности своих передвижений по тепловозу.

Защити себя сам! Переключи свое внимание на личную безопасность.


5.3. Предупреждение машинистом помощника машиниста о заезде тепловоза под контактную сеть

5.3.1. Одной из причин ошибочного подъема на крышу тепловоза под неотключенную и незаземленную контактную подвеску может быть забывчивость и привычка выходить на крышу при эксплуатации тепловоза на неэлектрифицированных участках железных дорог.

5.3.2. Машинист! Перед отправлением поезда предупреди помощника, что тепловоз будет заезжать на электрифицированный участок железной дороги.

При заезде под контактную сеть напомни ему, что подьем на крышу тепловоза запрещен.

5.4. Соблюдение допустимого расстояния до контактной сети, находящейся под рабочим или наведенным напряжением

5.4.1. Помни! Контактный провод располагается не по оси пути, а зигзагообразно, что уменьшает расстояние от него до лестницы или края крыши тепловоза.

Наибольший зигзаг контактного провода от оси пути составляет 500 мм (рис. 6а).
Под напряжением 3,0; 25,0 кВ или наведенным напряжением находятся и конструкции, поддерживающие контактную подвеску: изоляторы, кронштейны, фиксаторы (рис. 6 б, помечены темным цветом).

5.4.2. Габарит между крышей тепловоза и контактной подвеской с напряжением 3,0 или 25,0 кВ составляет чуть больше 1 м, что меньше допустимого расстояния, равного 2 м, от тела человека или применяемого им инструмента или приспособления до частей контактной сети, находящихся под напряжением.

Не поднимайся на крышу тепловоза под неотключенную и незаземленную контактную подвеску.

5.5. Халатность

Одной из причин ошибочного подъема работника на крышу ло¬комотива под неотключенную и незаземленную контактную подвеску, ВЛ 0,4;6,0;10,0;35,0 кВ может быть халатность пострадавшего.

Халатность — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих служебных обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к работе.

Халатность может быть исключена путем концентрации своего внимания На мерах личной безопасности при осмотре крышевого оборудования тепловоза, электровоза или электропоезда.

6. Защитные ограждения, сигнальная окраска и поясняющие надписи в электроопасных местах на электропоездах и локомотивах


6.1. На электропоездах

На торцевых лестницах для подъема на крышу электропоезда должен быть установлен защитный щит сигнального красного цвета с надписью на нем черными буквами: «Не подниматься на крышу без заземления контактного провода».

Защитный щит должен быть постоянно закрыт на замок, ключ от замка должен находиться в распоряжении машиниста электропоезда.

Торцевая лестница для подъема на крышу электропоезда должна быть также окрашена в сигнальный красный цвет.

Для предупреждения персонала от ошибочного открывания крышки ящика с подвагонным высоковольтным электрооборудованием электропоезда при поднятых токоприемниках, указанная крышка должна быть окрашена изнутри в сигнальный красный цвет.

Снаружи на крышке ящика должна быть нанесена надпись черными буквами: «Не открывать при поднятом токоприемнике» и нанесен сигнальным красным цветом квадрат размером 10 см х 10 см, предупреждающие персонал от ошибочного открывания крышки ящика с высоковольтным оборудованием.

Окраска в сигнальный красный цвет является дополнительной мерой, предупреждающей персонал об опасности электропоражения и не отменяет применение других защитных мер: снятие напряжения, заземление, установка блокировок и т.п.

6.2. На маневровых тепловозах

Защитный щит на лестнице и сама лестница для подъема на крышу маневрового тепловоза должны быть окрашены в сигнальный красный цвет.

На щите должна быть нанесена черной краской поясняющая надпись: «Не подниматься на крышу без заземления контактного провода».

6.3. Сигнальная линия красного цвета по верху кабины тепловозов, электровозов и электропоездов

Для предупреждения от ошибочного приближения персонала к неогражденным токоведущим частям контактной сети на расстояние менее 2 м на стыке крыши и кабины следует нанести сигнальную ли¬нию красного цвета. Линия наносится по всей ширине кабины, ширина линии 100-150 мм. Или взамен сигнальной линии красного цвета окрасить крышу локомотива в красный цвет.


В красный сигнальный цвет должны быть окрашены изнутри крышки и прутковые ограждения на монтажных люках тепловозов, электровозов, которые ведут на крышу.

Считать, что преодоление членами локомотивной бригады сигнальной линии красного цвета является нарушением правил безопасности.

Разрешается пересекать сигнальную линию в следующих случаях:

когда контактная сеть отключена и заземлена установленным порядком;

в депо под отключенной и заземленной контактной подвеской;

на неэлектрифицированном участке железной дороги и, когда тепловоз не находится под пересекающими железную дорогу воздушными линиями электропередачи напряжением 0,4; 6,0; 10,0 или 35,0 кВ.

Сигнальная линия красного цвета по верху кабины электровоза, электропоезда, тепловоза позволит улучшить работу системы «Человек на пути». Сигналисты и работающие на пути, контактной сети, устройствах сигнализации, централизации и блокировки на большем расстоянии увидят приближающийся электровоз, электропоезд или тепловоз и заранее сойдут с пути на безопасное расстояние.