Сбор силовой схемы моторного вагона электропоезда ЭД4М при маневровом режиме, движение «Вперед». Порядок следования на маневровом режиме.

Примерный ответ на вопросы и задания билета №1 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Сбор силовой схемы моторного вагона электропоезда ЭД4М при маневровом режиме, движение «Вперед». Порядок следования на маневровом режиме.
  2. Классификация тормозов и их схемы.
  3. Требование ПТЭ к сооружениям и устройствам инфраструктуры. Расстояние между осями путей на перегоне и станциях. Виды габаритов, дать определение габарита.
  4. Обязанности работника в области охраны труда. Статья 214 ТК РФ.

Сбор силовой схемы моторного вагона электропоезда ЭД4М при маневровом режиме, движение «Вперед». Порядок следования на маневровом режиме

ЭД4М. Схема силовая моторного вагона.

ЭД4М. Схема силовая моторного вагона

Назначение аппаратов силовой схемы моторного вагона

Силовая цепь питается током высокого напряжения через токоприемник (ПК). Дроссельный фильтр ДрФ и емкостный фильтр С1 необходимы для подавления радиопомех, возникающих при работе высоковольтного оборудования электропоезда, переключения на коллекторах ТЭД.

Грозовые разрядники Рр1 и Рр2 защищают высоковольтное оборудование электропоезда от перенапряжений: первый защищает силовую схему электропоезда от перенапряжений, возникающих в контактной сети; второй, наоборот, защищает контактную сеть от бросков напряжения в режиме, которые могут возникнуть при рекуперативном электродинамическом торможении.

Главный разъединитель служит для защиты ремонтного персонала от поражения током при проведении работ с высоковольтным оборудованием. При переключении главного разъединителя на “землю” через резистор R22 снимается остаточное напряжение с расположенного на крыше вагона высоковольтного оборудования (токоприемник, конденсатор С1, разрядники Рр1, Рр2).

Быстродействующий выключатель БВ (ВБ11, 14) защищает силовую цепь от токов короткого замыкания в режиме тяги. Аппарат состоит из удерживающей и размагничивающей катушки, включающего пневмоцилиндра, силовых контактов, низковольтных блокировок и отключающих пружин. Два силовых контакта оснащены системой дугогашения. Аппарат отключается при протекании через размагничивающую катушку тока короткого замыкания (свыше 600 А) или при отключении электропитания удерживающей катушки. Включается аппарат при подаче сжатого воздуха в пневмоцилиндр через электромагнитный вентиль.

Дифференциальное реле представляет собой двухкатушечное герконовое устройство с измерительными шунтами. Катушки реле установлены таким образом, что магнитные потоки каждой катушки направлены навстречу друг другу и суммарное магнитное поле равно нулю, при этом геркон не замкнут. При появлении тока утечки баланс в магнитной системе реле сдвигается в ту или иную сторону, магнитное поле одной из катушек становится больше, чем у другой и появляется вектор поля, который воздействует на геркон, который включается, вызывая этим отключение БВ.

Дифференциальный трансформатор так же, как и дифференциальное реле, защищает силовую схему от токов утечек. Он представляет собой магнитный усилитель, от вторичных катушек которого в блок БУВЗТ (БУКЗ) поступает сигнал. При изменении этого сигнала БУВЗТ отключает аппарат ВЗТ (КЗ), что влечет за собой отключение БВ (ВБ). Дифференциальный трансформатор и дифференциальное реле работают независимо друг от друга.

Контакторы ЛК, ЛКТ, Т, Ш – это высоковольтные силовые контакторы с пневматическим приводом и низковольтными блокировками. Контакторы выполняют основные переключения в силовой цепи электропоезда. Для гашения дуги, образующейся между контактами при разрыве цепей с током большой силы, контакторы оборудованы дугогасительными катушками, создающими магнитный поток, воздействующий на электрическую дугу и вытесняющий ее в дугогасительную камеру. В камере дуга растягивается между дугогасительными рогами и гаснет в лабиринтной щели.

Тормозной переключатель служит для перевода силовой схемы из моторного режима в тормозной и обратно. Для этой цели в аппарате имеются десять силовых кулачковых контакторов и два слаботочных. Управляет тормозным переключателем пневмопривод с двумя электромагнитными вентилями, один из которых обеспечивает включение моторного режима, а другой – тормозного.

Диоды Д1 и Д2 прямого входа в рекуперацию не допускают протекание моторного тока при торможении с независимым возбуждением, если напряжение на якоре ТЭД ниже напряжения в контактной сети.

Реостатный контроллер РК предназначен для переключения пускотормозных резисторов и резисторов ослабления поля ТЭД, переключением их соединений силовыми кулачковыми контакторами. Переключается реостатный контроллер с помощью “привода Решетова”. При этом вал контроллера вращается только в одну сторону.

Пускотормозные резисторы ограничивают ток, протекающий через обмотки ТЭД в режиме тяги, и выполняют функцию нагрузочных резисторов в режиме реостатного торможения.

Резисторы ослабления поля ТЭД, включенные параллельно обмоткам возбуждения ТЭД, шунтируют их в режиме тяги и так же, как и пускотормозные резисторы, выполняют функцию нагрузочных резисторов в режиме реостатного торможения.

Тяговый двигатель ТЭД представляет собой электрическую машину, преобразующую энергию электрического тока в механическую работу.

Датчики тока, представляющие собой магнитные усилители, служат для контроля тока в силовой цепи и передачи сигналов в электронные блоки управления (ДТЯ, ДТЯ1 и ДТВ).

Реле боксования (Э1-Э3) – электронные герконовые устройства. Они служат для контроля работы ТЭД, не допуская буксования или юза колесных пар. Реле включены по мостовой схеме относительно якорей смежных ТЭД. При нарушении баланса моста в случае буксования или юза включается геркон, сигнал о его включении через повторитель поступает в электронный блок управления, который, в свою очередь, воздействует на аппараты силовой схемы.

Индуктивный шунт включен последовательно с резисторами шунтирования и вместе с ними – параллельно обмоткам возбуждения ТЭД. Он гасит аварийные броски тока в цепи ТЭД в режиме тяги при отрыве токоприемника от контактного провода с возникновением дуги и последующим восстановлением контакта, а также при резком повышении напряжения в контактной сети. При электродинамическом торможении шунт сглаживает броски тока в обмотке якоря ТЭД, возникающие при изменении числа потребителей рекуперируемой энергии и при включении контактора Т.

Реверсивный переключатель изменяет направление протекания тока в обмотках возбуждения ТЭД, переключением кулачковых силовых контакторов. Контролируется состояние реверсивного переключателя его низковольтными блокировками.

Выключатель защиты тормоза контролирует работу электродинамического тормоза. Он отключает силовую схему при возникновении аварийных режимов в цепи управляемого выпрямителя питания обмоток возбуждения и в цепи якоря. Аппарат по конструкции аналогичен ВБ11, но имеет только один силовой контакт с системой дугогашения.

Амперметры с измерительными шунтами служат для контроля работы силовой схемы и подстройки электронных блоков после их установки на состав.

Реле максимального напряжения представляет собой герконовое устройство, контролирующее напряжете на якоре первого ТЭД в режиме ЭДТ. Реле включается при напряжении (3950±50) В в режиме рекуперации и переключает схему на реостатное торможение.

Устройство защиты от коммутационных перенапряжений в силовой цепи представляет собой электронное устройство на основе тиристора. При напряжении 200 В и более тиристор открывается и создает контур протекания тока, вызванного ЭДС самоиндукции якорей и обмоток возбуждения ТЭД. Устройство работает только в режиме тяги. Аналогичное устройство защищает тиристорный преобразователь возбуждения.

Порядок включения аппаратов

Включаются и переключаются без протекания силового тока – быстродействующий выключатель, реверсивный и тормозной переключатель моторного вагона, в связи с чем на контакторах тормозного-реверсивного переключателя не предусмотрено систем дугогашения.

Включаются и отключаются под током – линейный и линейный-тормозной контакторы (ЛК и ЛКТ).

Сбор силовой схемы моторного вагона электропоезда ЭД4М при маневровом режиме и движении «Вперед»

При сборе силовой схемы осуществляется включение аппаратов в следующей последовательности:

  • Главный разъединитель устанавливается в рабочее положение;
  • Восстанавливается быстродействующий выключатель (БВ) – замыкаются его силовые контакты;
  • Реверсивный переключатель устанавливается в положение “Вперед” – замыкаются контакторы реверсивного переключателя В1 и В2;
  • Реостатный контроллер находится в первой позиции и все его силовые контакторы разомкнуты;
  • Тормозной переключатель установлен в положение “тяга” (“моторный”) – включаются все четные кулачковые контакторы и ТП9;
  • Включается линейный (ЛК) и линейно-тормозной (ЛКТ) контактор, который замыкает путь тока от токоприемника к заземляющему устройству.

Путь тока с контактного провода в этом режиме:

токоприемник, дроссельный фильтр ДрФ, включенный главный разъединитель Гр, силовые контакты БВ, шунт первой катушки дифференциального реле ДР.1 Шн6, токовая обмотка трансформатора диффиренцирующего (ТрД), контактор ЛК, кулачковый контактор ТП2 тормозного переключателя, пускотормозные резисторы R1, R4 – R8, контактор ЛКТ, якоря и дополнительные полюса ТЭД М1-М4, датчики тока якорей ДТЯ (управление блоком БУТ) и ДТЯ1 (управление блоком БРУ и БУВЗТ), кулачковый контактор ТП6 тормозного переключателя, контактор реверсивного переключателя В1, обмотки возбуждения М1-М4, контактор В2 реверсивного переключателя, измерительный шунт амперметра Шн3, токовая обмотка трансформатора диффиренцирующего ТрД, шунт второй катушки дифференциального реле ДР.2, измерительный шунт амперметра Шн1, измерительные шунты электросчетчиков Шн4 (рекуперации), Шн5 (общего потребления), ЗУ (заземляющего устройства).

Порядок следования на маневровом режиме

При постановке контроллера в положение “М” происходит сбор схемы тяги на всех моторных вагонах с полностью введенными пуско-тормозными резисторами в цепи тяговых электрических двигателях. Поезд приводится в движение с минимальной интенсивностью разгона, что позволяет регулировать разгон электропоезда до скорости 25-40 км/час.

На маневровом режиме не предполагается разгон электропоезда до более высоких скоростей в виду возможного перегрева пуско-тормозных резисторов. При пуске электропоезда постановка контроллера машиниста в положение “М” осуществляется на 1-2 секунды, до погасания сигнального светодиода “ЛКиТ”, который свидетельствует о сборе силовой схемы в режиме тяги на всех моторных вагонах электропоезда.

Дополнительные материалы:

Варианты билетов квалификационного экзамена:

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.