Силовая схема моторного вагона ЭР1

В отличие от других отечественных моторных вагонов на каждом моторном вагоне поезда ЭР1 установлен только один пантограф и не предусмотрено раздельное отключение поврежденных тяговых двигателей. Эти упрощения оказались возможными в связи с наличием в десятивагонном поезде пяти моторных вагонов с 20-ю тяговыми двигателями. При выходе из строя одного пантографа или тягового двигателя можно отключить весь моторный вагон без существенного ухудшения тяговых свойств поезда. Четыре исправных моторных вагона могут обеспечить за счет некоторого увеличения расхода энергии сохранение заданных графиком времени хода. Даже в шестивагонном составе при выходе из строя одного моторного вагона оставшиеся два вагона могут обеспечить удовлетворительные тяговые параметры.

На поезде ЭР1 установлен быстродействующий выключатель силовой цепи БВ, способный разрывать токи короткого замыкания до 10 000 А за время около 0,02 сек. Этот выключатель отключается без помощи реле перегрузки при токах, превышающих 600А. Система защиты дополнена дифференциальным реле ДР, контролирующим разницу токов в начале и конце силовой цепи. При коротком замыкании в любой точке силовой цепи ток в начале силовой цепи оказывается больше тока в конце цепи и при разнице 50—60А дифференциальное реле включается, что приводит к выключению БВ.

Благодаря наличию быстродействующего выключателя стало возможным отказаться от крышевых плавких предохранителей и изменить функции реле перегрузки тяговых двигателей. На поезде ЭР1 при срабатывании реле перегрузки во время пуска (если при этом ток не превышает уставку БВ и нет замыкания на землю) силовая цепь не отключается, но вращение силового контроллера автоматически прекращается до полного прекращения перегрузки. Эта система защиты, в принципе аналогичная буферной защите электровоза Н8, предотвращает отключение тяговых двигателей и толчки поезда при случайных перегрузках, связанных с колебаниями напряжения в контактной сети, нечеткой работой реле ускорения, буксованием, возникшим при параллельном соединении двигателей, и в других случаях, когда нецелесообразно отключать силовую цепь.

Для защиты от атмосферных и коммутационных перенапряжений вместо алюминиевого разрядника применен биполярный вилитовый разрядник, обладающий более высокими защитными свойствами и работоспособный при любых температурах наружного воздуха.

Для защиты от излучения радиопомех в силовой цепи моторного вагона установлен индуктивно-емкостный фильтр с индуктивностью около 500 мкгн и емкостью 1 мкф; этот фильтр более чем в 10 раз уменьшает величину радиопомех, создаваемых поездом вследствие искрения пантографов, коммутации тяговых двигателей и вспомогательных машин, а также при переключениях различных аппаратов.

В связи с наличием быстродействующего выключателя функции линейных контакторов ограничиваются оперативными включениями и выключениями силовой цепи. Поэтому число этих контакторов уменьшено до двух; одновременно сдвоенный мостовой контактор заменен обычным контактором с однократным разрывом цепи, но с усиленной дугогасительной камерой. Все электронневматические контакторы моторного вагона—два линейных, мостовой и два сдвоенных контактора перехода и шунтировки — размещены в одном общем заземленном кожухе.

Индуктивные шунты поезда ЭР1 рассчитаны таким образом, что нагрев их примерно соответствует нагреву тяговых двигателей, а сопротивление каждой обмотки шунта равно сопротивлению обмотки возбуждения двигателя. Поэтому в цепи шунтировки при ходовой ступени ослабления поля отсутствует добавочное фехралевое сопротивление, а следовательно, обеспечивается постоянная величина ослабления поля, не зависящая от окружающей температуры и от степени нагрева двигателей.

Раздел: “Особенности электрической схемы и аппаратуры” книжного издания Электропоезд ЭР1 М. Р. Барский, В. О. Колесниченко, Е. С. Кастер

Публикации в данном разделе:

Скачать книгу возможно по ссылке:

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.