Разработал Георгий Михайлович Седловский для Московской дорожной технической школы №1.

Рассмотрено и одобрено на заседании общетехнической цикловой комиссии МДТШ № 1 под председательством Плотниковой Светланы Григорьевны.

Общие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Правила перехода через пути и проходы вдоль путей. Переход через переходные площадки вагонов. Устройство выходов из служебных помещений, расположенных вблизи путей. Служебные проходы.


Меры безопасности при работе вблизи движущегося подвижного состава. Меры безопасности работ вблизи или непосредственном контакте с движущимся или готовым к движению подвижным составом. Опасные факторы, связанные с работой в зоне ограниченной видимости и слышимости и необходимостью неоднократного пересечения путей.

Цель занятия: Привитие учащимся сознательного отношения к собственным здоровью и жизни. Получение знаний о мерах безопасности при нахождении и работе на железнодорожных путях

Используемые нормативные документы, литература и средства обучения: Методические рекомендации по предотвращению травмирования работников локомотивных депо на железнодорожных путях ЦТТ-ОТ/41 от 30.09.2002г. Крутяков В.С. Охрана труда и основы экологии на ж.д. транспорте и в транспортном строительстве. М.,Транспорт,1993, мультимедийная программа по охране труда.

При нахождении на путях машинист, помощник машиниста и кочегар должны соблюдать следующие требования безопасности:

- проходить вдоль путей по обочине или по середине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, МВПС и вагоны. Не менее чем за 400 м до приближающегося поезда следует отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, 4 м – при установленных скоростях движения 121 – 160 км/ч и не менее 5 м - при установленных скоростях движения 161 – 200 км/ч;

- переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах и предварительно убедившись в том, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

- переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. При подъеме на вагон и сходе с вагона руки должны быть свободными. При этом следует держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. Перед сходом с вагона предварительно осмотреть место схода, убедиться в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода следует осветить фонарем. Эти требования должны соблюдаться при подъеме на локомотив, МВПС и сходе с них;

- проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками составляет не менее 10м;

- обходить группу вагонов или локомотив, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5м от автосцепки;

- обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

- выходя на путь из помещения, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте.