Воздухораспределитель 242.000 Руководство по эксплуатации

Пассажирский воздухораспределитель 242

  1. Общие сведения
  2. Устройство воздухораспределителя №242-1
  3. Работа воздухораспределителя №242-1
  4. Ремонт воздухораспределителя №242-1
  5. Воздухораспределитель № 242. Руководство по эксплуатации 242.000 РЭ. – М: ОАО МТЗ ТРАНСМАШ. 2009. – 20 с.
  6. Пассажирский воздухораспределитель 242 (методическое пособие, автор: В.В. Воронин, 2012 год)

ОАО МТЗ ТРАНСМАШ

Воздухораспределитель 242
руководство по эксплуатации
242.000 РЭ

Настоящее руководство по эксплуатации (далее-РЭ) содержит сведения о кон-струкции, принципе действия, характеристиках изделия и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ре-монта, хранения и транспортирования воздухораспределителей (далее – BP) 242, 242-1, 242-1-01 пассажирского типа, ТУ 3184-075-05756760-2006.

Варианты исполнения:

  • BP 242 – в чугуном исполнении;
  • BP 242-1 в чугуном исполнении;
  • BP 242-1-01 в алюминиевом исполнении.

Конструктивное отличие BP 242 от BP 242-1 и 242-1-01 состоит в изменении – клапана дополнительной разрядки (по аналогии с впускным-выпускным клапаном), ручки переключения режима действия BP, упорки ускорителя и канала выпуска сжатого воздуха из ускорителя.

Пример записи при заказе изделия:

  • в климатическом исполнении У1 – BP 242, ТУ 3184-075-05756760-2006;
  • в климатическом исполнении Т1 – BP 242 Т1, ТУ 3184-075-05756760-2006.

Сведения о стандартах [технических условиях (далее-ТУ)], на которые даны ссылки в настоящем РЭ,- приведены в приложении А.

1. Описание и работа

1.1 Назначение изделия

1.1.1 BP 242; 242-1; 242-1-01 (далее- воздухораспределитель) предназначены для управления изменением давления сжатого воздуха в тормозном цилиндре (далее-ТЦ) в зависимости от изменения давления в тормозной магистрали (далее- ТМ) при торможении.

BP 242 изготовлен и передан в подконтрольную эксплуатацию в объеме опытной партии 30 шт.

1.1.2 BP 242; 242-1; 242-1-01 обладают всеми основными свойствами современных автотормозов: бесступенчатым отпуском, дополнительной разрядкой ТМ, заданным временем наполнения и выпуска воздуха из ТЦ (отпуска тормоза) в режиме действия пневматического тормоза и ЭПТ.

1.1.3 Область применения: пассажирские вагоны, моторвагонный подвижной со-став, пассажирские и грузопассажирские локомотивы железнодорожного транспорта.

1.1.4 Условия эксплуатации: климатическое исполнение У1; Т1 по ГОСТ 15150.

Особые условия: интервал рабочих температур окружающего воздуха, не нарушающий работоспособность изделия от плюс 55 до минус 55°С.

1.1.5 Режимы действия: режим «К» – короткосоставный поезд; режим «Д»- длинносоставный поезд. Имеется возможность включения и отключения ускорителя экстренного торможения на любом из режимов действия.

1.1.6 BP 242; 242-1; 242-1-01 полностью взаимозаменяемы на железнодорожном подвижном составе по монтажу и совместной работе с BP 292 и 292М.

1.1.7 Конструктивной особенностью BP является отсутствие притираемых золотников, что позволяет увеличить его межремонтный ресурс и существенно сократить эксплуатационные расходы.

1.2 Технические характеристики

1.2.1 Основные технические характеристики (параметры) и свойства BP приведены в таблице

Таблица 1
Наименование параметра или свойства                           Значение параметра
1. Тип                                                        автоматический
                                                              с бесступенчатым отпуском
2. Диапазон зарядного давления в тормозной системе поезда,
при котором обеспечивается работоспособность, МПа(кгс/см2)    0,45-0,56 (4,5-5,6)
3. Время наполнения ТЦ при экстренном торможении
до давления 0,35 МПа (3,5 кгс/см2):
    - режим действия «К», с                                   6±1
    - режим действия «Д», с                                   14±2
4.Время отпуска после экстренного торможения до
давления 0,04 МПа (0,4 кгс/см2) в ТЦ:
    - режим действия «К», с                                   10 +2 -1
    - режим действия «Д», с                                   22 +2 -3

5. Скорость распространения тормозной волны при экстренном
торможении в по-езде из 30 вагонов, м/с, не менее:            250
6. Габаритные размеры, мм, не более
    242                                                       272x240x305
    242-1                                                     271x250x310 
    242-1-01                                                  271x250x310
7. Масса, кг, не более                                        24* 17**
8. Сплавы алюминиевые деформированные с низким содержанием
магния, кг                                                    5,1**
9. Латуни свинцовые, кг                                       1,295
10.Латуни кремнистые, кг                                      0,18

*)Для справок, в исполнении корпусных деталей из чугуна. 
**) Для справок, в исполнении корпусных деталей из алюминия

1.3 Состав изделия

1.3.1 BP 242 (рисунок 1) состоит из двух частей:

  • переходника с ускорителем 241.020 поз.2, с упоркой ускорителя поз.4;
  • воздухораспределителя 242.010 поз 3 с переключателем 242.020 поз.1.

1.3.2 BP 242-1, 242-1-01 (рисунок 2) состоит из двух частей;

  • переходника с ускорителем 242.020 поз. 2, с упоркой ускорителя поз.4;
  • воздухораспределителя 242.010, 242.010-1(алюминиевый корпус) поз.3 с переключателем 242.030, 242.030-1 (алюминиевый корпус) поз.1.

1.4. Принцип действия воздухораспределителя

1.4.1 Принцип действия BP 242, 242-1, 242-1-01 одинаков и показан на схеме рисунка 3. Положение рабочих органов BP изображено на рисунке 3.

1.4.2. При отсутствии сжатого воздуха в тормозной системе, то есть при незаряженном тормозе, поршень поз.37 занимает свое среднее положение, при котором впускной клапан поз.31, выпускной клапан поз.30, клапан поз.39 дополнительной разрядки ТМ закрыты под усилием пружин поз.29 и поз.40, 34. Пружина поз.34 установлена с усилием, меньшим усилия пружин поз.29 и поз.39. В органе ограничения дополни-тельной разрядки ТМ поршень поз. 13 под усилием пружины поз. 11 занимает край-нее верхнее положение, при котором уплотнение поз.15 открывает канал поз.12, и полость поз.14 сообщается с полостью поз.10. Таким образом, полость поз.32 и соответственно ТЦ поз.62 сообщены с атмосферой. Канал поз.6 сообщает полости поз.8 и поз.5. Клапан поз.45 открыт и сообщает полость поз.41 с каналом поз.46 и далее с ТЦ поз.62 и атмосферой.

1.4.3 Зарядка

При зарядке тормоза сжатый воздух из ТМ через фильтр поз.3 поступает по каналу поз.43 в магистральную полость поз.38. Поршень поз.37 перемещается вверх. Одно-временно сжатый воздух из ТМ по каналу поз.4 поступает в полость поз.5 и через ка-нал поз.6 – в полость поз.8. Далее сжатый воздух через канал поз.1 поступает в запасный резервуар (далее-ЗР) поз.63 и через канал поз.47 в рабочую полость поз.35. В процессе зарядки тормоза впускной клапан поз.31 закрыт, а клапан поз.30 открывается. После окончания зарядки тормоза, когда в магистральной полости поз.38 и рабочей полости поз.35 устанавливается зарядное давление, поршень поз.37 возвращается в исходное положение.

В поездном положении ТМ сообщается с ЗР поз.63 через канал поз.4, далее через полость поз.5, канал поз.6, полость поз.8, канал поз.1. Клапаны поз.39, 31, 30 закрыты. Поршень поз.13 под усилием пружины поз.11 занимает крайнее верхнее положение. ТЦ поз.62 и полость 14 сообщены через отверстия поз. 12 с атмосферой. Поэтому накапливание сжатого воздуха в ТЦ поз.62 и самопроизвольное торможение не про-исходит в случае возможной неплотности впускного клапана поз. 31. Клапан поз.45 открыт. Полость поз.41, в которой размещен клапан поз.39 дополнительной разрядки ТМ, сообщена через канал поз.42, полость поз.44,открытый клапан поз.45 с кана-лом поз.46 и далее с ТЦ поз.62 и атмосферой.

1.4.4 Служебное торможение

При торможении производят снижение давления в ТМ, и, следовательно, в магистральной полости поз.З 8 темпом служебного или экстренного торможения (в случае экстренного торможения происходит срыв ускорителя, работа которого описана ниже). Поршень поз.37 перемещается вниз под усилием давления в рабочей полости поз.35 и своим штоком поз.36 первоначально открывает клапан поз.39 дополнительной разрядки ТМ. Сжатый воздух из ТМ через открытый клапан поз.39, полость поз.41, канал поз.42, далее через полость поз.44 и открытый клапан поз.45 перетекает в ТЦ поз.62 и атмосферу. Происходит дополнительная разрядка ТМ. Поршень поз.37 осуществляет дальнейшее перемещение вниз, воздействуя на полый стержень поз. 33. Впускной клапан поз. 31 открывается, и ТЦ поз.62 сообщается с ЗР поз.63. Происходит наполнение сжатым воздухом ТЦ поз.62 и полости поз. 14.

При превышении усилия на поршень поз.13 со стороны полости поз.14 под усилием пружины поз.11, поршень поз.13 со штоком поз.9 перемещается вниз. Манжета поз. 15 перекрывает отверстия поз.12. Полости поз.14 и поз.10 разобщаются. Канал поз .6 перекрывается манжетой поз .7, полости поз. 8 и поз. 5 также разобщаются. ЗР поз.63 отсоединяется от ТМ, Клапан поз.45 закрывается, перекрывая сообщение и ТМ с атмосферой и ТЦ поз.62, то есть происходит прекращение дополнительной разрядки ТМ.

Положение переключателя режимов торможения поз.36 устанавливается на пассажирском (короткосоставном) или грузовом (длинносоставном) режиме (устройство переключателя описано ниже). Наполнение ТЦ поз.62 сжатым воздухом продолжает-ся до выравнивания усилий, действующих на поршень поз.37 со стороны магистраль-ной полости поз.38 и рабочей полости поз.35. После чего поршень поз.37 под усилием пружины поз.40 перемещается вверх. Под усилием пружины поз.34 закрывается впускной клапан поз.31. А затем закрывается клапан поз.39 дополнительной разрядки ТМ. Поршень поз.37 занимает свое первоначальное среднее положение. Наступает перекрыша. Впускной клапан поз.31, выпускной клапан поз.30, клапан поз.39 до-полнительной разрядки ТМ закрыты. Поршень поз.13 со штоком поз.9 занимает крайнее нижнее положение. Отверстия поз.12 перекрыты манжетой поз.15. Полости поз.14 и поз.10 разобщены. Канал поз.6 перекрыт манжетой поз.7, и полости поз.8 и поз.5 разобщены, то есть перекрыта связь между ЗР поз.63 и ТМ. Клапан поз. 19 закрыт.

1.4.5 Отпуск

При отпуске тормоза повышают заданным (быстрым) темпом давление в ТМ. Поршень поз.37 перемещается вверх и воздействует на полый стержень поз. 33. Вы-пускной клапан поз.30 открывается и сообщает с атмосферой полость поз.32, ТЦ поз.62 и полость поз. 14. При снижении давления в ТЦ до величины, несколько меньшей величины давления в нем в первоначальный момент тормо-жения, на которую рассчитана пружина поз.11, поршень поз. 13 со штоком поз.9 перемещается в крайнее верхнее положение.

Дросселированный канал поз.12 сообща-ет полости поз.14 и поз.10. Клапан поз.45 открывается. Канал поз.6 сообщает полости поз.8 и поз.5, то есть сообщает ЗР поз.63 с ТМ. Когда разница давлений в полостях поз.38 и поз.35 (то есть в ТМ и ЗР поз.63) станет малой, поршень поз.37 переместится в первоначальное среднее положение, при котором выпускной клапан поз. 30 закроется. Если при этом не произойдет полный выпуск воздуха из ТЦ, то оставшийся сжатый воздух из ТЦ поз.62 вытекает в атмосферу через полость поз.14, дросселированный канал поз.12, полость поз.10.

1.4.6 Работа ускорителя экстренного торможения

Ускоритель экстренного торможения поз.48 действует следующим образом. При отсутствии сжатого воздуха в тормозной системе срывной клапан поз.59 пор-шень поз.58 занимают крайнее верхнее положение под усилием двух пружин поз. 57 и поз.56. Клапан поз.52 перекрывает осевой канал поз.54 полого штока поз.53. При зарядке тормоза сжатый воздух из ТМ поступает в магистральную камеру поз.60 и далее через два фильтра поз.З и поз.2, дроссельное отверстие поз.49 в ускоритель-ную камеру поз.50.

При снижении давления в ТМ и, следовательно, в магистральной камере поз.60, темпом служебного торможения сжатый воздух из ускорительной камеры поз.50 че-рез дроссельное отверстие поз.49 перетекает в магистральную камеру поз.60 и далее в ТМ, не вызывая срабатывания ускорителя.

При экстренном торможении, когда давление в ТМ и магистральной камере поз.60 и ускорительной камере поз.50 снижается темпом экстренного торможения, сжатый воздух не успевает перетекать через дроссельное отверстие поз.49 из ускорительной камеры поз.50 в магистральную камеру поз.60, и поршень поз.51 опускается в низ, открывая срывной клапан поз.59. ТМ разряжается в атмосферу через магистральную камеру поз.60, атмосферную полость поз.61.

При резком кратковременном повышении давления в ТМ выше нормального зарядного, производимом для ускорения отпуска тормоза, на такую же величину повышается давление в магистральной камере поз.60 и ускорительной камере поз.50. Поршень поз.58 под усилием сверхзарядного давления в магистральной камере поз.60 опускается в низ вместе с полым штоком поз.53 сжимая пружину поз.56.Осевой канал поз.54 открывается опускаясь вниз (по рисунку 7) открывая клапан поз.52. Ускорительная камера поз.50 сообщается с магистральной камерой поз.60 не только через дроссельное отверстие поз.49, но и через осевой канал поз.54 большого сечения. При сбросе давления в ТМ до нормального зарядного сжатый воздух успевает перетекать из ускорительной камеры поз.50 в магистральную камеру поз.60. Поршень поз.51 остается на месте, и срыва ускорителя на экстренное торможение не происходит.

Выключение ускорителя экстренного торможения производится переключателем поз.55 выкручиванием его против часовой стрелки до упора ослаблением пружины поз.56. Поршень поз.58 под усилием зарядного давления в магистральной камере поз.60 опускается вниз вместе с полым штоком поз.53 сжимая пружину поз.56. Ускорительная камера поз. 50 сообщается с магистральной камерой поз.60 не только через дроссельное отверстие поз.49, но и через осевой канал поз.54 большого сечения. При снижении давления в ТМ служебным или экстренным темпом сжатый воздух успевает перетекать из ускорительной камеры поз.50 в магистральную камеру поз.60. Поршень поз.51 остается на месте, и срыва ускорителя на экстренное торможение не происходит.

1.4.7 Работа переключателя режимов торможения

Переключатель поз.27 длинносоставного и короткосоставного режимов BP действует следующим образом.

 

На длинносоставном режиме BP ручка поз.28 переключения режимов устанавливается в положение (как показано на рисунке 7), при котором она не взаимодействует со штоком поз.21 поршня поз.25. На поршень поз.25 воздействует только пружина поз.24. В поездном положении ТЦ поз.62 сообщен BP с атмосферой. Полости поз.22, 26, клапанная полость поз. 18 также сообщены с атмосферой. Скачковый клапан поз. 19 усилием пружины поз.24, воздействующей на поршень поз.25 со штоком поз.21, находится в открытом положении. При торможении BP перекрывает сообщение ТЦ поз.62 с атмосферой и связывает его с источником сжатого воздуха – ЗР поз.63.

Сжатый воздух по каналу поз. 16 поступает в клапанную полость поз. 18 и через открытый скачковый клапан поз. 19 поступает в полость поз.22. Далее сжатый воздух через канал поз. 17 поступает в ТЦ поз.62, а через сквозное дроссельное отверстие поз.23 равномерно заполняет полость поз.26. Происходит повышение давления в этой полости за заданное, равное по всему поезду время, за которое в ТЦ поз.62 (так же, как и во всех тормозных цилиндрах поезда) устанавливается скачковое давление. Так как усилие пружины поз.24 рассчитано на величину скачкового давления в тормозных цилиндрах, то по достижении его в полости поз.26 (и в ТЦ поз.62) подпружиненный поршень поз.25 со штоком поз.21 перемещается, и скачковый клапан поз. 19 закрывается.

Дальнейшее наполнение ТЦ поз.62 осуществляется через дроссель поз.20 темпом, заданным для длинносоставного поезда. При отпуске тормоза BP устанавливает сообщение ТЦ поз.62 с атмосферой. Через дроссель поз.20 сжатый воздух из ТЦ поз.62 перетекает в атмосферу. Время отпуска определяется размером поперечного сечения дросселя поз.20, так как скачковый клапан поз. 19 открывается только в конце процесса отпуска, когда давление в полостях поз.22 и поз.26 достигнет величины скачкового давления.

На короткосоставном режиме BP ручка поз.28 переключения режимов устанавливается в положение, при котором она опирается в шток поз.21 поршня поз.25 при полностью открытом скачковом клапане поз. 19. Поэтому при всех процессах торможения и отпуска, протекающих на пассажирском режиме BP, скачковый клапан поз.19 открыт. При торможении сжатый воздух из ЗР поз.63 поступает в канал поз. 16. Через открытый скачковый клапан поз. 19 и дроссель поз.20 сжатый воздух поступает в канал поз. 17 и далее в ТЦ поз.62. При отпуске тормоза BP устанавливает сообщение ТЦ поз.62 с атмосферой. Через канал поз. 17, открытый скачковый клапан поз. 19, дроссель поз.20, канал поз.16, сжатый воздух из ТЦ поз.62 перетекает в атмосферу.

1.5 Маркировка

1.5.1 Маркировка должна быть выполнена на наружной поверхности BP в местах, установленных чертежами и нанесена любым способом, обеспечивающим ее качество и долговечность в течение всего срока службы.

1.5.2 Маркировка должна содержать:

-товарный знак предприятия-изготовителя;
-индекс изделия;
-порядковый номер с начала года;
-месяц и две последние цифры года изготовления;
-надпись «Сделано в России»;
-штамп ОТК предприятия-изготовителя;
-клеймо представительства заказчика.

1.5.3 Транспортная маркировка грузов должна быть выполнена по ГОСТ 14192, а груза, предназначенного для экспорта, в соответствии с требованиями контракта (договора).

1.5.4 Пломбирование BP должно быть выполнено в соответствии с требованиями чертежей.

1.6 Упаковка

1.6.1 Перед упаковыванием BP в транспортную тару должна быть проведена кон-сервация, на присоединительные фланцы и отверстия установлены предохрани-тельные щитки и пробки, в соответствии с чертежами 242.000 СБ и 242.000-1 СБ.
1.6.2 Упаковка BP должна соответствовать категории КУ-1 ГОСТ 23170 и обеспечи-вать защиту от повреждений во время перевозок всеми видами транспорта и хране-ния.
1.6.3 Порядок размещения и способ упаковывания BP в тару должен соответство-вать требованиям чертежа 242.000 УЧ.
1.6.4 На партию, отгружаемую в один адрес , в тару должен быть вложен один эк-земпляр настоящего РЭ, упакованного в полиэтиленовую пленку или пакет 153.241.

2. Техническое обслуживание

2.1 Общие указания

2.1.1 Виды, объем и периодичность технического обслуживания (ТО), устанавли-ваются в сроки указанные в нормативных документах ОАО «РЖД» и на основании га-рантийных обязательств ОАО МТЗ ТРАНСМАШ (Гарантийный суммарный срок хране-ния и эксплуатации BP устанавливается 48 месяцев от даты изготовления, указанной на наружной поверхности BP. Гарантийный срок хранения – не более 1 года).

2.1.2 По истечение 48 месяцев эксплуатации BP снимается с вагона и направляется в ремонт, где проводится смена резинотехнических изделий, ревизия пружин и дета-лей согласно Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов, инструкции по ремонту воздухораспределителей 242, 242-1,242-1-01.

2.1.3 В процессе эксплуатации должна быть обеспечена герметичность мест креп-ления фланцев. Ослабление монтажных болтов и гаек не допускается.

2.1.4 Эксплуатация тормозов пассажирских поездов с BP 242, 242-1, 242-1-01 должна осуществляться в соответствии с Инструкцией МПС России по эксплуатации тормозов № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.

2.1.5 При внесении каких-либо изменений в конструкцию BP без согласования с предприятием-изготовителем, последний не несет ответственности за преждевре-менный выход изделия из строя.

2.1.6 Проверка и испытания BP проводятся в соответствии с требованиями ТУ 3184-075-05756760-2006 и Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов № ЦВ-ЦЛ-945, пп. 22.1 и 22.2.

2.2 Меры безопасности

2.2.1 При всех видах работ с BP на подвижном составе необходимо руководство-ваться и строго выполнять правила по технике безопасности, содержащиеся в дей-ствующих инструкциях ОАО «РЖД».

2.2.2 Монтаж, ремонтные работы и демонтаж BP необходимо проводить при отсут-ствии давления воздуха в тормозной системе.

2.3 Консервация

2.3.1 Консервация BP должна соответствовать ГОСТ 9.014 применительно к изде-лиям II группы, вариант защиты ВЗ-4.

2.3.2 При консервации используются средства временной защиты.

3. Хранение

3.1 Условия хранения BP – 1(Л) по ГОСТ 15150.

3.2 BP при хранении у потребителя должны быть складированы на стеллажи без транспортной тары или в открытых ящиках. Предохранительные щитки и пробки в течение срока хранения не снимают.

3.3 Не допускается хранение в помещениях с наличием в воздухе паров кислот, щелочей и других агрессивных примесей, вредно действующих на резиновые уплотнительные изделия и лакокрасочные покрытия.

3.4 Срок хранения BP на складе не более 12 месяцев.

При хранении на складе свыше 12 месяцев перед установкой на подвижной состав BP должен быть проверен на соответствие требованиям действующих инструкций ОАО «РЖД», с сохранением пломбы предприятия-изготовителя.

4. Транспортирование

4.1 BP могут транспортироваться любым видом транспорта (воздушным, железнодорожным, морским, автомобильным) в крытых транспортных средствах при соблюдении п. 1.6 настоящего РЭ, в соответствии с правилами перевозок, действующими на конкретном виде транспорта.

Приложение А (справочное) Ссылочные нормативные документы

Обозначение документа, на который дана ссылка и номер раздела, подраздела, пункта, подпункта, перечисления, приложения:

  • ГОСТ 9.014-78 – 2.3.1;
  • ГОСТ 14192-96 – 1.5.3;
  • ГОСТ 15150-69 – 1.1.4, 3.1;
  • ГОСТ 23170-78 – 1.6.2;
  • ТУ 3184-075-05756760-2006 – Введение.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.