Система управления торможением электропоезда СИТЭП

СИТЭП предназначена для управления фрикционным тормозом моторвагонного подвижного состава со скоростями движения до 120 км/ч и его технической диагностики.

Основные составные устройства СИТЭП:

  • Контейнер тормозного оборудования КТО 02 110DC (далее КТО) (ТУ 3184-007-537111 14-2015);
  • Клапан КЭО 03/10/050/121 с ЭМ 00/DC/110/2 (далее ПВ) (ТУ 3742-001-24039780-00);
  • Клапан КЭО 25/10/000/116 с ЭМ 46/DC/050/2 (далее КЦБ) (ТУ 3742-005-53711114-2008);
  • Пневмомодуль ПМ-09-03(07) 110DC (далее ПМ-09-03) (ТУ 3742-002-24039780-2003);
  • Блок БТБЭ (КЖИС.467451.078 ТУ);
  • Контроллер пневматического тормоза КПТ (далее КПТ) (АДИГ.468314.008 ТУ);
  • Устройство отключения модуля экстренного торможения УОМЭТ (далее УОМЭТ).

Технические характеристики:

  • Диапазон давления сжатого воздуха в питательной магистрали – 0,63…0,82 МПа, максимальное давление – 1,00±0,02 МПа.
  • Максимальное давление в тормозных цилиндрах (далее ТЦ) – 0,34+0,02 МПа.
  • Зарядное давление в тормозной магистрали (далее ТМ) – 0,45-0,48 МПа.
  • Номинальное напряжение питания:
    • КТО, ПМ-09-03, ПВ – 110 В постоянного тока;
    • КЦБ – 50 В постоянного тока.
  • Предельные отклонения напряжения срабатывания:
    • ПМ-09-03, ПВ, КЦБ – %;
    • КТО-70-165 В.
  • Потребляемая мощность электрооборудования, входящего в состав СИТЭП, Вт (не более):
    • КТО – 36;
    • исполнительных устройств головного(хвостового) вагона (КЦБ, ПВ, ПМ-09-03) – 60.

Состав СИТЭП

КТО представляет собой совокупность исполнительных элементов, предназначенных для управления фрикционным тормозом вагона по командам КПТ и крана машиниста №394. Также КТО обеспечивает наполнение ТЦ темпом экстренного торможения при срабатывании ЭЦБ. КТО устанавливается на раму каждого вагона.

КТО состоит из следующих модулей: модуля экстренного торможения (МЭТ), электропневматического модуля (ЭПМ), силового модуля (МС). КТО имеет возможность включения/выключения электропневматического торможения (ЭПМ) и модуля экстренного торможения (МЭТ) без возможности отключения пневматического тормоза (воздухораспределитель).

Контроллер пневматического тормоза (КПТ) обеспечивает управление пневматическими тормозами через ПМ-09-03 и электропневматическими тормозами всего поезда по алгоритму работы.

Алгоритм работы СИТЭП при управлении от контроллера пневматического торможения (КПТ).

Положение контроллера Режим
1 Отпуск пневматического и электропневматического тормоза. Зарядка пневматического тормоза.
2 Поездное положение. Отпуск пневматического и электропневматического тормоза. Зарядка пневматического тормоза.
3 Перекрыша без питания для пневматического тормоза.
4 Перекрыша с питанием для пневматического тормоза. Перекрыша для электропневматического тормоза.
Электропневматическое торможение всего поезда.
5 Пневматическое торможение всего поезда (с разрядкой ТМ через пневмомодуль). Электропневматическое торможение всего поезда.
6 Экстренное торможение. Пневматическое торможение всего поезда с разрядкой ТМ через пневмомодуль. Пневматическое торможение всего поезда (с принудительной механической разрядкой ТМ в атмосферу). Электропневматическое торможение всего поезда. Разрыв ЭЦБ с разрядкой ТМ в атмосферу и электропневматическое торможение всего поезда через МЭТ с максимальным давлением.

Пневмомодуль ПМ-09-03 предназначен для работы совместно с краном машиниста в составе аппаратуры дистанционного управления пневматическими тормозами поезда.

Клапан цепи безопасности (КЦБ) предназначен для сброса сжатого воздуха из тормозной магистрали. КЦБ производит выпуск сжатого воздуха из ТМ темпом экстренного торможения с головного и хвостового вагонов при срабатывании ЭЦБ.

Клапан перекрыши КП предназначен для выполнения режима перекрыши без питания в 111 положении рукоятки КПТ.

Блок БТБЭ предназначен для питания и контроля целостности ЭЦБ всего состава.

УОМЭТ предназначен для отключения МЭТ в случае неисправности ЭЦБ на вагоне.

ЭЦБ представляет собой из себя группу устройств: блок БТБЭ, кнопка «АВАРИЙНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ», тумблер «ОТКЛ ЭЦБ», переключатель ПРК, сигнальная лампа ЭЦБ и трехпроводная магистраль ЭЦБ.

Основные технические характеристики СИТЭП

Время наполнения ТЦ сжатым воздухом до 90% от максимального давления при срабатывании ЭЦБ не более, с 2
Наполнение ТЦ при электропневматическом торможении за 3 с, МПа от 0 до 0,3±0,02
Сброс давления из ТЦ при электропневматическом отпуске за 4 с, МПа с 0,35 до 0,04±0,02
Разрядка ТМ объёмом 55 литров темпом экстренного торможения от КПТ с давления сжатого воздуха в ней с 0,50 МПа до 0,42 МПа не более, с 1
Разрядка ТМ объёмом 55 литров при срабатывании ЭЦБ с давления сжатого воздуха в ней с 0,50 МПа до 0,42 МПа не более, с 1
Давление в ТЦ при электропневматическом управлении торможением должно поддерживаться с точностью, МПа ±0,015
СИТЭП должна обеспечивать при электропневматическом торможении повышение давления, а при электропневматическом отпуске – понижение давления в ТЦ
первыми ступенями, не более, МПа 0,04
первыми ступенями, не менее, МПа 0,02
Время наполнения уравнительного резервуара (далее УР) с 0 до 0,5 МПа, с (режим «ПОЕЗДНОЙ») 30…40
Разрядка ТМ в режиме «ТОРМОЖЕНИЕ» в V положении ручки КПТ с 0,5 до 0,4 МПа, с 4,5±0,5
Плотность УР. ТМ зарядить до нормального зарядного давления. Ручку крана машиниста №394 перевести в IV положение, ручка КПТ должна быть в положении «2». Плотность считается достаточной, если падение давления в УР в течение трех минут не более, МПа 0,01

СИТЭП обеспечивает электропоезд следующими видами тормозов:

  • автоматическим пневматическим тормозом;
  • электропневматическим тормозом прямодействующего типа;
  • автоматическим электропневматическим тормозом.

Основной режим управления тормозами

СИТЭП обеспечивает следующие режимы торможения. При основном режиме обеспечиваются:

  • электрическое управление пневматическими и электропневматическими тормозами всего поезда с помощью КПТ. Торможение происходит при переводе ручки КПТ в положение «5» или «5Э»;
  • экстренное торможение производится от КПТ разрядкой ТМ. При экстренном торможении происходит срабатывание ЭЦБ с разрядкой ТМ с головного и хвостового вагонов электропоезда, а также срабатывание автоматического пневматического и автоматического электропневматического тормоза. Экстренное торможение происходит при переводе ручки КПТ в положение «6».

Резервный режим торможения первого уровня

При резервном режиме первого уровня обеспечиваются:

  • электрическое управление пневматическими тормозами с помощью КПТ. При управлении тормозами при служебном торможении происходит разрядка ТМ и срабатывание автоматического пневматического тормоза. Торможение происходит при переводе ручки КПТ в положение «5».
  • экстренное торможение производится от КПТ разрядкой ТМ с головного и хвостового вагонов электропоезда. Экстренное торможение происходит при переводе ручки КПТ в положение «6».

Резервный режим торможения второго уровня

Осуществляется при выходе из строя КПТ или ПМ-09-03. При резервном режиме второго уровня обеспечивается механическое управление с помощью крана машиниста №394 пневматическими тормозами. При резервном режиме второго уровня обеспечиваются:

  • служебное торможение. Управление пневматическими тормозами всего поезда осуществляется от крана машиниста №394. Управлении тормозами при служебном торможении приводит к разрядке ТМ.
  • экстренное торможение. Управление производится от крана машиниста №394, кнопки «АВАРИЙНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ» или стоп-кранов (сигнал о срабатывании стоп-крана приходит на пульт машиниста который принимает решение о необходимости экстренного торможения. Если скорость менее 15 км/ч экстренное торможение происходит автоматически).

При отказе электропневматического тормоза СИТЭП производит срабатывание ЭЦБ и срабатывание автоматического электропневматического тормоза и автоматического пневматического тормоза с принудительной разрядкой ТМ (при получении критерия отказа в виде электрического сигнала).

При срабатывании ЭЦБ происходит снятие напряжения ЭЦБ, о чем свидетельствует отсутствие свечения лампы «ЭЦБ». При необходимости отключения ЭЦБ выполнить следующие действия:

  • отключить тумблер «ОТКЛ БЛОК ЭЦБ» в рабочей кабине машиниста. Выезд на линию для перевозки пассажиров с выключенным тумблером «ОТКЛ БЛОК ЭЦБ» ЗАПРЕЩЕН!;
  • перекрыть краны КЦБ в головной и хвостовой кабинах управления электропоезда;
  • отключить тумблеры «Отключить МЭТ» на всех вагонах.

Если ЭЦБ не работает в одном из вагонов (отсутствует напряжение ЭЦБ в УОМЭТ, то достаточно отключить тумблер «Отключить МЭТ» только в этом вагоне. МЭТ в контейнере вагона будет деактивирован, при этом электропневматический и автоматический пневматический тормоза сохраняют свою работоспособность. Движение электропоезда, с отключенным ЭЦБ, может быть продолжено в штатном режиме.

Устройство, работа и обслуживание СИТЭП – см. Руководство по эксплуатации «Система управления торможением электропоезда СИТЭП -01-Х-0-110/DC ТП7809-0001 РЭ».

Тормозное и пневматическое оборудование

Тормозное оборудование предназначено для снижения скорости и остановки электропоезда ЭП2Д, а также для удержания электропоезда на месте при стоянке. Пневматическое оборудование обеспечивает пневматические тормоза электропоезда сжатым воздухом и выполняет вспомогательные функции – открытие и закрытие дверей, поднятие токоприемника, подачу песка под колесные пары, подачу воды на смыв унитаза туалетного комплекса, обеспечивает работу пневмоприводов электрических аппаратов.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.