Аккумуляторные батареи

На электропоездах применяют щелочные аккумуляторные батареи 90НК-55 (рис. 3.13, а). Первая цифра обозначает число элементов (банок) в батарее, буквы НК – никелево-кадмиевая, число после букв – номинальную емкость батареи в ампер-часах. Батарея представляет собой блок из девяноста банок 1 (см. рис. 3.13, а), стянутых между собой деревянным дощатым каркасом. Банки электрически последовательно соединены между собой медными шинами 2. На каждом прицепном (головном) вагоне в специальных подвагонных ящиках установлены две параллельно соединенные аккумуляторные батареи. Щелочные аккумуляторы по сравнению с кислотными имеют меньшую массу при одинаковой емкости и срок их службы увеличен в несколько раз, но они значительно дороже.

Аккумуляторная батарея
Рис. 3.13. Аккумуляторная батарея: а – общий вид батареи; б – аккумуляторный элемент (банка): 1 – аккумуляторный элемент (банка); 2 – межэлементное соединение; 3 – выводы пластин; 4 – пробка; 5 – изолирующий стержень; 6 – сепаратор; 7 – корпус; 8 – пластины

Обслуживание в эксплуатации

Щелочные аккумуляторы надежны в работе, а поэтому их обслуживание заключается в проверке надежности соединений всех аккумуляторных элементов, в смене электролита, проверке на внутреннее короткое замыкание, контрольной проверке сохранения емкости батареи.

Аккумуляторные батареи должны содержаться сухими и чистыми. Никелированные, не покрытые лаком детали аккумуляторов и межэлементные соединения (шины) батарей должны быть всегда смазаны техническим вазелином или другим равноценным по защите от коррозии смазочным материалом, не содержащим кислот.

Обнаруженную на аккумуляторной батарее ржавчину следует счистить ветошью, смоченной керосином. Очищенное место вновь покрыть битумным или любым щелочестойким лаком. Для очистки наружных частей аккумуляторов от пыли и солей следует пользоваться чистой влажной ветошью, намотанной на деревянную палочку.

При работе гаечным ключом и другим металлическим инструментом нельзя одновременно прикасаться к разноименным выводным контактам аккумуляторов. Также нельзя оставлять на батарее инструмент и металлические детали Перед каждым зарядом и разрядом необходимо проверить состояние контактов и подтянуть гайки крепления клемм проводов.

Необходимо следить за состоянием уплотнительных резиновых колец пробок 4 (см. рис. 3.13, б) и в случае повреждения заменять их. Следует периодически прочищать отверстия пробок, а также проверять, нет ли короткого замыкания между аккумуляторами в батарее. Пользоваться открытым пламенем вблизи батареи запрещено, так как при ее работе выделяется гремучий газ. При эксплуатации никелево-кадмиевых аккумуляторов следует помнить, что их положительный полюс электрически соединен с корпусом аккумулятора.

Возможные неисправности аккумуляторных батарей, их причины и способы устранения

Причина неисправности

Способ устранения

Ёмкость понижена

Систематический недозаряд

Выполнить несколько тренировочных циклов “разряд-заряд” с пониженной силой тока

Примеси в электролите. Применение электролита без моногидрита лития

Сменить электролит

Утечка тока между банками батареи

Повысить сопротивление изоляции ‘

Систематические глубокие разряды

Выполнить несколько тренировочных циклов “разряд-заряд” с пониженной силой тока

Работа при повышенных температурах (выше 35 – 40 °С)

Сменить электролит и эксплуатировать в соответствии с инструкцией

Слишком низкое напряжение в разомкнутой цепи

Короткое замыкание между банками батареи

Устранить короткое замыкание

Утечка тока на корпус батареи

Повысить сопротивление изоляции корпуса

Слишком высокое напряжение при заряде и низкое при разряде

Ослабли гайки крепления наконечников проводов к выводам батареи. Окислились или загрязнены выводы и наконечники.

Подтянуть гайки крепления наконечников, очистить наконечники и выводы от окислов и загрязнений

Пониженная плотность электролита

Повысить плотность электролита

Слишком низкое напряжение при заряде и разряде

Внешнее или внутреннее короткое замыкание элементов батареи

Устранить короткое замыкание. При внутреннем коротком замыкании заменить аккумулятор

Ненормально обильное выделение газов в эксплуатации и при заряде

Аккумулятор глубоко разряжен

Заменить аккумулятор

Внутреннее короткое замыкание в аккумуляторе

Проверить напряжение при заряде и разряде. Если напряжение мало, заменить аккумулятор

Вспенивание электролита при заряде

Примеси в электролите

Сменить электролит

Электролит долго работает без замены

Полностью или частично заменить электролит

Плотность электролита слишком низкая и не подин мается во время заряда

В аккумулятор систематически доливалась вода без корректировки плотности электролита

Полностью или частично заменить электролит

Сильный нагрев аккумуляторов и их выводов

Чрезмерный ток заряда или разряда из-за короткого замыкания в цепи

Устранить короткое замыкание

Ослабли гайки крепления наконечников проводов к выводам батареи. Из-за плохого контакта выводы сильно нагреваются и тепло передается аккумулятору

Подтянуть гайки крепления наконечников

Понижен уровень электролита. Он не полностью покрывает пластины аккумулятора

Долить необходимое количество электролита или воды, если плотность электролита выше нормальной

Электрические машины

  1. Тяговые двигатели
  2. Электродвигатель компрессора усл. № 548А
  3. Преобразователь
  4. Электродвигатели вентиляторов
  5. Электродвигатели вспомогательных компрессоров
  6. Трансформаторы
  7. Аккумуляторные батареи

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.