Требования по охране труда работников при перемещении по конструкциям и высотным объектам

Для обеспечения безопасности работника при перемещении (подъеме или спуске) по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему с расположением ее анкерного устройства сверху (фактор падения 0), могут использоваться:

  • согласно графических схем 1 и 2 системы обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренных приложением №15 к Правилам, представленных в таблице 9;
  • самостраховка или обеспечение безопасности снизу вторым работником (страхующим), согласно графической схемы 3 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренной приложением № 15 к Правилам (Таблица 9).

Таблица 9. Системы обеспечения безопасности работника при перемещении по конструкциям


п/п
Графическая схема Описание графической схемы
1 Работник обязан осуществлять присоединение карабина за несущие конструкции, обеспечивая свою безопасность за счет непрерывности самостраховки при перемещении (подъеме или спуске) по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему.

Обозначения на схеме: 1 – страховочная привязь; 2 – стропы самостраховки; 3 – амортизатор; 4 – соединитель (карабин), который позволяет работнику присоединять страховочную систему для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой.

Конструкция карабина должна исключать случайное открытие, а также исключать защемление и травмирование рук при работе с ним.

2.1 Работник обязан осуществлять присоединение карабина за несущие конструкции, обеспечивая свою безопасность за счет непрерывности самостраховки при горизонтальном перемещении по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему.

Обозначения на схеме: 1 – страховочная привязь; 2 – стропы самостраховки; 3 – амортизатор; 4 – соединитель (карабин).

2.2.
2.3
2.4
3 Работник обязан осуществлять организацию временных анкерных точек с фактором падения не более 1 (схема 1 приложения № 10), при перемещении по конструкциям и высотным объектам с обеспечением своей безопасности вторым работником (страхующим).

Обозначения на схеме: 1 – страховочная привязь; 2 – страхующий канат; 3 – амортизатор; 4 – соединитель (карабин); 5 – устройство, приводимое в действие вручную и создающее трение, которое позволяет страхующему совершать управляемое перемещение страхующего каната и остановку “без рук” в любом месте на страхующем канате; 6 – защита рук страхующего.

При использовании самостраховки работник должен иметь 2 группу и обеспечивать своими действиями непрерывность страховки.

Для обеспечения безопасности при перемещении (поднимающегося/спускающегося) по конструкциям и высотным объектам работника вторым работником (страхующим) должно быть оборудовано независимое анкерное устройство, к которому крепится тормозная система с динамическим канатом. Один конец каната соединяется со страховочной привязью поднимающегося/спускающегося работника, а второй удерживается страхующим, обеспечивая надежное удержание первого работника без провисания (ослабления) каната. Графические схемы различных тормозных систем, их характеристики, соотношение усилий, возникающих на анкерных устройствах в зависимости от углов перегиба страховочного каната и усилия рывка, предусмотрены приложением № 16 к Правилам и представлены в таблице 10.

Таблица 10. Графические схемы различных тормозных систем, их характеристики, соотношение усилий, возникающих на анкерных устройствах в зависимости от углов перегиба страховочного каната и усилия рывка

 

Графическая схема тормозной системы

Характеристика тормозной системы

Соотношение усилий в тормозной системе

  Через один карабин. Угол перегиба каната через карабин должен быть не более 90°. При значении α от 0° до 30°:

Р2=0,5Р1

P2+P1= Pk=1,5P1

  Через два карабина При значениях α и β от
0° до 30°:Р2=0,25Р1Рк2 = 0,75 Р1

Pк1 =l,5P1

  Через два карабина и устройство для спуска по канату Σθ = 360° – 420°

при значениях α1

от 0° до 30° и

α 2 от 60° до 120° :

Р2 =(0,1-0,12) Р1

Рк1 = 1,5 Р1

Рк2= (0,6-0,62) Р1

 

Использование спускового устройства Р<< Р1, при любых α
  Через карабин и устройство для спуска по канату «восьмерка» Σθ = 360° – 420°

при значениях β от 60° до 120°:

Р2= (0,1-0,12) Р,

РК=1,5Р,

Р1 – усилие на работнике, которого удерживает страхующий (усилие рывка);

Р2 – усилие, которое воздействует на страхующего;

Рк, Рк1, Рк2 – усилия, воздействующие на карабины;

Σθ – суммарный угол обхвата страховочным канатом карабинов и устройства для спуска по канату.

Если в качестве тормозной системы используется карабин, закрепленный за анкерную точку, угол перегиба каната через карабин должен быть не более 90°.

При обеспечении страхования через карабин страхующий постоянно контролирует натяжение страховочного каната во время работы, а также подъема (спуска) работника и обеспечивает постоянное удержание работника без провисания (ослабления) страховочного каната.

Для обеспечения постепенного (плавного) гашения динамической нагрузки (рывка), которая возникает в случае падения работника, страхующий должен вначале протравить канат путем свободного его пропускания через тормозную систему примерно на длину, равную 1/3 высоты ожидаемого падения работника, а затем обеспечить остановку падения и удержания работника.

Не допускается удерживать работника, который поднимается (спускается), путем пропускания страховочного каната через плечо, поясницу страхующего, а также использовать какие-либо технические приспособления, прикрепленные к привязи страхующего.

При подъеме по элементам конструкций в случаях, когда обеспечение безопасности страхующим осуществляется снизу, поднимающийся работник должен через каждые 2 – 3 м устанавливать на элементы конструкции дополнительные анкерные устройства с соединителями и пропускать через них канат.

При обеспечении безопасности поднимающегося/спускающегося работника работник, выполняющий функции страхующего, должен удерживать страховочный канат двумя руками, используя СИЗ рук.

Работник, выполняющий функции страхующего, должен иметь 2 группу.

Безопасность работника, выполняющего перемещение по дереву, должна быть обеспечена вторым работником (страхующим).

Поднимающийся на дерево работник должен через каждые 2 – 3 м устанавливать на дерево дополнительные анкерные устройства с соединителями и пропускать через них канат.

При выполнении обрезки деревьев непосредственно с дерева работник должен использовать устройство позиционирования или удерживаться страхующим с помощью каната через анкерное устройство, закрепленное за дерево выше плеч работника, выполняющего обрезку дерева.

Оба работника должны иметь 2 группу, пройти специальную подготовку безопасным методам и приемам выполнения работы по обрезке (валке) деревьев.

Правила по охране труда при работе на высоте

1. Общие положения

1.1. Охрана труда при устранении повреждений крышевого оборудования

2. Требования по охране труда при организации и проведении работ на высоте

2.1. Требования к работникам при работе на высоте

2.2. Обеспечение безопасности работ на высоте

2.3. Организация работ на высоте с оформлением наряда-допуска

3. Требования по охране труда, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам

4. Требования к применению систем обеспечения безопасности работ на высоте

5. Специальные требования по охране труда, предъявляемые к производству работ на высоте

5.1. Требования по охране труда работников при перемещении по конструкциям и высотным объектам

5.2. Жесткие и гибкие анкерные линии

5.3. Требования по охране труда к применению лестниц, площадок, трапов

5.4. Требования по охране труда к оборудованию, механизмам, ручному инструменту, применяемым при работе на высоте

5.5. Требования по охране труда при работах на высоте с применением грузоподъемных механизмов и устройств, средств малой механизации

6. Способы оказания первой помощи при травматических повреждениях при падении с высоты

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.