Разработал Георгий Михайлович Седловский для Московской дорожной технической школы №1.

Рассмотрено и одобрено на заседании общетехнической цикловой комиссии МДТШ № 1 под председательством Плотниковой Светланы Григорьевны.

Гигиена труда и производственная санитария

Цель занятия: Привитие учащимся сознательного отношения к гигиене рабочего места. Получение ими понятий о гигиене и физиологии труда, утомлении; знаний об опасных и вредных производственных факторах, действующих на локомотивные бригады, а также микроклимате производственных помещений.

Используемые нормативные документы, литература и средства обучения: «Охрана труда на ж.д. транспорте» под ред. В.С.Крутякова, В.И. Жуков «Охрана труда на железнодорожном транспорте», мультимедийная программа по охране труда.

Физиология труда. Утомление.

Гигиена труда – отрасль гигиенической науки, изучающая трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их влияния на организм работающего. Она разрабатывает гигиенические нормативы и профилактические мероприятия, направленные на создание здоровых условий труда. А реализация этих мероприятий, соблюдение гигиенических норм, правил, инструкций и т. д. обеспечиваются в конкретных условиях мерами производственной санитарии.

Физиология труда изучает изменения, происходящие в организме работающего под влиянием трудового процесса и внешней среды. Важнейшими задачами физиологии труда являются:

- разработка наиболее рациональных трудовых приемов, обеспечивающих сохранение работоспособности и предупреждение утомления, а следовательно – повышение производительности труда;

- научное обоснование и выработка рекомендаций по режимам труда и отдыха работающих;

- рационализация рабочего места и т. д.

В процессе труда участвуют все органы и системы человека (дыхания, кровообращения, нервная система, мышечная, сердечно – сосудистая и т. д.). Так, при выполнении физической работы учащается и углубляется дыхание, усиливается работа сердца, выделяется пот, может происходить повышение артериального давления и т. д. Под влиянием мышечной работы наблюдаются изменения в водно – солевом обмене. Интенсивное потоотделение снижает выделительную функцию почек. Замедляется всасывание и переваривание пищи в желудочно-кишечном тракте. Происходят изменения в центральной нервной системе со стороны органов чувств (слуха , зрения, обоняния, осязания) и кожной чувствительности (осязательной, температурной и болевой).

После окончания работы восстановление этих функций до нормальных происходит достаточно быстро, при заболевании же организма или отсутствии навыков в работе это восстановление замедляется.

Понижение работоспособности, возникающее в результате той или иной работы, называется УТОМЛЕНИЕМ. Такое физиологическое состояние организма характеризуется рядом объективных признаков – повышением количества эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина, уменьшением содержания сахара в крови, увеличением содержания молочной кислоты в мышцах, снижением производительности труда, ухудшением субъективных ощущений – нежеланием продолжать работу, усталостью и т. д. Появление утомления и его развитие связаны с функциональными изменениями, возникающими в центральной нервной системе, с тормозными процессами в коре головного мозга. Быстро наступающее утомление возникает в случаях отсутствия навыков в работе или при неблагоприятных условиях ее выполнения. В дальнейшем, в процессе тренировки, вырабатывается состояние высокой трудоспособности.

Медленно наступающее утомление – более глубокий процесс. Наступает оно при чрезмерно длительной работе и воздействии на организм работающего неблагоприятных факторов внешней среды, неправильной организации труда. Если за время, установленное для отдыха, трудоспособность полностью не восстановилась, то наступает ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ. Причинами его могут быть несоответствие между тяжестью или продолжительностью работы и временем отдыха, а также исходное состояние организма.

В борьбе с утомляемостью большое значение имеет физиологическая рационализация трудового процесса, которая включает разработку системы мер по экономии движений при работе, более равномерному распределению нагрузки между различными группами мышц и т.д.

Так, при работе сидя необходимо обращать внимание на правильную осанку, чтобы не было вынужденного неудобного положения, имелась возможность периодически менять позу. Это имеет первостепенное значение для таких профессий железнодорожников как машинисты, диспетчеры и др.

Физиологическая рационализация достигается также систематическими тренировками. В их результате органы человека (сердце, легкие, мышцы и др.) начинают работать более экономно.

Особое место в предупреждении утомления занимает построение физиологически обоснованного режима труда и отдыха, т. е. рациональной системы периодов работы и периодов между ними.

Колебания работоспособности в течение рабочего дня характеризуются подъемом и спадом. Спад работоспособности – обратимый процесс. Влияющие на него факторы теряют свое действие после отдыха человека. Ощущение отдыха может наступить сравнительно скоро, но полное восстановление сил требует достаточно длительного времени. Спад работоспособности наступает при всякой деятельности, поэтому важно уметь контролировать его и добиваться полного восстановления.

Одной из мер для этого являются перерывы в работе. Они необходимы для восстановления работоспособности, достижения равномерной высокой производительности труда. Эффективность перерывов зависит от их количества и продолжительности. Они должны быть оптимальны.

Опасные и вредные факторы, действующие на локомотивные бригады

При работе на машиниста и помощника машиниста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:


1. подвижные части оборудования тягового подвижного состава (далее ТПС);

2. повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;'

3. повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

4. повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

5. повышенный уровень шума на рабочем месте;

6. повышенный уровень вибрации;

7. повышенный уровень инфразвуковых колебаний;

8. повышенная или пониженная влажность воздуха;

9. повышенная или пониженная подвижность воздуха;

10.повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

11.повышенный уровень статического электричества;

12.повышенный уровень электромагнитных излучений;

13.отсутствие или недостаток естественного света;

14.недостаточная освещенность рабочей зоны;

15.возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей;

16.токсические, раздражающие сенсибилизирующие вещества, проникновение которых может происходить через органы дыхания и кожные покровы;

17.нервно-психические перегрузки с умственным перенапряжением на фоне монотонного труда с периодическими эмоциональными стрессами;

18. Работа на высоте.

Микроклимат производственных помещений

Основными параметрами, характеризующими микроклимат на рабочем месте, являются:

1. Температура – рассматривают нагревающий, охлаждающий и динамический (с переходом от нагревающей в охлаждающей среды, и наоборот) микроклиматы. Нагревающий – при котором имеет место нарушение теплообмена тела человека с окружающей средой с накоплением тепла в организме выше верхней границы оптимальной величины (более 0,87кДж/кг) и в увеличении доли потерь тепла с испарениями пота (более 30%) в общей структуре теплового баланса.

Охлаждающий – при котором имеет место изменение теплообмена организма, приводящее к образованию общего или локального дефицита тепла в организме (менее 0,87 кДж/кг) в результате снижения температуры глубоких и поверхностных слоев тканей тела человека.

Динамический – при котором в течение рабочей смены производственная деятельность работника осуществляется в различном микроклимате – попеременно нагревающем и охлаждающем.

2. Влажность – различают абсолютную, максимальную и относительную влажность воздуха. Под абсолютной влажностью воздуха понимается количество водяных паров в граммах, содержащееся в единице объема воздуха (г/куб.м). Она определяется по специальным таблицам или расчетным методом с использованием показаний психрометра.

Максимальная влажность воздуха – максимально возможное количество водяных паров, которое может содержаться в единице объема воздуха при данной температуре без конденсации в капельной форме (г/куб.м).

Относительная влажность воздуха – отношение абсолютной к максимальной влажности воздуха при той же температуре, выраженное в %.

Оптимальная влажность воздуха при t = 21 гр.С – 40-80%, при t = 24 гр.С – 20-50%, при t = 30 гр.С – 25-40%.

3. Подвижность воздуха – при высоких температурах – положительный фактор, повышается отдача тепла, при пониженных – отрицательный (сквозняки, простудные заболевания).

4. Тепловое (инфракрасное) излучение – источником являются нагретое до высоких температур производственное оборудование, газосветные лампы и т. д.

Вентиляция

1. Вентиляция – организованный, регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения загрязненного и с температурой, не соответствующей нормам, воздуха и подачу на его место свежего. Применяются естественная и механическая системы вентиляции.

Естественная – когда движение воздуха происходит за счет естественных факторов – разницы температур в помещении и вне его (теплового напора) или разницы удельных весов воздуха внутри помещения и вне его, а также под напором ветра (ветрового напора).