Пассажирский воздухораспределитель 242

  1. Общие сведения
  2. Устройство воздухораспределителя №242-1
  3. Работа воздухораспределителя №242-1
  4. Ремонт воздухораспределителя №242-1
  5. Воздухораспределитель № 242. Руководство по эксплуатации 242.000 РЭ. – М: ОАО МТЗ ТРАНСМАШ. 2009. – 20 с.

Общие сведения

На ОАО МТЗ ТРАНСМАШ под руководством доктора технических наук, члена-корреспондента РАН В.Г. Иноземцева были разработаны несколько вариантов пассажирских воздухораспределителей. При этом большую поддержку оказывали специалисты Департамента дальних пассажирских перевозок ОАО «РЖД», особенно в части организации испытаний непосредственно на подвижном составе и практических советов. В результате специалисты МТЗ совместно с сотрудниками ВНИИЖТа разработали техническое задание на пассажирский воздухораспределитель № 242, которое утвердили два департамента — локомотивного хозяйства и дальних пассажирских перевозок, а также Управление пригородных пассажирских перевозок ОАО «РЖД».

Вот основные принципы и требования, которые были заложены в техническом задании на пассажирский воздухораспределитель № 242  и, соответственно, реализованы в приборе:

  • снижение трудоемкости ремонта и увеличение межремонтного срока до четырех лет, что достигли благодаря клапанно-поршневой конструкции с применением резиновых уплотнителей (без притираемых золотников и клапанов);
  • полная взаимозаменяемость и сохранение условий монтажа-демонтажа с серийно выпускаемым воздухораспределителем № 292М (без каких-либо изменений подводящих воздухопроводов, т.е. обеспечивается преемственность);
  • максимально возможное использование для ремонта унифицированных деталей, особенно резинотехнических, а также типовых испытательных стендов;
  • предусмотрены два переключаемых вручную режима: «К» — короткосоставный поезд и «Д» — длинносоставный;
  • наличие в воздухораспределителе бесступенчатого отпуска;
  • диапазон зарядного давления в тормозной системе, при котором должны быть обеспечены рабочие характеристики воздухораспределителя, составляет 4,5 — 5,2 кгс/см2;
  • •высокое свойство нечувствительности (мягкости) — прибор не срабатывает на торможение при снижении давления воздуха в тормозной магистрали с 5 до 4 кгс/см2 темпом 0,4 кгс/см2 за 60 с;
  • срабатывание воздухораспределителей в поезде из 30 вагонов при снижении давления в тормозной магистрали темпом служебного торможения на величину не более 0,3 кгс/см2 от зарядного давления. Процесс одновременно распространяется до последнего вагона;
  • скорость тормозной волны в поезде из 30 вагонов при экстренном торможении — не менее 250 м/с;
  • время наполнения сжатым воздухом тормозных цилиндров и отпуск тормоза аналогичны воздухораспределителю № 292 на соответствующих режимах;
  • ускоритель экстренного торможения срабатывает только при экстренных торможениях, а также в случае открытия стоп-крана, как при отпущенном состоянии тормозов вагона или поезда, так и в процессе торможения при пневматическом или электрическом управлении тормозами;
  • вид климатического исполнения — У1, Т1 по ГОСТ 15150—69. Основное условие: интервал температур окружающего воздуха, не нарушающий работоспособность изделия, составляет от -55 до +55 °С;
  • периодичность технического обслуживания с разборкой, смазкой и заменой резиновых деталей — не реже одного раза в четыре года.

Воздухораспределитель № 242 предназначен для применения в пассажирских вагонах, моторвагонном подвижном составе, пассажирских и грузопассажирских локомотивах, самоходных единицах железнодорожного подвижного состава. Прибор выполнен в виде двух узлов: собственно воздухораспределителя и переходника с ускорителем экстренного торможения. Такая конструкция позволяет установить воздухораспределитель № 242 вместо № 292 на те же привалочные места: на камере № 305.203, тормозном цилиндре № 501Б или на отдельном кронштейне. При этом не требуются какие-либо дополнительные мероприятия, а также изменения воздухопроводов в системе тормоза.

На подвижном составе нового поколения воздухораспределитель № 242 можно устанавливать без переходника, в отдельном отсеке на специальной плите, а главное, при монтаже-демонтаже — без разъединения воздушных трубопроводов. Ускоритель экстренного торможения в этом случае может устанавливаться в любом месте непосредственно около тормозной магистрали, так как он функционально не связан с работой воздухораспределителя. Включать и отключать ускоритель экстренного торможения можно на любом из режимов — «К» или «Д».

Включают ускоритель ключом, ввернув упорку устройства по часовой стрелке до упора, а отключают также ключом, вывернув упорку против часовой стрелки до упора. Ручка переключателя на режиме «К» должна быть установлена перпендикулярно горизонтальной оси прибора, а на режиме «Д» — по горизонтальной оси прибора.

 

Воздухораспределитель 242 установленный на вагоне

Рис. 1. Воздухораспределитель 242 установленный на вагоне

В 2004 г. на заводе была изготовлена первая партия из 30 воздухораспределителей № 242. Проведен комплекс испытаний нового прибора:

  • на типовых индивидуальных стендах;
  • в климатических камерах при температурах от -60 до +60 °С;
  • на автоматическом стенде для определения надежности по циклам «торможение — отпуск». Наработка составила вначале 50 тыс. циклов, а затем была доведена до 250 тыс. циклов;
  • на групповом стенде в составе 15 вагонов на режиме «К» и в составе 30 вагонов на режиме «Д».

Результаты испытаний подтвердили соответствие параметров и характеристик воздухораспределителя требованиям технического задания. Приемочная комиссия опытной партии из 30 приборов рассмотрела техническую документацию и результаты заводских испытаний. Комиссия рекомендовала воздухораспределитель №242 для дальнейших поездных испытаний на пассажирском подвижном составе.

В соответствие с программой, согласованной департаментами пассажирских сообщений и локомотивного хозяйства ОАО «РЖД», в мае 2006 г. в Научно-испытательном центре ВНИИЖТа проведены сравнительные испытания новых воздухораспределителей и эксплуатируемых типа № 292 в пассажирских поездах с составами из 20 и 25 вагонов. Стационарным и поездным тормозным испытаниям со скоростями 50, 60, 80, 100 и 120 км/ч дана положительная оценка.

Например, скорость распространения тормозной волны в случае экстренного торможения при воздухораспределителе №242 составляет 272 — 278 м/с. Тормозная эффективность испытываемых поездов, оборудованных воздухораспределителями №242, была выше, чем у приборов № 292. На основании полученных результатов было принято решение о проведении подконтрольной эксплуатации воздухораспределителей № 242 в различных климатических условиях. В сентябре 2006 г. в две пары поездов Москва — Воркута и Москва — Адлер установили по три воздухораспределителя. Конструкция и схемы воздухораспределителя защищены несколькими патентами Российской Федерации специалистами ОАО МТЗ ТРАНСМАШ.

При составлении методического пособия собран и обобщен большой объем теоретического материала, который целесообразно использовать для подготовки осмотрщиков вагонов, слесарей по ремонту тормозного оборудования, локомотивных бригад. Рисунки и схемы, разработанные в методическом пособии, могут быть использованы при составлении презентаций с элементами анимации.

Характеристики воздухораспределителя №242-1

Воздухораспределитель № 242-1 для пассажирского подвижного состава выпускается Московским тормозным заводом (ОАО МТЗ ТРАНСМАШ) вместо серийного воздухораспределителя № 292М, с которым полностью взаимозаменяем по монтажу и демонтажу, техническим характеристикам и работе с электровоздухораспределителем № 305. Прибор № 242 имеет клапанно-поршневую конструкцию, может изготавливаться в чугунном исполнении (модификации № 242 и 242-1) или алюминиевом (модификация № 242-1-01).

Конструкция ВР № 242-1

Рисунок 2 – Конструкция ВР № 242-1: 1 – переходник, 2 – ускоритель экстренного торможения, 3 – ВР, 4 – переключатель

Техническая характеристика воздухораспределителя № 242
Тип...................................... автоматический
                                          с бесступенчатым отпуском
Время наполнения ТЦ при экстренном
торможении до давления 3,5 кгс/см2
    на режиме «К»........................ 5 — 7 с;
    на режиме «Д»........................ 12 — 16 с.
Время отпуска после экстренного торможения
до давления в ТЦ 0,4 кгс/см2
    на режиме «К»........................ 8 — 12 с;
    на режиме «Д»........................ 19 — 24 с.

Имеется возможность включать и выключать ускоритель экстренного торможения на любом режиме работы воздухораспределителя.

Сравнительные данные воздухораспределителей №242 и 292М
Признаки (параметры)                           №292М        №242
Скорость тормозной волны при
экстренном торможении, м/с.................... 190          250
Минимальное снижение давления в тормозной
магистрали служебным темпом для срабатывания
воздухораспределителя, кгс/см2................ 0,3          0,15
Периодичность технического обслуживания, лет.. 0,5          4
Срок службы, лет                               10           20

Особенности устройства

Воздухораспределитель состоит из двух частей — переходника с ускорителем экстренного торможения № 241.020 и главной части № 242.010 с переключателем режима работы. В воздухораспределителе полностью отсутствуют металлические притираемые детали — золотники, что позволяет увеличить его межремонтный ресурс и существенно сократить эксплуатационные расходы. Приборы № 242-1 незначительно отличаются от первой партии ВР № 242 измененными конструкциями клапана дополнительной разрядки, изготовленного по аналогии с выпускным – впускным клапаном, а также ручки переключателя режимов работы ВР, упорки ускорителя экстренного торможения и канала выпуска сжатого воздуха из ускорителя.

Основные детали воздухораспределителя приведены на рис. 3.

Устройство воздухораспределителя № 242

Рис. 3. Устройство воздухораспределителя № 242: 1, 3, 6, 16 — калиброванные отверстия; 2, 4 — фильтры; 5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 7, 10, 13, 21, 22 — пружины; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера; ТМ — тормозная магистраль, ЗР — запасный резервуар; ТЦ — тормозной цилиндр.

Воздухораспределитель № 242-1 имеет три режима работы: короткосоставный («К»), длинносоставный («Д») и ускоритель экстренного торможения выключен («УВ»). Положение ручки переключателя режимов показано на рис. 4 и 5, а положение упорки переключателя ускорителя экстренного торможения — на рис. 6 и 7.

Положение ручки переключателя режимов работы воздухораспределителя № 242

Рис. 4. Положение ручки переключателя режимов работы воздухораспределителя № 242

Положение ручки переключателя режимов работы воздухораспределителя № 242-1

Рис. 5. Положение ручки переключателя режимов работы воздухораспределителя № 242-1

Положение упорки переключателя ускорителя экстренного торможения воздухораспределителя №242

Рис. 6. Положение упорки переключателя ускорителя экстренного торможения воздухораспределителя №242

Положение упорки переключателя ускорителя экстренного торможения воздухораспределителя №242-1

Рис. 7. Положение упорки переключателя ускорителя экстренного торможения воздухораспределителя №242-1

 

Маркировка

Маркировка выполнена на наружной поверхности BP в местах, установленных чертежами и содержит:

  • товарный знак предприятия-изготовителя;
  • индекс изделия;
  • порядковый номер с начала года;
  • месяц и две последние цифры года изготовления;
  • надпись «Сделано в России»;
  • штамп ОТК предприятия-изготовителя;
  • клеймо представительства заказчика.

Техническое обслуживание

Виды, объем и периодичность технического обслуживания (ТО), устанавливаются в сроки указанные в нормативных документах ОАО «РЖД» и на основании гарантийных обязательств ОАО МТЗ ТРАНСМАШ.

По истечение 48 месяцев эксплуатации BP снимается с вагона и направляется в ремонт, где проводится смена резинотехнических изделий, ревизия пружин и деталей согласно Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов, инструкции по ремонту воздухораспределителей 242, 242-1,242-1-01.

В процессе эксплуатации должна быть обеспечена герметичность мест крепления фланцев. Ослабление монтажных болтов и гаек не допускается.

Эксплуатация тормозов пассажирских поездов с BP 242, 242-1, 242-1-01 осуществляется в соответствии с Инструкцией МПС России по эксплуатации тормозов № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. Проверка и испытания BP проводятся в соответствии с требованиями ТУ 3184-075-05756760-2006 и Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов № ЦВ-ЦЛ-945, п.п. 22.1 и 22.2.

Хранение

Гарантийный суммарный срок хранения и эксплуатации BP устанавливается 48 месяцев от даты изготовления, указанной на наружной поверхности BP.

BP при хранении должны быть складированы на стеллажи без транспортной тары или в открытых ящиках. Предохранительные щитки и пробки в течение срока хранения не снимают. Не допускается хранение в помещениях с наличием в воздухе паров кислот, щелочей и других агрессивных примесей, вредно действующих на резиновые уплотнительные изделия и лакокрасочные покрытия. Срок хранения BP на складе не более 12 месяцев. При хранении на складе свыше 12 месяцев перед установкой на подвижной состав BP должен быть проверен на соответствие требованиям действующих инструкций ОАО «РЖД», с сохранением пломбы предприятия-изготовителя.

Вы не вошли.

Информационные разделы

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.