Кузов вагона состоит из металлического кузова, внутренних конструкций, внутреннего и наружного оборудования кузова. К внутренним конструкциям и оборудованию относятся: внутренняя обшивка стен, пола и потолка кузова, окна, двери, кресла пассажирские и кресла машиниста, туалетное помещение. Наружное оборудование кузова представляют: герметизированный переход, лестницы для выхода на крышу моторного вагона, мостки на крыше моторного вагона, путеочиститель и т.д.

Кузов металлический

Кузов представляет собой стальную, сварную, цельнонесущую замкнутую оболочку с оконными и дверными проемами в боковых и концевых стенах.
Несущая способность кузова – его способность воспринимать все усилия, возникающие во время эксплуатации вагона, а также воспринимать усилия развивающиеся при авариях, обеспечивается набором продольных и поперечных элементов жесткости, связанных в единую конструкцию листовой обшивкой боковых и концевых стен, крыши и металлического пола.

Конструктивно, для обеспечения технологического процесса производства, каждый тип кузова изготавливается из следующих основных узлов (рисунок 2.1.1): 1 – рама; 2 – боковина правая; 3 – боковина левая; 5 – стена лобовая (или обтекатель наружный с каркасом кабины в сборе); 4 – стена торцевая; 6 – крыша; 7 – пол металлический.

Несущие конструкции кузовов всех трех типов вагонов идентичны. Кузов головного вагона отличается наличием кабины машиниста, которая выполняется из композиционных материалов (маска) и устанавливается на металлический каркас кузова.

Кузов головного немоторного вагона

Рисунок 2.1.1 – Кузов головного немоторного вагона: 1 – рама; 2 – боковина правая; 3 – боковина левая; 4 – стена торцевая; 5 – обтекатель с каркасом кабины в сборе; 6 – крыша; 7 – пол металлический; 8 – подножка нижняя; 9 – межвагонное сцепное устройство БСУ-ТМ 136; 10 – планки заземления; 11 – головная автосцепка ТМ 132; 12 – путеочиститель

Рама (рисунок 2.1.1а) кузова является основным несущим элементом, воспринимающим и передающим на остальные части кузова продольные усилия тяги и торможения во время движения вагона, вертикальные нагрузки от массы тары и загрузки вагона, динамические вертикальные нагрузки, а также усилия при аварийном соударении вагонов. Рама является основным элементом, на который опираются боковые и концевые стены кузова, размещается металлический пол и подвагонное оборудование.

Рама головного немоторного вагона

Рисунок 2.1.1а- Рама головного немоторного вагона: 1 – балка буферная; 2 – балка хребтовая; 3 – балка шкворневая; 4 – раскос; 5 – балка продольная; 6 – скользун; 7 – пятник; 8 – балка преобразователя; 9 – балки поперечные; 11 – ступени; 12 – консоль рамы.

Рама состоит из двух консольных частей, включающих в себя каждая – буферные 1, хребтовые 2 и шкворневые 3 балки , которые соединяются с продольными обвязочными балками 5 в единую жесткую конструкцию. Продольные балки 5 соединены между собой поперечными балками 11, швелерами и усилены раскосами в местах соединения с шкворневой балкой.

В хребтовых балках 2 передних консолей головных вагонов размешаются головные автоматические сцепки ТМ132 с крэш-элементами и поглощающими аппаратами Т-8П; в хребтовых балках 2 всех промежуточных консолей размещаются межвагонные беззазорные сцепные устройства БСУ-ТМ136 с крэш-элементами и поглощающими аппаратами Т-7П-01.
На шкворневых балках 3 размещаются скользуны 6, которыми кузов опирается на скользуны тележки и пятниковые узлы 7, служащие для соединения кузова с тележками и передачи продольных и поперечных усилий во время движения вагона.

Все детали рамы вагонов изготавливаются из горячекатаного проката углеродистых сталей обыкновенного качества по ГОСТ 380, проката сортового из углеродистых качественных конструкционных сталей по ГОСТ 1050. Для наиболее нагруженных элементов рамы кузова – хребтовых, шкворневых балок, раскосов, поперечных и продольных обвязочных балок применяется прокат из стали повышенной прочности низколегированной марки 09Г2 по ГОСТ 19281.

По основной конструкции рамы головных, моторных и прицепных вагонов идентичны и отличаются набором вспомогательных узлов и деталей, предназначенных для компоновки различного оборудования вагонов.

Передняя консоль головного вагона конструктивно имеет отличия, т.к. она служит для размещения кабины машиниста, должна быть рассчитана на восприятие продольного усилия 250 тс и обеспечивать установку автосцепки ТМ132 на высоте от головок рельсов 1060±20 мм, в отличие от промежуточных консолей, обеспечивающих высоту автосцепки от уровня головок рельсов 1132±20 мм.

Лобовая часть головного вагона выполняется из композитных материалов (маска) (рисунок 2.1.1б), которая устанавливается на металлический каркас кузова.  В конструкции «маски» предусмотрены места под установку:

  • лобового и боковых окон кабины на клеевое соединение;
  • стеклоочистителей лобового окна, сигнальных огней, прожектора и зеркал заднего вида;
  • межвагонных соединений для объединения двух вагонов «голова к голове»;
  • съемной лестницы для обслуживающего персонала;
  • автосцепки ТМ132 и крэш-буфера ТМ134.

Торцевые стены кузова моторных и прицепных вагонов, а также торцевая стена головного вагона, представляет собой каркас из швеллеров №18, обшитый стальными гофрированными листами толщиной 2 мм. В средней части этих стен имеется проем для обеспечения сквозного прохода по поезду. С наружной стороны кузова к проему крепится сцепная рама межвагонного перехода, предназначенного для комфортабельного перехода из вагона в вагон. С внутренней стороны на торцевых и лобовых стенах с обеих сторон от проема на кузовах монтируются каркасы шкафов, предназначенных для размещения электрического и пневматического оборудования вагонов.

Боковые стены (рисунок 2.1.1б) состоят из верхнего обвязочного угольника 1, вертикальных межоконных Z-образных стоек 2, горизонтального подоконного и надоконного Ω(омега)-образного профиля 3, и обшивки из гладких листов толщиной 2,5 мм, усиленных уголками, которые выполняют роль элементов жесткости. Продольные профили и угольник боковых стен исполняют роль элементов жесткости. На боковинах моторных вагонов выполняются отверстия для установки жалюзи системы охлаждения тяговых двигателей.

Боковина головного немоторного вагона правая

Рисунок 2.1.1б – Боковина головного немоторного вагона правая: 1 – угольник верхний обвязочный; 2 – стойка оконная; 3 – профиль; 4 – лист цельный гладкий; 5 – уголки усиливающие; 6 – стойка дверная; 7 – лист наддверный; 8 – стойки

Крыша кузова – цельнометаллическая, изготовлена из гнутых дуг Z-образного сечения, обшитых двумя гофрированными листами толщиной 2 мм, расположенными симметрично вдоль продольной оси вагона. Гофры расположены в продольном направлении и придают конструкции необходимую жесткость. Скаты крыши выполнены из гладких листов и усилены уголками, которые выполняют роль элементов жесткости. На крыше вагонов с обоих концов устанавливаются воздухозаборники с жалюзи для забора воздуха в систему обеспечения микроклимата пассажирских салонов. Кроме того, на крыше головного вагона со стороны кабины машиниста устанавливаются дополнительные воздухозаборники с жалюзи для забора и выхода воздуха в системе обеспечения микроклимата кабины машиниста.

Все элементы рамы накрываются металлическим настилом пола. Металлический пол в поперечном сечении кузова (рисунок 2.1.1в) собран из двух типов стальных гофрированных листов толщиной 1,8 мм. Центральные листы 1 пола шириной 1060 мм имеют 5(пять) гофров высотой 29,8 мм, два боковых листа 2 имеют желоба 3, которые в дальнейшем служат для прокладки на вагоне с одной стороны высоковольтных кабелей, с другой стороны низковольтных кабелей электрооборудования вагона. Гофрированные листы приварены к поперечным балкам рамы. В полу выполнены отверстия для коробов системы электрооборудования и трубопроводов. На гофрированные листы металлического пола привариваются кронштейны для крепления брусков деревянной обрешетки пола.

Пол металлический

Рисунок 2.1.1в – Пол металлический: 1 – лист центральный; 2 – лист боковой; 3 – желоб; 4 – скоба; 5 – заглушка

Кузов, внутреннее и наружное оборудование кузова

Механическую часть вагона составляют кузов, включающий в себя металлический кузов, внутренние конструкции, наружное и внутреннее оборудование кузова, а также ходовую часть – тележку моторную и прицепную.

Вы не вошли.

Информационные разделы

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.