Схема сигнальных ламп кабины машиниста электропоезда ЭД4М. Неисправности каких цепей показывают показания сигнальных ламп моторных и прицепных вагонов?

Примерный ответ на вопросы и задания билета №2 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Схема сигнальных ламп кабины машиниста электропоезда ЭД4М. Неисправности каких цепей показывают показания сигнальных ламп моторных и прицепных вагонов?
  2. Схемы тормозного оборудования электропоезда ЭД4М, назначение тормозных приборов.
  3. Что устанавливает ПТЭ, общие обязанности работников железнодорожного транспорта.
  4. Положение о порядке применения предупредительных талонов по охране труда на железнодорожном транспорте.

Схема сигнальных ламп кабины машиниста электропоезда ЭД4М. Неисправности каких цепей показывают показания сигнальных ламп моторных и прицепных вагонов?

Поезда оборудованы системой сигнализации, позволяющей контролировать состояние электрического оборудования. Сигнальные лампы “Контроль”, “Отпуск”, “Торможение”, “Двери”, “СОТ”, ‘РБ”, “БВ”, “Преобразователь”, “Вспомогательные цепи”, “РН” расположены на пульте управления. Опознавательные лампы Л90…Л92 желтого и Л93…Л95 синего цветов установлены в шкафах вагонов, их видно, как из тамбура вагона, так и снаружи.

Схема питания сигнальных ламп электропоезда ЭД4М

Схема питания сигнальных ламп электропоезда ЭД4М

На основные сигнальные светодиоды напряжение подается через выключатель управления ВУ и автоматы Q54 и Q52, (сигнальная лампа “Напряжение сети” питается через автомат Q51 после включения аккумуляторной батареи) и цепь их питания создается от 30 (минусового) провода. Кроме того, на минусовую цепь сигнальных светодиодов “Двери”, “СОТ-Х”, “К” (контроль минуса цепей питания ЭПТ) питание подается через ППТ хвостового вагона в положении “Хвостовой”.

Загорание сигнального светодиода Л7 “Напряжение контактной сети” свидетельствует об снятии напряжения в контактной сети, опускания хотя бы одного токоприемника, перегорания высоковольтной вставки или неисправностей в низковольтных цепях повторителя ПРН. В этих случаях отключаются герконовое реле напряжения Э6-РН и его повторитель ПРН. Минусовой провод 30 соединяется с поездным проводом 65. Реле напряжения, установленные на прицепных вагонах в цепях отопления, на лампу не влияют.

Так, сигнальный светодиод Л4 “Двери” загорается при установке переключателя ППТ в положение “Головной”, если створки автоматических дверей на всех вагонах закрыты, блокировки дверей БД1…БД8 находятся в исправном состоянии и замкнуты, переключатель ППТ хвостового вагона установлен в положение “Хвостовой” и обеспечивает контакт между поездным проводом 10 и “минусовым” проводом 30.

Сигнальный светодиод Л17 “Преобразователь” при включении ВУ загорается по цепи провода 63. После появления номинального напряжения на генераторах всех вагонов и включения контакторов БК она гаснет. Лампа загорается при неисправном преобразователе, но, если при этом нормально действует резервирование (контактор БК включен), лампа не горит. Сигнал неисправности можно снять, отключив В1.

Сигнальный светодиод Л10 “Вспомогательные цепи” кратковременно загорается после включения ВУ и гаснет, когда закончится пуск преобразователей. Она сигнализирует о неисправностях компрессоров, вентиляции, отопления и биотуалета. Питание по минусу подается блокировками реле РНК, ПРО, РКВ, БИО.

Сигнальный светодиод Л11 “БВ “ включается при срабатывании аппаратов БВ или ВЗТ, когда блокировочным контактом БВ 61А-30 соединяются поездной провод 61 и минусовой провод. Нормально лампа Л11 загорается после включения ВУ и гаснет после полного восстановления ВЗТ и БВ на всех вагонах после размыкания указанной блокировки.

Сигнальный светодиод “ЛКиТ” кратковременно загорается и гаснет после перевода штурвала контроллера в любое ходовое или тормозное положение. “Плюс” на лампу подается от контроллера при включении контакторов КВХ или КВТ. В первый момент ее минусовая цепь (провод 60) сохраняется блокировками повторителей линейного контактора ПЛК 60А-60В и тормозного контактора ПТ 60В-60Б, которые разрывают цепь после сбора силовой схемы в режиме тяги или торможения. Если на одном из вагонов (или на всем поезде) схема не собралась, сигнальная лампа “ЛКиТ” будет гореть, пока контроллер установлен в рабочее положение.

При неисправности электрического торможения в шкафу данного моторного вагона отключают кнопку В8 “Торможение”. Ее контакты прерывают сигнальную цепь при установке штурвала контроллера в любое тормозное положение, кроме первого. В первом тормозном положении лампа будет продолжать гореть и напоминать машинисту, что на одном из вагонов электрический тормоз отключен. На сигнализацию в режиме тяги отключение кнопки В8 влияния не оказывает.

Сигнальный светодиод Л9 “РБ” включается при буксовании или юзе колесных пар. Герконовое реле РБ1 через свой повторитель ПРБ соединяет поездной провод 62 и минусовой провод 30. Если сработало реле разносного буксования РРБ1, то своим повторителем ПРРБ оно разберет схему тяги (торможения) и одновременно включит опознавательную лампу Л90…Л92 желтого цвета в шкафу моторного вагона.

Светодиод “РБ” может загореться сразу после включения контроллера машиниста и погаснуть после его возврата в нулевое положение из-за неправильного соединения выводов (концов) тягового двигателя или перегорания резисторов в цепи катушки реле буксования (или в устройствах Э1…Э3). Если при переводе контроллера в рабочее положение сигнальная лама “РБ” загорается с небольшой выдержкой времени, это указывает также на возможное разрушение тяговой передачи между колесной парой и двигателем (двигатель идет вразнос), заклинивание колесной пары, возникновение генераторного режима.

Сигнальный светодиод Л8 “СОТ” загорается, когда давление в тормозных цилиндрах (хотя бы на одном вагоне) достигает 0,2…0,3 ат. При этом сигнализатор отпуска СОТ соединит провод 51 с проводом 30. Она будет постоянно гореть, если хотя бы одна тележка в поезде останется заторможенной или неисправен один из сигнализаторов СОТ. Лампа не контролирует неотпуск тормозов из-за механических повреждений: неисправности рычажной передачи, заклинивания авторегулятора и т.д.

Сигнальный светодиод “СОТ-Х” контролирует действие тормоза хвостового вагона на электропоездах ЭД4М. Поэтому сокращенное опробование тормозов можно выполнять в одно лицо. Как и другие сигнальные лампы, лампа «СОТ-Х» получает питание через автомат Q52. «Минус» приходит по поездному проводу 35 через контакты переключателя ППТ хвостового вагона, который установлен в положение «Хвостовой», контакты сигнализатора отпуска тормозов СОТ хвостового вагона, замкнутые на заторможенном вагоне, и через минусовой провод 30.

Как известно, на вагонах поезда установлено по два сигнализатора СОТ. Контакты каждого из них включены параллельно и при наличии сжатого воздуха в тормозных цилиндрах замыкают провода 51 и 30. Чтобы отделить друг от друга цепи сигнализаторов, на хвостовом вагоне в цепь лампы «СОТ-Х» введены контакты ППТ.

Поэтому при торможении один из сигнализаторов в хвостовом вагоне соединяет провода 35 и 30 и зажигает лампу «СОТ-Х». Другой, как обычно, соединяет провода 51 и 30 и зажигает лампу «СОТ-Х» вместе с остальными сигнализаторами поезда. В головном вагоне разъединять сигнализаторы нет необходимости: через контакты ППТ, установленного в положение «Головной», они включены параллельно, соединяя провода 51 и 30.

Варианты билетов квалификационного экзамена:

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.