Трансформатор управления Т-33 (1ТР.021)

Этот трехфазный трансформатор (обозначение в схеме ТрУ) используют на прицепном и головном вагонах для питания цепей управления электропоезда.

Трансформатор управления Т-33 (1ТР.021)
Рис. 3.7. Трансформатор управления Т-33 (1ТР.021) и схема его цепи: 1 – катушка; 2 – уголок; 3 – магнитопровод; 4 – панель выводов

Трансформатор ТрУ (рис. 3.7) является понижающим: на первичные обмотки, соединенные “звездой”, подается переменный ток от синхронною генератора напряжением 220 В со стандартной частотой 50 Гц. Нагрузкой вторичных обмоток является выпрямительный мост Д32-Д37, от положительной и отрицательной шин которого питаются цепи управления напряжением 110 В.

Трансформатор имеет дополнительную вторичную обмотку с выводом 75ДА, 75ВА, так называемую вольтдо-бавку, которая через диод Д38 подсоединена к аккумуляторной батарее. Дополнительная обмотка обеспечивает повышенное напряжение для нормального заряда батареи (на нее подается напряжение около 50 В). Переставляя предохранитель Пр19 в один из четырех зажимов, можно менять число ампер-витков обмотки и регулировать зарядный ток в зависимости от окружающей температуры.

Схема цепи трансформатора управления ТРУ
Схема цепи трансформатора управления ТРУ

Коэффициент трансформации выбран с таким расчетом, чтобы в цепи управления поддерживалось напряжение 110В (учитывая потери). Трансформаторы ТрУ крепят к основанию при помощи уголков. На три стержня трансформатора надеты катушки 1, имеющие выводы для контактных зажимов.

Трансформатор возбуждения Т-34 (1.ТР.025)

Первичные обмотки трансформатора возбуждения (обозначение в схеме ТрВ) питаются током от синхронного генератора через контактор возбуждения КВ по проводам 81, 82, 83 (рис. 3.8).

Схема цепей трансформатора возбуждения Т-34
Рис. 3.8. Схема цепей трансформатора возбуждения Т-34 (1ТР.025)

К вторичным обмоткам через тиристорный преобразователь (управляемый выпрямительный мост) Тт1-Тт6 подсоединяются обмотки возбуждения тяговых двигателей в режиме электрического торможения с независимым возбуждением. Поскольку эти обмотки входят в высоковольтную схему, а цепи генератора управления относятся к низковольтным цепям, трансформатор ТрВ обеспечивает гальваническую развязку цепей. Он понижает напряжение, которое подается на тиристорный мост Тт1-Тт6. Тиристорами управляет блок САУТ по команде контроллера машиниста.

Трансформатор ТрВ расположен в подвагонном ящике моторного вагона и при помощи угольников прикреплен к основанию. Как и у трансформатора ТрУ, на три стержня сердечника надеты катушки с выводами.

Дифференцирующий трансформатор ТО-44 (1ТР.060)

Этот трансформатор (обозначение в схеме ТрД) вместе с реле ДР (рис. 3.9) обеспечивает дифференциальную защиту силовой цепи тяговых двигателей. Во всех аварийных режимах (пробой изоляции, переброс тока на заземленные части и т.д.) он реагирует на разность скоростей изменения силы тока короткого замыкания в начале и конце силовой схемы. Его первичная обмотка состоит из двух катушек Н2-К2 и Н3-К3, которые включены навстречу в начало и конец силовой цепи.

Дифференцирующий трансформатор ТО-44
Рис. 3.9. Дифференцирующий трансформатор ТО-44 (1ТР.060) и схема его включения: 1 – угольник; 2 – стяжная шпилька; 3 – магнитопровод; 4 – скоба; 5 – выводы катушек; 6 – катушки

Если аварийное нарастание тока протекает достаточно быстро, трансформатор срабатывает и с его вторичной обмотки Н1-К1 подается сигнал на блок защиты. В результате срабатывают контактор защиты КЗ и быстродействующий выключатель БВ, разрывая цепь тяговых двигателей.

Схема включения дифференцирующего трансформатора ТО-44
Схема включения дифференцирующего трансформатора ТО-44

При неполных коротких замыканиях процесс нарастания силы аварийного тока затягивается, и трансформатор может не среагировать. В таких случаях сработает дифференциальное реле ДР, реагирующее на разность самих сил токов, а не на разность скоростей их изменения.

Компаундирующий трансформатор ТО-43 (1TP.08S)

При включении асинхронных двигателей, например двигателей компрессоров, возникает значительный бросок пускового тока и, как следствие, кратковременное снижение напряжения в цепях управления (кратковременно мигают лампы главного освещения и др.). Этот провал напряжения компенсирует компаундирующий трансформатор (обозначение в схеме ТрК). За счет броска пускового тока в его обмотках Н1-К1 и Н2-К2 (рис. 3.10) создается дополнительное напряжение.

Компаундирующий трансформатор ТО-43
Рис. 3.10. Компаундирующий трансформатор ТО-43 (1ТР.088) и схема его включения: 1 – катушки; 2 – выводы слаботочной катушки 3 – сердечник;; 4 – угольники; 5 – выводы силовой катушки

Оно выпрямляется мостом Д61-Д64 и подается на обмотку возбуждения генератора преобразователя. Ток повышенной силы в обмотке возбуждения в момент включения компрессора кратковременно увеличивает напряжение, поддерживаемое генератором.

Катушки 1 трансформатора – бескаркасные, покрыты эпоксидным клеем. Аппарат закреплен на основании при помощи угольников 4.

Схема включения компаундирующего трансформатора ТО-43
Схема включения компаундирующего трансформатора ТО-43

Стабилизирующий трансформатор ТО-42 (1ТР.030)

Стабилизирующий трансформатор (обозначение в схеме ТрС) применяют для гашения автоколебаний, возникающих при изменениях силы тока в независимой обмотке возбуждения Н1-Н2 (рис. 3.11) двигателя преобразователя.

Обмотка первичной катушки 4 трансформатора введена в цепь напряжением 3000 В и по ней протекает ток якоря двигателя преобразователя. С обмотки вторичной низковольтной катушки 1 подается сигнал на блок регулятора частоты БРЧ.

Первичная катушка – бескаркасная, залита эпоксидным компаундом. Вторичная катушка каркасной конструкции. Сердечник 6 представляет собой пакет железных пластин, стянутых болтами между угольниками 2. При помощи этих же угольников трансформатор закреплен на основании.

Трансформатор ТО-45

Трансформатор ТО-45
Рис. 3.12. Трансформатор ТО-45: 1 – угольник; 2 – магнитопровод; 3 – катушки; 4 – вывод

Трансформатор (рис. 3.12) предназначен для согласования цепей питания датчиков тока якоря и датчиков тока возбуждения в САУТ. Он расположен в шкафу № 3 моторного вагона.

Электрические машины

  1. Тяговые двигатели
  2. Электродвигатель компрессора усл. № 548А
  3. Преобразователь
  4. Электродвигатели вентиляторов
  5. Электродвигатели вспомогательных компрессоров
  6. Трансформаторы
  7. Аккумуляторные батареи

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.