Назначение элементов в схеме электропоезда ЭТ2М

Высоковольтное оборудование моторного вагона

п/п

Наименование

элемента

Назначение элемента

Расположение

элемента

Обозначение элемента

Высоко

вольтная

цепь

Блоки

ровки

1

Токоприемник Л-13У

Снятие тока с контактного провода во время движения и стоянки

На крыше моторного вагона

клт-п,

клт-о

ПК

2

Дроссельный фильтр

Уменьшение радиопомех, вызванных колебаниями тока

На крыше моторного вагона

Дрф

3

Ёмкостный фильтр

Защита от радиопомех, вызванных колебанием напряжения

На крыше моторного вагона

С1

4

Сопротивление R22

Защита от радиопомех

Под вагоном в ящике реостатного контроллера

R22

5

Грозовой разрядник

Защита высоковольтных цепей от перенапряжений свыше 10 киловольт

На крыше моторного вагона

Рр1, Рр2

6

Быстродействующий выключатель, ВБ-11

Защита силовой цепи от токов перегрузок и короткого замыкания свыше 600 А

Под вагоном в отдельном ящике БВ

БВ-У, БВ-В

БВ

БВ

7

Быстродействующий выключатель, ВБ-6

Защита силовой цепи от токов перегрузок и короткого замыкания в режиме электрод и намич еского торможения

Под вагоном в ящике с индивидуальными

контакторами

ВЗТ-У,

ВЗТ-В

ВЗТ

ВЗТ

8

Дифференциальное реле

Защита силовых цепей от токов утечек свыше 15 А

Под вагоном в ящике с индивидуальными контакторами

ДР1, ДР2

ДР

9

Дифференциальный трансформатор

Защита силовых цепей от токов утечек свыше 15 А

Под вагоном в ящике с индивидуальными контакторами

трд

10

Главный разъединитель

Отключение высоковольтной схемы от токоприемника с последующим заземлением и разрядкой ёмкостного фильтра.

Под вагоном в ящике с реостатным контроллером

ГРВЦ1

11

Линейный контактор, ПК-12

Подключение силовой схемы к линии (контактной сети)

Под вагоном в ящике с индивидуальными контакторами

лк

ЛК

лк

12

Линейнотормозной контактор, ПК-12

Подключение якорей тяговых электродвигателей (ТЭД) к пускотормозным резисторам

Под вагоном в ящике с индивидуальными контакторами

лкт

лкт

лкт

13

Тормозной контактор, ПК-12

Включение пускотормозных резисторов при реостатном торможении

Под вагоном в ящике с индивидуальными контакторами

т

т

т

14

Контактор ослабления поля, ПК-12

Включение цепи шунтирования обмоток возбуждения ТЭД

Под вагоном в ящике с индивидуальными контакторами

Ш

Ш

Ш

15

Тормозной переключатель

Перевод схемы из режима тяги в режим торможения и обратно

Под вагоном в ящике тормозного переключателя

ТП-М,

ТП-Т

ТП1-9, 12

ТП-10, 11

16

Пускотормозные сопротивления

Регулирование тока якоря при пуске и реостатном торможении

На крыше моторного вагона

R1-9

17

Диоды прямого входа в рекуперацию

Предотвращение появления моторного тока при электродинамическом торможении

Под вагоном в ящике тормозного переключателя

Д1.Д2

18

Реостатный контроллер, КС-26

Переключения в цепях пускотормозных резисторов и резисторов шунтировки

Под вагоном в ящике реостатного контроллера

PKI, РКП

1-17

РК1-20

19

Тяговый электродвигатель

Разгон, движение и торможение поезда

На тележках

моторного

вагона

Ml-4

20

Реверсивный

переключатель

Переключение обмоток возбуждения тягового электродвигателя при смене направления движения

Под вагоном в ящике тормозного переключателя

Вперед,

Назад

В1,В2,Н1,

Н2

Вперед,

Назад

21

Реле

максимального

напряжения

Предотвращение повышения напряжения в контактной сети при рекуперативном торможении свыше 3950 В

Под вагоном в ящике реостатного контроллера

РМН

РМН

22

Дополнительные

сопротивления

РМН

Настройка РМН на определенное напряжение

Под вагоном в ящике реостатного контроллера

R17,R61, R62, R63

23

Киловольтметр моторного вагона

Индикация напряжения на якоре первого тягового электродвигателя относительно заземляющего устройства (ЗУ)

В шкафу №3

моторного

вагона

V2

24

Сопротивление киловольтметра моторного вагона

Точная настройка показаний киловольтметра

Высоковольтный шкаф № 4 моторного вагона

 

R26

 

25

Плата защиты от буксования и юза

Защита колесно-моторного блока от отрицательных воздействий, вызванных юзом или буксованием

Под вагоном в ящике реостатного контроллера

РБ, РРБ

Э1-3

РБ1-3, РРБ 1-3

26

Резисторы реле боксования

Управление реле боксования

Под вагоном в ящике реостатного контроллера

 

R18-21,

R51-52

 

27

Сопротивления

шунтирования

обмоток

возбуждения

Шунтирование обмоток возбуждения тягового электродвигателя

Под вагоном

 

R10-15

 

28

Ограничивающий

резистор

Элемент схемы при электродинамическом торможении с независимым возбуждением

Под вагоном

 

R24

 

29

Датчик тока якоря

Контроль тока в якорях тяговых электродвигателей и передача сигнала к электронным блокам управления

Под вагоном в ящике тормозного переключателя

 

ДТЯ,

ДТЯ1

 

30

Датчик тока возбуждения

Контроль тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей при электродинамическом торможении с независимым возбуждением и передача сигнала к электронным блокам управления БУТ

Под вагоном в ящике тормозного переключателя

 

ДТВ

 

31

Индуктивный шунт

Сглаживание бросков тока в якорях тяговых

электродвигателей в режиме тяга и ЭДТ при колебаниях напряжения в контактной сети, а также при отрыве токоприемника от контактного провода

Под вагоном

 

ИШ

 

32

Ограничивающий

резистор

Ограничение тока цепи защиты тяговых электродвигателей через тиристор Тт9 при аварийных отключения БВ, ВЗТ. Облегчение дугогашения на контакторах ЛК, ЛКТ, Т

Под вагоном

 

R40

 

33

Обратные диоды с

уравнительными

резисторами

Гашение ЭДС самоиндукции при аварийных отключениях БВ, ВЗТ

Под вагоном в ящике реостатного контроллера

 

Д30-37

 

34

Тиристор цепи защиты с регулировочной схемой

Коммутация цепи защиты при остаточной ЭДС самоиндукции свыше 200 В

Под вагоном в ящике реостатного контроллера

 

Тт9

 

35

Амперметр с

измерительным

шунтом

Измерение тока силовой цепи в режимах тяги и рекуперации

Высоковольтный шкаф № 4 моторного вагона

 

А1

 

36

Настроечный амперметр с измерительным шунтом

Измерение тока в цепи шунтирования обмоток возбуждения тягового электродвигателя

Шкаф № 3 моторного вагона

 

А2

 

37

Настроечный амперметр с измерительным шунтом

Измерение тока в обмотках возбуждения тягового электродвигателя

Шкаф № 3 моторного вагона

 

АЗ

 

38

Счетчик тяги с

измерительным

шунтом

Учет всей электроэнергии, потребляемой секцией

Высоковольтный шкаф № 4 моторного вагона

 

Whl

 

39

Счетчик рекуперации с измерительным шунтом

Учет электроэнергии, возвращенной в контактную сеть

То же

 

Wh2

 

40

Добавочные

сопротивления

Регулировка напряжения на измерительных обмотках счетчиков электроэнергии

»

 

R27,

R29

 

41

Реле напряжения с

дополнительным

резистором

Контроль наличия напряжения в контактной сети не ниже 1200 вольт

Под вагоном в ящике реостатного контроллера

PH

PH,

R28

PH

42

Высоковольтные

предохранители

Защита высоковольтных цепей вспомогательных машин прицепного вагона от токов короткого замыкания

Под вагоном в ящике тормозного переключателя

 

Пр-2,

Пр-4

 

43

Высоковольтные

предохранители

Защита высоковольтных цепей вспомогательных машин моторного вагона от токов короткого замыкания

Под вагоном в ящике реостатного контроллера

 

Пр-1

 

44

Дифференциальное реле отопления

Защита цепей отопления моторного вагона от токов утечек

Под вагоном в ящике тормозного переключателя

 

РД1 1,

РД1.2

РД1

45

Контакторы

включения

отопления

Управление печным отоплением, калориферами;

отоплением кабины (на головных вагонах)

Под вагоном в ящике

а

КОЗ

KOI

К02, К04

 

46

Нагревательные

элементы

калориферов

Обеспечение калориферного отопления салонов

На чердаке над тамбурами

 

ЭК 1-2

 

47

Электропечи

Обеспечение печного отопления салона

На полу вагона

 

ЭП1-20

 

48

Заземляющее

устройство

Отвод токов высоковольтной схемы к рельсу

На буксе колесной пары

 

ЗУ 1-4

 

49

Мегомметр

Измерение сопротивления изоляции обмоток ТЭД относительно земли

Высоковольтный шкаф № 4 моторного вагона

 

PR

 

50

Контактор обмоток возбуждения ТЭД

Подключение обмотки возбуждения тягового электродвигателя при электродинамическом торможении с независимым возбуждением к управляемому выпрямителю

Под вагоном в ящике тормозного п ер еключателя

ов

ов

ОВ

51

Управляемый тиристорный выпрямитель со стабилизирующими элементами

Питание обмоток возбуждения тягового электродвигателя при электродинамическом торможении с независимым возбуждением

То же

 

Тт1-6

С2-7

R32-37

 

52

Цепь защиты тиристорного выпрямителя в аварийных режимах

Создание цепи протекания тока при аварийных режимах работы выцрямителя, отключении ВЗТ,

»

 

Тт7, ПП1, R30-31

 

53

Трансформатор

возбуждения

Питание управляемого тиристорного выпрямителя при электродинамическом торможении

»

 

ТрЗ

 

54

Главный

разъединитель №2

Отключение высоковольтной цепи от заземляющих устройств секции во время проверки изоляции тягового электродвигателя и с целью предотвращения генераторных режимов

Высоковольтный шкаф № 4 моторного вагона

 

ГРВЦ2

ББ1.1,

ББ1.2

55

Розетки

высоковольтных

межвагонных

соединений

Подача высокого напряжения на прицепной вагон

Торец моторного вагона со стороны первого тамбура

 

Ш1-2

Ш1-2

Высоковольтное оборудование прицепного (головного) вагона

п/п

Наименование

элемента

Назначение элемента

Расположение

элемента

Обозначение элемента

Цепи

управления

Высоко

вольтная

цепь

Блоки

ровки

1

Высоковольтный

предохранитель

Зашита цепей вспомогательных машин от токов короткого замыкания

Ящик под вагоном

 

Пр1, Пр2

 

2

Реле перегрузки преобразователя

Защита высоковольтной цепи преобразователя от аварийных режимов

То же

РПП

РПП

РПП

3

Контактор

преобразователя

Подача высокого напряжения на двигатель преобразователя

»

КП

КП

КП

4

Пусковой

контактор

преобразователя

Отключение пускового резистора преобразователя по сигналу блока управления (БУП)

»

пкп

ПКП

пкп

5

Реле обратного тока

Защита двигателя преобразователя от перехода в генераторный режим

»

РОТ

РОТ

РОТ

6

Диоды реле обратного тока

Предотвращение срабатывания реле при нормальной работе преобразователя

»

 

Д4-5

 

7

Трансформатор

стабилизирующий

Подача сигнала включения блоку регулятора частоты (БРЧ)

»

 

ТрС

 

8

Диоды защиты преобразователя с резисторами

Ввод в цепь двигателя преобразователя дополнительного резистора при возникновении генераторного режима

»

 

Д1-3,

R1-3

 

9

Пусковое

сопротивление

Ограничение пускового тока двигателя преобразователя

Ящик под вагоном

 

R5

 

10

Демпферный

резистор

Ограничение бросков тока в цепи двигателя преобразователя при колебаниях напряжения в контактной сети

На крыше

прицепного

вагона

 

R4

 

11

Преобразователь

НВП-44

Преобразование постоянного тока 3000 В в трех фазный переменный 127/220 В

Под вагоном

 

Я1-2

 

12

Контактор

дополнительного

вагона

Подача тока высокого напряжения на второй прицепной вагон от одного моторного вагона

Ящик под вагоном

КДВ

КДВ

ВДВ

13

Высоко в ольтные розетки

Подача тока высокого напряжения на второй прицепной вагон

На торпе вагона со стороны первого тамбура

 

11125-26

Ш25-26

14

Высоковольтные

розетки

Передача тока высокого напряжения между вагонами секции

На торце вагона со стороны второго тамбура

 

Ш1-2

 

15

Реле напряжения цепей отопления с добавочным сопротивлением

Отключение цепи отопления при отсутствии тока высокого напряжения на прицепном вагоне

Ящик под вагоном

PH

PH

PH

16

Дифференциальное реле

Зашита высоковольтных цепей отопления от токов утечек

То же

РД1.1,

РД1.2

РД1.1,

РД1.2

РД1

Головной вагон

17

Дифференциальное

реле

Защита высоковольтных цепей отопления кабины от токов утечек

Ящик под вагоном

РД2.1,

РД2.2

РД2.1,

РД2.2

РД2

18

Киловольтметр с

добавочным

сопротивлением

Измерение напряжения на токоприемнике моторного вагона

На пульте, добавочное сопротивление в ящике под вагоном

 

VI

 

19

Нагревательные элементы

Обеспечение калориферного отопления кабины

В стене кабины (в шахте вентилятора)

 

Н11, Н12

Низковольтные цепи управления моторного вагона

Наименование

Назначение элемента

Расположение

Обозначение элемента

п/п

элемента

элемента

Устройство

Блокировки

1

Тепловые реле

Защита от длительных перегрузок по току цепей:

трансформатора возбуждения двигателей вентиляции салона

Шкаф № 2

Тр5

Тр1-4

Тр5

Тр1-4

2

Реле симметрии фаз

Контроль наличия трех фаз на первичной обмотке трансформатора возбуждения

Шкаф № 2

РСФ

РСФ

3

Промежуточное реле торможения

Предотвращение наложения режима дотормаживания на режим замещения

То же

ПРТ

ПРТ

4

Промежуточное реле торможения 1

Предотвращение наложения режима замещения на режим дотормаживания

»

ПРТ1

ПРТ1

5

Реле контроля торможения

Предотвращение одновременного применения ЭДТ и ЭПТ (при ЭПТ разбирает схему ЭДТ)

»

РКТ

РКТ

6

Реле блокировки резервирования

Предотвращение резервирования 127/220 В от секции, если к этой секции уже подключена еще одна

»

РБР

РБР

7

Реле

самовозбуждения

Обеспечение перехода схемы ЭДТ на режим работы с самовозбуждением подачей питания на контактор Т, блок РУ при достижении тока возбуждения 230-250 А

Шкаф № 3

РСВ

РСВ

8

Повторитель реле юза

Снижение тормозного усилия у вагона, колеса которого идут юзом при торможении (на составах, оборудованных системой ДУКС)

То же

ПРЮ

ПРЮ

9

Повторитель реле

максимального

напряжения

Включение контактора Т на моторном вагоне, если напряжение на токоприемнике при ЭДТ превышает 3950 В (повторение работы геркона РМН)

»

ПРМН

ПРМНМ

10

Повторитель реле напряжения

Отключение контакторов ЛК и Т при отсутствии высокого напряжения на токоприемнике

»

ПРИ

ПРИ

11

Повторитель реле боксования

Отключение блока РУ и включение сигнализации РБ при возникновении буксования колесных пар (повторение работы геркона реле боксования)

»

ПРБ

ПРБ

12

Повторитель реле

разносного

боксования

Отключение электропитания контакторов ЛК и Т при возникновении разносного буксования колесных пар (повторение работы геркона реле боксования)

»

ПРРБ

ПРРБ

13

Реле контроля напряжения

Контроль наличия напряжения питания БУВЗТ 220 В, при его отсутствии отключение ВЗТ

Под вагоном, ящик с индивидуальными контакторами

РКН

РКН

14

Разъединитель управления моторным вагоном

Отключение основных органов управления моторным вагоном

Шкаф № 2

 

РУМ

15

Промежуточное реле перехода

11еревод тормозного переключателя в режим ЭДТ или тяги

Под вагоном ящик с тормозным переключателем

ПРП

ПРП

16

Повторитель

линейного

контактора

Повторение работы низковольтных блокировок линейного контактора

Под вагоном, ящик с индивидуальными контакторами

плк

ПЛК

17

Повторитель

тормозного

контактора

Повторение работы низковольтных блокировок тормозного контактора

Под вагоном, ящик с индивидуальными контакторами

пт

пт

18

Повторитель

линейно

тормозного

контактора

Повторение работы низковольтных блокировок линейно-тормозного контактора

То же

плкт

плкт

19

Повторитель

тормозного

переключателя

Повторение положений тормозного переключателя «тяга» или «тормоз», увеличение количества низковольтных блокировок

Под вагоном, ящик с тормозным переключателем

птп-м

Или

птп-т

ПТП-М

Или

ПТП-Т

20

Автоматический выключатель, АВУ

Отключение питания индивидуальных контакторов при отсутствии воздуха в тормозной магистрали или наличии воздуха в тормозных цилиндрах

Шкаф № 1

АВУ

АВТ

АВУ

АВТ

21

Выключатель

торможения

Отключение режима ЭДТ на отдельном вагоне

Шкаф № 2

 

В8Л.В8.2

22

Диоды

Питание блока РУ при переходе схемы ЭДТ на режим самовозбуждения

Под вагоном, ящик с реостатным контроллером

 

Д16.17

23

Контактор

возбуждения

Подключение первичной обмотки трансформатора возбуждения к трех фазной цепи 127/220 В

Под вагоном, ящик с тормозным переключателем

КВ

КВ

24

Клапан

токоприемника

Подъем и опускание токоприемника

Шкаф № 1

клт-п

КЛТ-О

 

25

Реле блокировки безопасности

Контроль закрытого состояния аппаратных шкафов и ящиков, опускание токоприемника неисправной секции

То же

РББ1,2

РББ1,2

26

Выключатель

управления

Переключение управления вспомогательным компрессором из моторного вагона или из кабины машиниста

»

 

В10

27

Контактор

вспомогательного

компрессора

Включение вспомогательного компрессора

»

КВК

КВК

28

Регулятор давления

Включение и отключение вспомогательного компрессора при определенном давлении (3,5-5,0 атм)

»

 

РД

29

Двигатель

вспомогательного

компрессора

Привод вспомогательного компрессора

»

мкв

 

30

Реле выдержки торможения

Обеспечивает интервал времени для сбора: схемы ЭДТ

схемы дотормаживания схемы замещения

Шкаф № 2

РВТ1

РВТ2

РВТЗ

 

31

Диод

Электрическая развязка цепей управления

То же

 

ДЮД1

Д300-309

32

Электровоздухо

распределитель

ВР-305

Управление подачей воздуха в тормозные цилиндры через электромагнитные вентили

Под вагоном

ВТ

во

 

33

Реле включения защиты 1

Подача электропитания на вентили возврата БВ и ВЗТ

Под вагоном, в ящике

РВ31

РВ31

34

Реле выдержки времени

Обеспечивает интервал времени для восстановления защиты БВ и ВЗТ

Под вагоном, в ящике с индивидуальными

контакторами

РВВ

РВВ

35

Реле дежурного освещения

Включение дежурного освещения в салоне в случае остановки преобразователя, отключения автомата двигателей калориферов (при условии, что включено основное освещение)

Шкаф № 2

РДО

РДО

36

Кнопка освещения

высоковольтного

шкафа

Включение освещение в шкафу № 2, опускание токоприемника при возникновении пожара в вагоне

Первый

тамбур

 

Кн 8.1, 8.2

37

Плата сигнализации

Информирование о работе БУВЗТ на данном вагоне

Шкаф № 3

Пл39, ПЛ40, ПЛ41-

 

38

Кнопка

Управления защитой силовых цепей отдельного вагона: «Возврат защиты», «Перегрузка»

То же

 

В22

В24

39

Реле защиты торможения

Контроль тока в цепи якорей тяговых электродвигателей в режиме ЭДТ. При значении меньше 50 А включает схему замещения (если до этого не была собрана схема дотормаживания)

»

РЗТ

РЗТ

40

Добавочные резисторы

Ограничение тока в катушках повторителей

»

R75, R78, R98, R90

Низковольтные цепи управления прицепного (головного) вагона

п/п

Наименование

элемента

Назначение элемента

Расположение

элемента

Обозначение элемента

Устройство

Блокировки

1

Аккумуляторная батарея

Питание потребителей постоянным током напряжением 110 и 50 В

В отдельном ящике под вагоном

АБ

 

2

Выключатель пакетный

Отключение аккумуляторной батареи отдельного вагона

Шкаф № 3

 

В10.1-10.3

3

Амперметр аккумуляторной батареи с измерительным шунтом

Измерение зарядного и разрядного тока аккумуляторной батареи

То же

Аб

АБ

4

Розетка

Подключение переносных светильников

Ящик АБ

 

Ш14

5

Кнопка «Контроль изоляции»

Проверки целостности изоляции всех низковольтных цепей относительно корпуса вагона

Шкаф № 3

 

Кн 1

6

Кнопка «Контроль изоляции батареи»

Проверка целостности изоляции аккумуляторной батареи относительно корпуса вагона

То же

 

Кн43

7

Переключатель вольтметра

Переключение вольтметра на измерение напряжения в цепях 110 В и на корпусе вагона

»

 

ВВ1, ВВ2

8

Вольтметр

Измерение напряжения в цепях 110 В и на корпусе вагона

»

УБ

 

9

Добавочные сопротивления к вольтметру

Ограничение тока в обмотке вольтметра

»

R22-25

 

10

Статический

преобразователь

отправления

Преобразование трехфазного переменного тока 127’220 В, 50 Гц в постоянный ток 110 В, а также постоянный ток 125-160 В для заряда аккумуляторной батареи (состоит из трехфазного трансформатора управления с дополнительной обмоткой вольтдобавки и трехфазного выпрямителя)

Выпрямитель — в шкафу № 3, Трансформатор — в шкафу № 4

Д32-38

ТрУ

 

11

Трехфазный однополупериод-ный выпрямитель

Подача сигнала в БУП на включение контактора БК

Шкаф № 3

Д21-24

 

12

Вольтметр переменного тока, частотомер

Настройка блоков БУП, БРЧ (приборы, измеряющие параметры трехфазной цепи 127/220 В, 50 Гц)

То же

Vr, Hz

 

13

Защитная

перемычка

Отключение выпрямителя управления в случае короткого замыкания

»

 

ХТ1

14

Неполнофазный

мост

Питание независимой обмотки возбуждения преобразователя и регу шровка частоты вращения

>>

Д8-11

 

15

Тиристор

Регулировка тока возбуждения, синхронного трехфазного генератора

»

Тт1

 

16

Тиристор

Регулировка тока в независимой обмотке возбуждения двигателя преобразователя и частоты выходного напряжения синхронного трехфазного генератора

Шкаф № 3

Тт2

 

17

Тепловые реле

Для защиты оборудования от длительных токов перегрузок.

Защита независимой обмотки возбуждения двигателя преобразователя. Защита двигателя основного компрессора

Защита двигателей вентиляции салона

Шкаф № 3 Шкаф № 2

Тр7

Тр5, Трб Тр1-4

Тр7

Тр5, Трб Тр1-4

18

Диоды

Выпрямление тока в независимой обмотке возбуждения двигателя т феобразователя.

Дополнительное возбуждение генератора управления в момент пуска основного компрессора (выпрямитель компаундирующего трансформатора). Электрическая развязка цепей торможения.

Облегчение переходных процессов при коммутациях (защитные диоды)

Шкаф № 3 Шкаф № 2

То же »

Д5,Д7

Д61-64

ДЗ10-313

Д70-71, Д110. Д111,Д47,Д48, Д45, Д46, Д113.Д114, Д70

 

19

Защитное устройство

Создание защитного контура независимой обмотки возбуждения двигателя преобразователя

Шкаф № 3

ТтЗ. пп31. ппЗ, пп4, R9

 

20

Контактор генератора

Подключение потребителей переменного тока к синхронному генератору управления после полного запуска преобразователя

Шкаф № 2

КГ

кг

21

Многоконтактные разъемы

Подключение трансформатора управления к основной или резервной трехфазной цепи 127/220 В, 50Гц

Шкаф № 3

 

Ш17, 18, 19.

22

Реле напряжения основного компрессора

Контроль наличия напряжения на фазах двигателя компрессора и отсутствия длительных перегрузок во время работы

Шкаф № 2

РНК

РНК

23

Контактор компрессора

Подключение двигателя основного компрессора к трехфазной сети 127/220 В, 50 Гц

То же

к

К

24

Реле обогрева влагомаслоотделителя

Включение обогрева

влагомаслоотделителя в зимнее время

»

РОМ

РОМ

25

Промежуточное реле управления

Подача электропитания на секционные провода управления и контактор преобразователи

Шкаф № 3

ПРУ

ПРУ

26

Реле включения преобразователя

Задержка запуска преобразователя второго прицепного вагона при работе одного моторного вагона (трехвагонная секция)

Шкаф № 2

РВП

РВП

27

Контактор батареи

Переключение режима работы батареи на нагрузку или на заряд

Шкаф № 3

БК

БК

28

Тумблер «Преобразователь»

Отключение преобразователя неисправного вагона и его сигнализации «Вспомогательные цепи» и «Преобразователь»

То же

 

В22.1, В22.2

29

Реле защиты преобразователя

Исключение возможности пуска основного компрессора при ЭДТ, пока обмотки возбуждения ТЭД подключены к управляемому выпрямителю (реле защиты преобразователя 1)

»

РЗП1

РЗП1

   

Отключение контактора преобразователя при возникновении аварийных режимов работы (линейное напряжение генератора больше 250 В, частота генератора меньше 47 Гц и больше 52 Гц), а также при неисправности двигателя преобразователя (реле защиты преобразователи 3)

Шкаф № 3

РЗПЗ

РЗПЗ

30

Реле пневматического торможения

Исключение при комбинированном торможении (ЭДТ + прицепные вагоны) взаимного наложения режимов замещения или дотормаживания на прицепных вагонах

Шкаф № 2

РТП. РТП1

РТП. РТП1

Низковольтное оборудование вагонов

Наименование

Назначение элемента

Расположение

Обозначение элемента

п/п

элемента

элемента

Устройство

Блокировки

1

Контактор

вентиляции

Включение вентиляции салона

Шкаф № 2

КВ1

КВ1

2

Тепловые реле

Защита цепей двигателей вентиляции салона от длительных перегрузок по току

То же

Тр1-4

Тр1-4

3

Двигатель вентилятора салона

Привод вентилятора калорифера

Чердак над тамбуром

МВ 1,2

 

4

Тумблер

Выключение отопления салонов данного вагона.

Включение дежурного освещения вагона

Шкаф № 2 То же

 

В22.1,22.2 В23

5

Реле напряжения вентиляции салонов

Контроль наличия 3-х фаз на двигателях вентиляции салонов

»

РНВ

РНВ

6

Контактор силовой

низковольтный

электромагнитный

Включение резервирования при остановке преобразователя на соседней секции

Шкаф № 2 (кроме головных вагонов)

КР

КР

7

Промежуточное реле отопления

Подача электропитания на катушки высоковольтных контакторов отопления салона

Шкаф № 2

ПРО

ПРО

8

Промежуточное тепловое реле 2

Контроль работы печного отопления салонов с заданной температурой (+13 °С)

То же

ПТР2

ПТР2

9

Промежуточное тепловое реле 1

Контроль работы калориферов с заданной температурой (от+12 до +16°С)

»

ПТР1

ПТР1

10

Термоконтакт

Контроль температуры в шахте калориферов салона

Середина вагона (под обшивкой потолка)

 

Тк12, Тк16, Тк25

11

Реле нарушения терморежима

Выключает отопление в салоне при повышении температуры свыше +25 °С

Шкаф № 2 (только у моторного вагона)

РНТ

РНТ

12

Реле дежурного освещения

Включение дежурного освещения в салоне в случае остановки преобразователя, отключения автомата двигателей калориферов при условии, что включено основное освещение

Шкаф № 2

РДО

РДО

13

Промежуточное тепловое реле сигнализации

Опускание токоприемника секции, у которой сработала пожарная сигнализация или отключен ГРВЦ2

То же

ПТРС

ПТРС

14

Контактор

электромагнитный

Включение освещения салона вагона

»

ос

ос

15

Громкоговорители

Передача информации для пассажиров

На потолке в салоне и тамбурах

Гр 1-8

 

16

Повторитель

дифференциального

реле

Повторение работы геркона дифференциальной защиты и отключение контакторов высоковольтных цепей в случае появления токов утечек

Под вагоном, в ящике

ПРД

ПРД

17

Сигнализатор отпуска тормозов и его повторитель

Подача сигнала на пульт машиниста о не отпуске пневмотормозов на отдельном вагоне

Шкаф № 2

СОТ1, СОТ2, ПСОТ1, ПСОТ2

СОТ1, СОТ2, ПСОТ1, ПСОТ2

18

Блокировки

концевые

Контроль полноты закрытия автоматических дверей вагона

Над автоматической дверью под кожухом привода

 

БД 1-8

19

Блокировки

термозащиты

Отключение питания контакторов отопления при повышении температуры воздуха в калориферах до + 80 °С

На чердаке над салоном

 

Т31-8

20

Вентили привода автодверей

Управление автоматическими дверями переключением подачи воздуха в цилиндры привода

На чердаке над тамбуром

 

УПН1-4

21

Повторитель

пожарной

сигнализации

Сигнализация на пульт управления о срабатывании пожарной сигнализации в отдельном вагоне, подготовка цепи для опускания токоприемника на пожароопасной секции

Шкаф № 2

ППС

ППС 1

22

Повторитель реле напряжения

Повторение работы геркона реле напряжения, отключение электропитания контакторов отопления салона

То же

ПРН

ПРН

Дополнительное низковольтное оборудование головного вагона

п/п

Наименование элемента

Назначение элемента

Расположение

элемента

Обозначение элемента

Устройство

Блокировки

1

Выключатель обогрева служебного тамбура

Отключение печи служебного тамбура

Кабина

машиниста,

справа

 

В9

2

Печь служебного тамбура

Обогрев служебного тамбура

Служебный

тамбур

 

ЭП16

3

Блок регулирования уставки

Изменение интенсивности разгона и электродинамического торможения

Пульт

управления

В400

В400.1-7

4

Пневматические блокировки безопасности

Предотвращение сбора схемы при наличии давления в тормозном цилиндре головного вагона, отсутствии давления в тормозной магистрали, при перекрытом разобщительном кране КР395, при отсутствии контрольного ключа

Кабина

управления,

справа

ЭВ

 

5

Импульсный преобразователь питания стеклоочистителей

Преобразование напряжения 110В постоянного тока в 24 В для питания приводов стеклоочистителей.

Шкаф

служебного

тамбура

S

ИП1

6

Стеклоомыватель лобовой с кнопками управления

Удаление загрязнений с лобовых стекол

Передняя стенка кабины (кнопки управления на пульте управления)

Э01, 02

Кн 100, 101

7

Стеклоочиститель с переключателем режимов

Удаление влаги и загрязнений с лобовых стекол

Передняя стенка кабины (переключатель на пульте управления)

Эс1, 2

В100, 101

8

Кнопка пожарной сигнализации

Выключение речевого сообщения автоинформатора пожарной сигнализации при удерживании кнопки в нажатом состоянии более 2 с

Пульт

управления

 

КнбО

9

Реле выдержки времени пожарной сигнализации

Оставляет автоинформатор пожарной сигнализации во включенном состоянии, если кнопка «сброс повтор сигнализации (СПС)» удерживалась нажатой менее 2 с

Шкаф № 3

РВПС

РВПС

10

Контроллер машиниста

Управление тягой и торможением (ЭДТ, ЭПТ). Подача электропитания на провода управления

Пульт

управления

КМ

км

11

Система УЭПТ

Основная система управления ЭПТ. Отпуск ЭПТ при управлении в положении 5Т контроллера машиниста, дотормаживании, замещении при ЭДТ

То же «

уэпт

В101-103,

Д101-103

Выключатели систем

12

Интенсивный обогрев кабины

Подача электропитания на катушку контактора К04

Стенка кабины, справа(панель тумблеров)

 

Кн 2

13

Возврат защиты

Восстановление защиты силовых цепей (БВ, ВЗТ, РРБ), питание РВ31

Пульт

управления

 

Кн 3

14

Комбинированное торможение прицепных вагонов

Включение системы комбинированного торможения (провод 8, положение 4Т контроллера машиниста)

То же

 

Кн 4

15

Аварийный ЭПТ

Экстренная остановка электропоезда (приведение в действие ЭПТ)

»

 

Кн 6

16

Электродинамическое торможение

Включение системы ЭДТ (провод 40)

Пульт

управления

 

Кн 7

17

Повторитель реле максимального напряжения (при оборудовании МВС системой У-САВПЭ)

Исключение режима рекуперации. Обеспечение включения контакторов Т при ЭДТ независимо от уровня напряжения в контактной сети (провод 18)

»

 

Кн 8

18

Освещение салонов

Управление освещением салонов (провод 37)

Стенка кабины, справа(панель тумблеров)

 

Кн 9

19

Вспомогательный компрессор

Включение вспомогательных компрессоров моторных вагонов

То же

 

Кн 10

20

Токо приемник поднят

Поднятие токоприемников

Пульт yi травления

 

Кн 11

21

Электропитание автоматических дверей (основное и из тамбура)

Включение электропитания автоматических дверей

То же

 

Кн 15-18

22

Отопление, вентиляция салонов

Автоматическое поддержание микроклимата в салонах вагонов

Стенка кабины, справа(панель тумблеров)

 

Кн 14

23

Обогрев кабины

Подача электропитания на катушку контактора К02

То же

 

Кн 19

24

Освещение кабины

Подача электропитания на лампу освещения кабины

Пульт

управления

 

Кн 20

25

Подсветка пульта

Подача электропитания на лампы подсветки измерительных приборов пульта

То же

 

Кн 21

26

Буферный фонарь (левый, правый)

Включение буферных фонарей

Стенка кабины, справа(панель

тумблеров)

 

Кн 27, 28

27

Звонок

Включение звонка

Пульт

управления и стенки служебного тамбура

 

Кн 29, 30, 42

28

Зеленый свет

Включение ламп освещения кабины зеленого цвета

Стенка кабины, справа(панель тумблеров)

 

Кн 40

29

Подсветка скоростемера

Подача электропитания на лампу подсветки скоростемера

Пульт

управления

 

Кн41

30

Освещение служебного тамбура

Подача электропитания на лампу освещения служебного тамбура

Стенка

служебного

тамбура

 

В18

31

Выключатель ЭПТ

Подача электропитания в цепи ЭПТ. В выключенном положении подача электропитания на срывной клапан в 5-м и 6-м положениях крана машиниста

Стенка кабины машиниста, справа(панель тумблеров)

 

В 26.1, 26.2

32

Маршрутный указатель

Включение подсветки маршрутных указателей

То же

 

В 36

33

Управление автоматическими дверями с пульта или из служебного тамбура

Открытие (закрытие) автоматических дверей состава

Пульт

управления и стенки служебного тамбура

 

В 37-40

34

Дополнительный обогрев кабины

Подача электропитания на боковые печи обогрева кабины

Стенка кабины

машиниста, справа(панель тумблеров)

 

В 47

35

Переключатель пневматического торможения

Переключение электропитания цепей: ЭПТ, устройств безопасности, управления тягой и ЭДТ, возврата защиты, сиг нализации о работе автоматических дверей

Пульт

управления

 

ППТ

36

Педаль и кнопка бдительности

Контроль состояния машиниста (отключение сигнала проверки бдительности АЛСН)

Пульт

управления

 

Пб, Кнб

37

Реле контроля бдительности

Отключение катушки возбуждения

Шкаф

РКБ

РКБ

 

 

ЭПК-150 при потере бдительности

служебного

   
   

машинистом

тамбура

   

38

Контактор выдержки времени

Контактор выдержки времени тяги –

Шкаф

КВХ

КВХ

 

(тяги и торможения)

подача электропитания на провода

служебного

   
 

 

2 и 11 (12). При разборе схемы тяги

тамбура

   
 

 

обеспечение выдержки времени (примерно 0,5 с), необходимой для последовательного разбора схемы. Контактор выдержки времени торможения – подача электропитания на провода 40 и 11(12). Обеспечение выдержки времени (примерно 0,5 с), необходимой для последовательного разбора схемы ЭДТ

То же

КВТ

КВТ

39

Блокировка электропневматического клапана

Предотвращение сбора схемы тяги при

Ниша в стенке

ЭПК

ЭПК

 

 

отключенных устройствах АЛСН

кабины

   
 

 

 

управления,

справа

   

40

Промежуточное реле контроллера

Исключение работы системы УЭПТ,

Шкаф

ПРК

ПРК

 

 

если контроллер машиниста находится в

служебного

   
   

любом положении тяги

тамбура

   

41

Выключатель обогрева влагомаслоотделителя

Включение обогрева

Стенка кабины,

 

В 25

 

 

влагомасло отделителей на прицепных

справа(панель

   
 

 

(головных) вагонах

тумблеров)

   
 

 

       

42

Выключатель управления

Пуск вспомогательных машин, подача

Пульт

 

Q 31

 

 

электропитания в цепи управления электропоезда

управления

   

43

Резистор прожектора

Ограничение силы тока лампы

Крыша

 

R 67

 

 

прожектора

головного

   
     

вагона

   

44

Реле пневматического торможения

Подача электропитания на провода 47,

Шкаф

РПТ

РПТ

 

 

49 ЭПТ при истощении напорной

служебного

   
 

 

магистрали, при срабатывании ЭПК-150 и при включении кнопки «Аварийный ЭПТ»

тамбура

   

45

Выключатель автостопа

Отключение электропитания РПТ

Стенка кабины

 

ВА

 

 

 

машиниста,

   
     

справа(панель тумблеров)

   

46

Реле контроля отпуска ЭПТ

Контроль целостности провода 49. В

Шкаф

РКО

РКО

 

 

случае неисправности этого провода

служебного

   
   

отключение электропитания срывного клапана в кабине машиниста

тамбура

   

47

Срывной клапан

Срабатывание при неисправности цепей

Ниша в стенке

ск

 
   

ЭПТ, срыве ЭПК-150, отказе ЭДТ

кабины

управления,

справа

   

48

Реле торможения

Подача электропитания на провод 47

Шкаф

РТ

РТ

   

(торможение ЭПТ)

служебного

тамбура

   

49

Реле отпуска

Подача электропитания на провод 49 (отпуск ЭПТ)

То же *

. РО

РО

5O

Нагревательные элементы для дополнительного обогрева кабины

Дополнительный обогрев кабины

Боковые стены

Эн 1-6

 
 

 

 

кабины

   
 

 

       

51

Реле напряжения вентиляции 1

Контроль наличия трех фаз на обмотках

Шкаф

РНВ1

РНВ1

 

 

двигателей вентиляции кабины

служебного

   
   

машиниста

тамбура

   

52

Контактор вентиляции кабины

Подача электропитания на

То же

квк

квк

 

 

электродвигатели вентиляторов кабины

     
   

машиниста

     

53

Тепловое реле

Защита электродвигателей вентиляторов кабины машиниста от длительных

»

Тр11-12

 
   

перегрузок по току

     

54

Электродвигатель вентилятора кабины

Привод вентилятора кабины машиниста

Чердак над служебным тамбуром

МВК

 

55

Термозащита

Разрыв электрических цепей системы отопления при повышении температуры в шахте калорифера кабины машиниста свыше +80 °С (перегорают легкоплавкие вставки)

Шахта

вентиляции

кабины

машиниста

Тз10,11

 

56

Промежуточное температурное реле кабины машиниста

Отключение электропитания контакторов К02, К04 при достижении температуры воздуха, заданной датчиком

Шкаф

служебного

тамбура

ПТРК

ПТРК

57

Дифференциальная защита отопления кабины машиниста (герконовое дифференциальное реле с повторителем)

Отключение электропитания катушек контакторов К02, К04 при появлении токов утечек в высоковольтных цепях отопления кабины

Под вагоном

ПРД2

ПРД2

58

Система стеклообогрева

Обогрев лобовых (СОЛ 1,2) и боковых стекол (СОБ1, 2) кабины машиниста, боковых зеркал заднего вида (СОЗ1,2)

В соответствии с конструкцией кабины машиниста

СОЛ 1,2 СОБ1, 2 С031, 2

 

59

Система оповещения пассажиров и межкабинная связь

Передача информационных сообщений для пассажиров и связь с хвостовой кабиной

Шкаф

служебного

тамбура

ТОН

 

60

Основное питание АЛСН (импульсный преобразователь)

Питание устройств АЛСН постоянным током напряжением 110 В

То же

ИП

 

61

Радиостанция с блоками управления

Обеспечение связи машиниста с другими службами в ВК и УКВ диапазонах

В соответствии с конструкцией кабины машиниста

Рст

 

62

Звонок

Звуковая сигнализация между головной и хвостовой кабинами

Рядом с ЭПК-150

ЗВ

 

63

Система звуковой сигнализации кабины с блокировками и реле

Контроль хвостовой кабины из головной во время движения

В соответствии с конструкцией кабины машиниста

РПК

РПК, Дбл1

64

Приемные катушки АЛСН

Прием сигналов путевых устройств, передаваемых по рельсам

Тележка головного вагона перед первой колесной парой

ПК1, 2

 

65

Реле зеленого огня

Отключение электропитания КВХ при красно-желтом огне локомотивного светофора

В соответствии с конструкцией кабины .машиниста

РЗ

РЗ

66

Кнопка тяги

Подача электропитания на КВХ при тяге под красно-желтый огонь светофора

Пульт

управления

 

КТ

67

Кнопка выключения красного огня

Переключение светофора АЛСН на белый огонь

Стенка кабины над местом помощника машиниста

 

ВК

68

Тумблер переключения периодичности

Переключение продолжительности интервала проверки бдительности машиниста на 90 с (совместно с кнопкой ВК)

Пульт

управления

 

АЗ


Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.