Пассажирский воздухораспределитель 242

  1. Общие сведения
  2. Устройство воздухораспределителя №242-1
  3. Работа воздухораспределителя №242-1
  4. Ремонт воздухораспределителя №242-1
  5. Воздухораспределитель № 242. Руководство по эксплуатации 242.000 РЭ. – М: ОАО МТЗ ТРАНСМАШ. 2009. – 20 с.
  6. Пассажирский воздухораспределитель 242 (методическое пособие, автор: В.В. Воронин, 2012 год)

Принцип работы воздухораспределителя №242-1

 

Исходное положение

Когда сжатый воздух в ТМ отсутствует (рис. 8), главный поршень 11 занимает среднее положение. При этом выпускной клапан 8 закрыт усилием пружины 7, а клапан 12 дополнительной разрядки ТМ — усилием пружины 13.

Исходное положение воздухораспределителя

Рис. 8. Исходное положение воздухораспределителя: 1, 3, 6, 16 — калиброванные отверстия; 2, 4 — фильтры; 5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 7, 10, 13, 21, 22 — пружины; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера; ТМ — тормозная магистраль, ЗР — запасный резервуар; ТЦ — тормозной цилиндр.

Поршень 5 ограничителя дополнительной разрядки ТМ под усилием своей пружины занимает крайнее верхнее положение, при котором манжета поршня открывает калиброванное отверстие 6. Через это отверстие, а также через калиброванное отверстие 16 полость У2 сообщается с полостью У1, а ТЦ — с атмосферой Ат1.

Клапан 27 ограничения дополнительной разрядки открыт, а осевой канал в штоке 28 сообщает ЗР с ТМ через фильтр 4.

Тормозной клапан 18 переключателя режимов работы открыт штоком поршня 15, сдвинутого влево под действием пружины. Срывной клапан 19 и поршень 23 под усилием большой пружины 22 и малой 21, занимают крайнее верхнее положение, а клапан 26 перекрывает осевой канал полого штока поршня 23.

Зарядка воздухораспределителя

При зарядке (рис. 9) сжатый воздух из ТМ поступает в камеру У4 и через фильтр 4 по каналу а — в магистральную камеру МК. Главный поршень 11 перемещается вверх и отжимает от седла выпускной клапан 8.

Одновременно сжатый воздух из ТМ по осевому каналу в штоке 28 и через калиброванное отверстие 3 поступает в запасный резервуар ЗР и далее по каналу б — в золотниковую камеру ЗК и в полый стержень 9. Ускорительная камера УК заряжается через колпачковый фильтр 2 и калиброванное отверстие 1.
После окончания зарядки тормоза, когда давления в МК и ЗК выравниваются, главный поршень 11 перемещается вниз. При этом выпускной клапан 8 под действием пружины 7 также перемещается вниз (опускается на седло).

Действие воздухораспределителя № 242 при зарядке

Рис. 9. Действие воздухораспределителя № 242 при зарядке: 1, 3, 6, 16 — калиброванные отверстия; 2, 4 — фильтры; 5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 7, 10, 13, 21, 22 — пружины; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера; ТМ — тормозная магистраль, ЗР — запасный резервуар; ТЦ — тормозной цилиндр.

В поездном положении ТМ сообщается с ЗР через калиброванное отверстие 3, а тормозной цилиндр продолжает сообщаться с Ат1 по каналу л через открытый тормозной клапан 18, каналы г и д, полость У2 и калиброванное отверстие 6. Вследствие этого сжатый воздух не накапливается в ТЦ, и самопроизвольное торможение в случае возможного пропуска выпускного клапана 8 не происходит.

Служебное торможение

При разрядке ТМ и камеры У4 темпом служебного торможения сжатый воздух из УК через калиброванное отверстие 1 успевает перетекать в камеру У4, не вызывая перемещения вниз поршня 25 ускорителя экстренного торможения. При этом понижается также давление в МК.

Главный поршень 11 перемещается вниз под действием давления со стороны ЗК и своим толкателем открывает клапан 12 дополнительной разрядки ТМ (рис. 10). Сжатый воздух из ТМ и МК начинает выходить в атмосферу Ат1 через открытый клапан 12, канал к, открытый клапан 27 и далее по каналам г и д. По каналу л сжатый воздух частично попадает в ТЦ.

Служебное торможение (дополнительная разрядка)

Рис. 10. Служебное торможение (дополнительная разрядка): 1, 3, 6, 16 — калиброванные отверстия; 2, 4 — фильтры; 5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 7, 10, 13, 21, 22 — пружины; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера; ТМ — тормозная магистраль, ЗР — запасный резервуар; ТЦ — тормозной цилиндр.

Происходит дополнительная разрядка ТМ, в результате чего главный поршень 11 продолжает перемещаться вниз (рис. 8). Полый стержень 9 отходит от уплотнения выпускного клапана 8 и сообщает ЗР и ЗК с ТЦ по каналу б, осевому каналу стержня 9, каналу г, открытому тормозному клапану 18 и каналу л. Одновременно с этим по каналу д воздух поступает в камеру У2.

Когда давление в камере У2 повышается, поршень 5 перемещается вниз и закрывает клапан 27 ограничения дополнительной разрядки, а резиновая манжета поршня 5 перекрывает калиброванное отверстие 6, изолируя от атмосферы канал д. В результате дополнительная разрядка ТМ прекращается. Во время перемещения штока 28 вниз его радиальные отверстия перекрываются резиновыми манжетами и разобщают ТМ и ЗР (рис. 11).

Служебное торможение (начальное наполнение ТЦ)

Рис. 11. Служебное торможение (начальное наполнение ТЦ): 1, 3, 6, 16 — калиброванные отверстия; 2, 4 — фильтры; 5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 7, 10, 13, 21, 22 — пружины; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера; ТМ — тормозная магистраль, ЗР — запасный резервуар; ТЦ — тормозной цилиндр.

На режиме «Д» воздухораспределителя ручка переключения режимов устанавливается горизонтально и не взаимодействует со штоком поршня 15. На поршень 15 воздействует только его пружина. Тормозной клапан 18 под усилием пружины, воздействующей на поршень 15 со штоком, находится в открытом положении. Сжатый воздух по каналу г поступает в клапанную полость тормозного клапана и через открытый тормозной клапан 18 поступает в полость за клапаном. Далее сжатый воздух через канал л поступает в ТЦ, а через сквозное дроссельное отверстие 16 равномерно заполняет полость У1. Происходит повышение давления в этой полости за заданное, равное по всему поезду время, за которое в ТЦ (так же, как и во всех тормозных цилиндрах поезда) устанавливается скачковое давление. Так как усилие пружины поршня 15 рассчитано на величину скачкового давления в тормозных цилиндрах, то по достижении его в полости У1 и в ТЦ подпружиненный поршень 15 со штоком перемещается, и тормозной клапан 18 закрывается. Дальнейшее наполнение ТЦ осуществляется через осевой канал тормозного клапана 18 темпом, заданным для длинносоставного поезда.

Служебное торможение (завершение наполнения ТЦ в режиме Д)

Рис. 12. Служебное торможение (завершение наполнения ТЦ в режиме Д): 1, 3, 6, 16 — калиброванные отверстия; 2, 4 — фильтры; 5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 7, 10, 13, 21, 22 — пружины; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера; ТМ — тормозная магистраль, ЗР — запасный резервуар; ТЦ — тормозной цилиндр.

На режиме «К» ручка переключения режимов разворачивается на 90°, при котором она опирается в шток поршня 15 и не позволяет перемещаться поршню вправо, при полностью открытом тормозном клапане 18. Поэтому тормозной клапан 18 постоянно открыт. При торможении сжатый воздух из ЗР поступает в канал г и через открытый тормозной клапан 18 воздух поступает в канал л и далее в ТЦ.

Служебное торможение (завершение наполнения ТЦ в режиме К)

Рис. 13. Служебное торможение (завершение наполнения ТЦ в режиме К): 1, 3, 6, 16 — калиброванные отверстия; 2, 4 — фильтры; 5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 7, 10, 13, 21, 22 — пружины; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера; ТМ — тормозная магистраль, ЗР — запасный резервуар; ТЦ — тормозной цилиндр.

Наполнение ТЦ сжатым воздухом продолжается до выравнивания усилий, действующих на главный поршень 11 со стороны МК и ЗК. Вследствие этого поршень 11 перемещается вверх под усилием пружины 13, и осевой канал полого стержня 9 перекрывается выпускным клапаном 8. Одновременно закрывается клапан 12 дополнительной разрядки ТМ. Наступает перекрыша (рис. 14).

Перекрыша

Рис. 14. Перекрыша: 1, 3, 6, 16 — калиброванные отверстия; 2, 4 — фильтры; 5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 7, 10, 13, 21, 22 — пружины; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера; ТМ — тормозная магистраль, ЗР — запасный резервуар; ТЦ — тормозной цилиндр.

Отпуск тормоза

При повышении давления в ТМ поршень 11 перемещается вверх и открывает выпускной клапан 8 (рис. 15), который сообщает ТЦ с атмосферой Ат2 по каналам л, г и осевому каналу тормозного клапана 18 (на длинносоставном режиме). Время отпуска определяется размером поперечного сечения осевого канала, так как тормозной клапан 18 открывается только в конце процесса отпуска, когда давление воздуха в камере У1 на поршень 15 станет меньше усилия пружины.

Начало отпуска

Рис. 15. Начало отпуска: 1, 3, 6, 16 — калиброванные отверстия; 2, 4 — фильтры; 5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 7, 10, 13, 21, 22 — пружины; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера; ТМ — тормозная магистраль, ЗР — запасный резервуар; ТЦ — тормозной цилиндр.

На короткосоставном режиме работы упорка 14 переключения режимов устанавливается в положение, при котором она упирается в шток поршня 15. При этом тормозной клапан 18 будет все время полностью открыт. Одновременно по каналу д через открытый клапан 8 выходит в атмосферу Ат2 воздух и из камеры У2, вследствие чего поршень 5 перемещается вверх под усилием своей пружины (рис. 16).

Резиновая манжета поршня 5 открывает калиброванное отверстие 6, осевой канал штока 28 сообщает ТМ и ЗР, а клапан 27 ограничения дополнительной разрядки отходит от седла вверх. Начинается процесс зарядки ЗР и ЗК из ТМ через фильтр 4.

Когда разница давлений в МК и ЗК станет малой, главный поршень 11 переместится в первоначальное среднее положение, при котором выпускной клапан 8 закроется. Если к этому времени не произойдет полного опорожнения ТЦ, то оставшийся в нем сжатый воздух выходит в атмосферу Ат2 через калиброванное отверстие 6 и камеру У2.

Для ускорения процесса отпуска кратковременно повышают давление в ТМ выше зарядного. На такую же величину увеличивается давление в камере У4 и в ускорительной камере УК. Под действием сверхзарядного давления в камере У4 клапан 23, сжимая пружину 21, опускается вниз вместе с полым штоком, который отходит от клапана 26. При этом осевой канал в штоке открывается. В результате УК сообщается с камерой У4 не только через калиброванное отверстие 1, но и через осевой канал большого сечения.

Завершение отпуска тормозов

Рис. 16. Завершение отпуска тормозов: 1, 3, 6, 16 — калиброванные отверстия; 2, 4 — фильтры; 5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 7, 10, 13, 21, 22 — пружины; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера; ТМ — тормозная магистраль, ЗР — запасный резервуар; ТЦ — тормозной цилиндр.

В процессе ликвидации сверхзарядного давления в ТМ до нормального зарядного сжатый воздух успевает перетекать из УК в магистральную камеру У4. Поршень 25 остается на месте, и ускоритель не срывается на экстренное торможение.

Экстренное торможение

При разрядке ТМ темпом экстренного торможения (таким же темпом понижается давление и в МК) сжатый воздух из УК не успевает перетекать в магистральную камеру У4 ускорителя экстренного торможения через калиброванное отверстие 1. Избыточным давлением из УК поршень 25 ускорителя перемещается вниз, открывая срывной клапан 19 (рис. 17). Начинается дополнительная разрядка ТМ в атмосферу Ат3. После разрядки УК через отверстие 1 срывной клапан 19 закрывается усилием пружины 22.

При понижении давления в МК главный поршень 11 сразу перемещается в крайнее нижнее положение под действием давления со стороны ЗК. Полый стержень 9 отходит вниз от уплотнения выпускного клапана 8 и сообщает ЗР с ТЦ по каналам б, осевому каналу штока 9, каналу г, открытому тормозному клапану 18 и каналу л.

Воздух из ЗР проходит по каналу д также и в камеру У2. При этом поршень 5 перемещается вниз и закрывает клапан ограничения дополнительной разрядки 27. Резиновая манжета поршня 5 перекрывает отверстие 6, закрывая выход в атмосферу. При перемещении вниз штока 28 его радиальные отверстия перекрываются резиновыми манжетами, чем разобщаются ТМ и ЗР.

Экстренное торможение

Рис. 17. Экстренное торможение: 1, 3, 6, 16 — калиброванные отверстия; 2, 4 — фильтры; 5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 7, 10, 13, 21, 22 — пружины; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера; ТМ — тормозная магистраль, ЗР — запасный резервуар; ТЦ — тормозной цилиндр.

По мере наполнения ТЦ происходит постепенное заполнение сжатым воздухом камеры У1 переключателя режимов работы через отверстие 16. На длинносоставном режиме за время повышения давления в камере У1 до величины, уравновешивающей усилие пружины на поршень 15, происходит быстрое первоначальное повышение давления в ТЦ. Когда давление воздуха из камеры У1 на поршень 15 уравновесит усилие пружины, тормозной клапан 18 закрывается.

Дальнейшее наполнение ТЦ осуществляется через осевой канал тормозного клапана 18. На короткосоставном режиме работы упорка 14 переключателя не позволяет перемещаться поршню 15. Поэтому тормозной клапан 18 остается постоянно открытым. Наполнение ТЦ сжатым воздухом продолжается до выравнивания давлений в ЗР и ТЦ.

Выключение ускорителя экстренного торможения осуществляется вращением переключателя 20 против часовой стрелки. Затяжка пружины 21 уменьшается, поэтому поршень 23 под действием зарядного давления из камеры У4 опускается вниз вместе с полым штоком (рис. 18). Ускорительная камера УК сообщается с камерой У4 не только через калиброванное отверстие 1, но и через осевой канал срывного клапана.

Когда давление в ТМ снижается служебным или экстренным темпом, сжатый воздух успевает перетекать из УК в камеру У4. При этом поршень 25 остается на месте, и ускоритель на экстренное торможение не срабатывает.

Выключение ускорителя экстренного торможения

Рис. 18. Выключение ускорителя экстренного торможения: 1, 3, 6, 16 — калиброванные отверстия; 2, 4 — фильтры; 5 — поршень ограничителя дополнительной разрядки ТМ; 7, 10, 13, 21, 22 — пружины; 8 — выпускной клапан; 9 — полый стержень; 11 — главный поршень; 12 — клапан дополнительной разрядки; 14 — упорка переключателя режимов работы; 15 — поршень переключателя режимов работы; 17, 28 — штоки; 18 — тормозной клапан; 19 — срывной клапан; 20 — упорка переключателя экстренного торможения; 23, 26 — клапаны; 24 — отверстие; 25 — поршень ускорителя экстренного торможения; 27 — клапан ограничения дополнительной разрядки; УК — ускорительная камера; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера; ТМ — тормозная магистраль, ЗР — запасный резервуар; ТЦ — тормозной цилиндр.

Вы не вошли.

Информационные разделы

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.