Разработал Георгий Михайлович Седловский для Московской дорожной технической школы №1.

Рассмотрено и одобрено на заседании общетехнической цикловой комиссии МДТШ № 1 под председательством Плотниковой Светланы Григорьевны.

Электробезопасность

Действие эл. тока на человека. Особенности поражения эл. током
Факторы, увеличивающие степень поражения. Опасное напряжение прикосновения и шага. Меры по предупреждению поражения эл.током. Технические мероприятия по обеспечению эл. безопасности.

Цель занятия: Получение учащимися знаний о действии эл. тока на человека, факторах, увеличивающих степень поражения, общих мер безопасности на электрифицированных линиях, методов и средств защиты от поражения электрическим током. Привитие сознательного отношения к исправности технических средств защиты

Используемые нормативные документы, литература и средства обучения: Правила электробезопасности для работников на железнодорожном транспорте на элек трифицированных жел. дорогах. ЦЭ/346 М.,Транспорт,1992 В.И. Жуков. Охрана труда на ж.д. транспорте М.,Транспорт,1988. Мультимедийная программа по охране труда. Стенд «Электробезопасность»

Действие эл. тока на человека в большинстве случаев приводит к серьезным нарушениям наиболее важных жизненных систем – центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других, кроме того, переменный ток способен вызывать интенсивные судороги мышц, приводящие к «неотпускающему» эффекту, при котором человек не может самостоятельно освободиться от воздействия тока.
Электрический ток, проходя через тело человека, может оказывать следующие виды воздействия:

- биологическое – раздражение и возбуждение живых тканей организма;

- тепловое – способность вызывать ожоги;

- механическое – может приводить к разрыву тканей;

- химическое - может приводить к электролизу крови.

Электротравма – травма, вызванная действием эл. тока или эл. дуги. Условно они подразделяются на:

- местные – когда возникает местное повреждение организма (ожоги, металлизация кожи, электроофтальмия и т. д.

- общие (электрические удары) – приводящие к поражению всего организма, т.е. к нарушению или прекращению деятельности наиболее важных его органов и систем.

Факторы, влияющие на степень поражения электрическим током:

1. Величина (сила) тока. Допустимые для человека токи по величине оценивают по трем критериям электробезопасности:

а) ощутимый ток – который не вызывает нарушений деятельности организма, но ощущается человеком. Его величина равна 0,6 мА при допустимой длительности прохождения 10мин.

б) отпускающий ток – при прохождении которого вероятность «отпускания» составляет 99,5%. По величине его принято значение равное 6 мА. Допустимая длительность воздействия такого тока ограничивается защитной реакцией самого человека.

в) нефибриляционный ток – ток промышленной частоты, который при длительности воздействия 1–3 секунды не вызывает фибрилляции сердца у человека массой 50 кг. По величине он принимается порядка 56 мА. (в нормах с некоторым запасом его принимают = 50 мА).

2. Электрическое сопротивление тела человека. В соответствии с законом Ома I = U/R, таким образом, чем больше сопротивление тела человека, тем меньший ток пройдет через него при равном напряжении.

3. Длительность воздействия тока.

4. Путь прохождения тока. Самый опасный путь – рука – ноги, при котором ток проходит через все наиболее жизненно-важные органы.

5. Род тока – переменный ток более опасен, чем постоянный, напряжение переменного тока 42 вольта по воздействию на человека примерно равен 110 вольт постоянного. Однако при напряжениях выше 500 вольт эта разница перестает быть существенной.

6. Частота переменного тока. Самая неблагоприятная частота тока для человека составляет 50Гц.

Замыкание на землю – случайное электрическое соединение токоведущих частей непосредственно с землей. Земля становится участком электрической цепи. А поскольку земля обладает некоторым электрическим сопротивлением, имеет место падение напряжения и появляется разность потенциалов между отдельными точками ее поверхности.

Напряжение прикосновения – напряжение между двумя точками цепи, которых одновременно касается человек.

Напряжение шага – напряжение между двумя точками цепи, на которых одновременно стоит человек, т.е. между точками, находящимися одна от другой на расстоянии шага.

Классификация электроустановок по электробезопасности:

1. Электроустановки в цепях напряжением выше 1000 вольт с эффективно заземленной нейтралью.

2. Электроустановки в цепях напряжением выше 1000 вольт с изолированной нейтралью.

3. Электроустановки в цепях напряжением до 1000 вольт с глухо заземленной нейтралью.

4. Электроустановки в цепях напряжением до 1000 вольт с изолированной нейтралью.

Классификация помещений по электробезопасности:

1. Особо опасные помещения – имеют повышенную влажность (до 100%) или химически активную среду, которая постоянно или длительно разрушающе действует на изоляцию и токоведущие части (душевые комнаты, пропиточные, гальванические, газогенераторные, аккумуляторные и др. участки). В них разрешается работать с электроинструментом напряжением не выше 42 в. при обязательном применении СИЗ. Переносные светильники должны иметь напряжение на выше 12 вольт.

2. Помещения с повышенной опасностью – в которых относительная влажность длительно превышает 75%, или имеются токопроводящие полы, или токопроводящая пыль, температура воздуха длительно превышает +35С, или установлены большие заземленные токопроводящие конструкции и возможно одновременное прикосновение человека к ним и одновременно к металлическим корпусам электрооборудования. Напряжение электроинструмента и переносных светильников в них не должно превышать 42 вольт.

3. Помещения без повышенной опасности.

Технические мероприятия по обеспечению электробезопасности

Основными техническими мероприятиями, обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала при работе в действующих электроустановках, являются:

1. Производство отключения. При работах с полным или частичным снятием напряжения токоведущие части отключают таким образом, чтобы электрооборудование или часть электроустановки со всех сторон были отделены от токоведущих частей, находящихся под напряжением. Причем в установках свыше 1000 В с каждой стороны устанавливают видимый разрыв. Его обеспечивают отключением разъединителей или выключателей нагрузки, не имеющих автоматического выключателя, снятием предохранителей, отсоединением шин или проводов. Приводы разъединителей, выключателей и др. коммутирующих устройств запирают в отключенном положении.

2. Вывешивание предупредительных плакатов, ограждение места работы. Плакаты вывешивают для предупреждения ошибочных действий персонала и случайной подачи напряжения. Во время работы ремонтный персонал не имеет права переставлять или убирать предупредительные плакаты, а также проникать на территорию огражденных участков.

3. Проверка отсутствия напряжения. Осуществляется перед началом всех работ со снятием напряжения. Отсутствие напряжения между фазами и между каждой фазой и землей проверяет допускающий работник при помощи специальных указателей и др. устройств с обязательным применением диэлектрических перчаток.

4. Наложение заземления. Его накладывают на токоведущие части всех фаз отключенной для производства работ электроустановки со всех сторон, откуда может быть подано напряжение. Следует отличать защитное заземление от рабочего заземления.

Защитное заземление – когда заземляются НЕТОКОВЕДУЩИЕ части электроустановок;

Рабочее заземление - когда заземляются ТОКОВЕДУЩИЕ части электроустановок.

Технические средства защиты от поражения электротоком

К основным техническим средствам, обеспечивающим безопасность работы в электроустановках, относят:

1. Защитное заземление

2. Зануление

3. Выравнивание потенциалов

4. Защитное отключение

5. Электрическое разделение сети

6. Применение малого напряжения

7. Ограждения

8. Блокировки

9. Изоляцию токоведущих частей

10.Применение повышенной частоты

11.Электрозащитные средства

Глава 7 инструкции ЦЭ-346

РАБОТЫ НА ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЛИНИЯХ И В МЕСТАХ
ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ
С ВОЗДУШНЫМИ ЛИНИЯМИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

7.1. На подвижном составе, находящемся под контактной сетью или ВЛ, до отключения и заземления проводов персоналу, во избежание попадания в опасную зону (ближе 2 м от токоведущих частей), запрещается:

а) подниматься на крышу, находиться или производить какие-либо работы на крышах грузовых и пассажирских вагонов, рефрижераторных секций, контейнеров, хоппер-дозаторов, тепловозов, электровозов, моторных вагонов, дизель- и электропоездов (осмотр крыш и устройств, находящихся на них, снабжение водой, загрузка льдом и пр.);

б) подниматься по вышкам или лестницам и производить с них какие-либо работы на стенах или торцах вагонов вблизи крыш;

в) открывать люки (крышки) цистерн, изотермических и крытых вагонов или вести какие-либо работы на них;

г) производить погрузку или разгрузку с открытого подвижного состава, когда сами работающие или применяемые ими приспособления могут во время работы приблизиться на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением частям контактной сети или ВЛ;

д) выполнять работы на котле, будке и тендере паровоза;

е) производить замер количества нефти, воды и чистку дымоходов.


Техническое обслуживание крышевого оборудования ЭПС локомотивной бригадой должно производиться на специальных путях станции и в парках после снятия напряжения с контактной подвески и заземления ее.

7.3. При необходимости подъема на крышу ЭПС или тепловоза для устранения повреждения на путях, не предназначенных для осмотра крышевого оборудования, напряжение с контактной сети должно быть снято энергодиспетчером по устной заявке машиниста локомотива. По приказу энергодиспетчера работники ЭЧ в два лица заземляют контактную сеть. Представителю ЭЧ разрешается заземлять контактную сеть в присутствии машиниста локомотива или его помощника. Подъем на крышу локомотивной бригады допускается только после заземления контактной сети по разрешению представителя ЭЧ.

После устранения повреждения крышевого оборудования снятие заземляющих штанг с контактной подвески производится представителем ЭЧ по приказу энергодиспетчера.