Неисправности электросекции СР3

Рассмотрим случай, когда делитель напряжения работает, а компрессор нет. Поскольку компрессор служит для обеспечения сжатым воздухом цепей управления, тормозной и электропневматической систем электросекции, то его остановка создает угрозу истощения тормозов и прекращения работы электропневматических контакторов ЛК1-4, П1-2, Ш1-2, реостатного контроллера и реверсора.

Не работает компрессор

Рис. 1. Не работает компрессор

Если локомотивная бригада установила, что отказал аппарат одного из моторных вагонов, то необходимо проверить цепи управления. В первую очередь обращают внимание на положение контактов реле динамотора РД. Если они разомкнуты, то следует по амперметру и вольтметру панели управления, а также включению главного освещения и на слух проверить работу делителя напряжения.

В нормальном режиме необходимо прозвонить катушку реле РД. При обрыве цепи кратковременно замыкают реле РД. Если мотор-компрессор работает исправно, то включают принудительно реле динамотора РД.

Когда реле динамстора замкнуто, а компрессор не работает, необходимо на щите управления вспомогательными цепями в моторном вагоне снять крышку и дать питание с провода 22 на провод 27А. Тем самым экономится время и прозваниеается сразу вся цепь включения мотор компрессора, кроме кнопки мгновенного действия, регулятора давления, синхронизирующего провода 27 и предохранителя П5.

Если после закорачивания цепи управления компрессор не работает, то визуально проверяют состояние блок-контзктоз 27Б-27В реле перегрузки РПК. При его исправности осматривают магнитный контактор МК2 и в нужных случаях используют вместо него аппарат МК5 или МК6.

Иногда выходит из строя регулятор давления АК-11Б обеих секций из-за перемерзания трубопроводов или потери остаточной деформации (упругости) пружин. Б вечернее время, когда необходимо дежурное освещение, поступают в следующей последовательности. Отключают вышедшие из строя регуляторы давления кнопкой «Мотор-компрессор» в моторных загонах обеих секций.

Затем снимают крышку щита управления вспомогатольными цепями и на панели соединяют перемычкой синхронизирующий провод 27 с проводом 17 питания дежурного освещения. Используя главное освещение как основное, включением кнопки «Дежурное освещение» регулируют режим работы компрессоров.

В дневное время, когда дежурное освещение не требуется, необходимо соединить провод 27 с проводом 24 управления дежурным освещением. Изолируют подвижной контакт контактора ОС-2, например, надев на него коробочку из гофрированной бумаги, в которой хранятся электрические лампы. Работой компрессоров управляют включением кнопки «Дежурное освещение». При этом лампы дежурного освещения гореть не будут, так как питание на провод 17 от провода 15 через контактор ОС-2 поступать не будет.

Делитель напряжения идет в разнос

Рис. 2. Делитель напряжения идет в разнос

Поскольку вращение динамотора с превышением номинального числа оборотов, т. е. работа вразнос, ведет к остановке компрессора, прекращению заряда аккумуляторной батареи, может вызвать обрыв креплений делителя напряжения и его падение на путь, к этому явлению необходимо относиться со всей серьезностью: оно угрожает безопасности движения.

Следует помнить признаки работы делителя напряжения вразнос: разомкнутое состояние реле динамотора РД, резкий, нехарактерный звук, сильная вибрация, отсутствие накала ламп главного освещения при включенном контакторе ОС-1. Кроме того, при работающем динамоторе вольтметр показывает напряжение батареи, ток по амперметру отсутствует.

Чтобы точно определить причину неисправности, целесообразно поступить следующим образом. Определив, что динамотор идет вразнос, включают его магнитный контактор МК1 кнопкой «Динамотор». Тем самым прекращают его вращение с превышением номинального числа оборотов. Затем осматривают резисторы СРН, включенные в цепь обмотки возбуждения генератора ДК-405Д. Установив перегорание трубчатого резистора сопротивлением 8 Ом, необходимо снять элемент, присоединенный параллельно ему.

Потом снимают резистор величиной 4 Ом в цепи 15В-15Г (прожектора) и устанавливают его на место перегоревшего. При этом цепь прожектора будет сохранена, но не будет тусклого света. Таким образом, вместо двух параллельно соединенных резисторов по 8 Ом будет установлен один величиной 4 Ом в результате равновесие цепи не нарушится.

Применение одного трубчатого резистора вместо двух уменьшит размеры охлаждаемой поверхности, ухудшит условия его работы, однако будет введен в строй делитель напряжения. На перегорание трубчатого элемента указывает маслянистое пятно на глазури и его холодное состояние.

Если же трубчатые резисторы исправны, то необходимо воспользоваться следующими рекомендациями. Поскольку подвижной и неподвижный контакты СРН изготовлены из электрографического угля большой твердости с зольностью не более 0,3 %, то пригорание контактов (например, при пуске динамотора с включенным контактором ОС-1 главного освещения) приводит к образованию на них изоляционного слоя, который нарушает электрический контакт.

Чтобы удалить этот слой, очищают контакты от золы с помощью шкурки. Поскольку к работе динамотора вразнос ведет так же перегорание предохранителя П3 в цепи обмотки возбуждения, его заменяют исправным.

Если после перечисленных действий делитель напряжения продолжает идти вразнос, возможно размагничивание или перемагничивание его главных полюсов. Это явление бывает при ремонте цепей главного освещения, т. е. использовании провода С, когда нарушается технологический процесс.

Для нормализации работы динамотора необходимо подмагнитить главные полюса генератора: изолировать средний контакт от боковых, надев диэлектрическую перчатку; соединить один конец перемычки с плюсовым зажимом аккумуляторной батареи возле предохранителя, а другим концом кратковременно коснуться среднего угольного контакта.

Если работа динамотора не восстановится, то, соблюдая меры техники безопасности, осматривают якорь генератора. Прогары между двумя диаметрально противоположными парами пластик коллектора означают обрыв обмотки параллельного возбуждения генератора, что и вызывает его рабогу вразнос.

Делитель не работает

Рис. 3. Делитель не работает

Поскольку данную неисправность устранить невозможно, то динамотор необходимо выключить и перейти на работу на два ВУ. Для этого выключают магнитный контактор МК1 кнопкой «Динамотор» и вынимают предохранитель П3. СРН другого моторного загона надо отрегулировать на напряжение в 58—60 В и включить ВУ. Затем включают ВУ в кабине управления.

При этом напряжение от работающего генератора будет подзаряжать аккумуляторную батарею моторного вагона с выключенным генератором (от поездного провода 22 на секционный провод 15). Тем самым будет обеспечена нормальная работа цепей данной секции.

Локомотивной бригаде следует помнить, что работает только один компрессор, и во избежание выхода его из строя необходимо экономно расходовать сжатый воздух и избегать нерасчетливых торможений.

В. П. Дуравкин, машинист депо Красный Лиман Донецкой дороги

Дополнительные материалы:

Публикации В. П. Дуравкина, машиниста депо Красный Лиман Донецкой дороги:

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.