Схема питания срывного клапана СК. Неисправности, вызывающие срабатывание срывного клапана

Примерный ответ на вопросы и задания билета №5 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Схема питания срывного клапана СК. Неисправности, вызывающие срабатывание срывного клапана.
  2. Порядок проведения полного опробования тормозов, в каких случаях оно производится?
  3. Неисправности стрелочного перевода. Требование ПТЭ к устройствам электроснабжения (установка опор контактной сети, высота контактного провода, напряжения контактной сети).
  4. Проверка знаний по охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности.

Схема питания срывного клапана СК. Неисправности, вызывающие срабатывание срывного клапана

Схема питания срывного клапана кабины управления электропоезда ЭД4М

Схема питания срывного клапана кабины управления электропоезда ЭД4М

При подготовке электропневматического тормоза к работе в головной кабине электропоезда переключатель питания тормоза ППТ устанавливают в положение «Головной», в противоположной кабине указанный переключатель устанавливают в положение «Хвостовой».

При этом подготавливаются следующие электрические цепи, обеспечивающие работу системы ЭПТ:

  • от плюса источника 50 В по секционному проводу 44, через контакт ППТ 44-44А, замыкающийся в положении «Головной», через контакт контроллера машиниста КМ21 44-44А, замкнутый при нахождении главной его рукоятки в нулевом и всех тяговых положениях и далее от провода 44Б через диод Д54 к контроллеру крана машиниста №395-5 через блокировочный диод Д54 в проводах 44Б-40И;
  • контактом 43-30 переключателя ППТ хвостового вагона общий провод цепей ЭПТ (43) соединяется с общим проводом источников (30);
  • при включении тумблера «ЭПТ» замыкающимся прямым контактом 30Ж-43 подготавливается минусовая цепь реле управления ЭПТ – реле отпуска РО и реле торможения РТ, а размыкающимся обратным контактом 40И-40Р подготавливается цепь вентиля СК для работы в системе ЭПТ.

О готовности цепей управления ЭПТ к работе сигнализирует лампа контроля тормоза «К», включённая между проводами 44Б и 43.

На случай неисправности цепей ЭПТ система дополнена электропневматическим вентилем срывного клапана СК, вызывающего срабатывание ЭПК на экстренное торможение при обрыве линейных проводов ЭПТ и невключении контактора времени торможения КВТ после перевода главной рукоятки контроллера машиниста в тормозные положения.

В нормальном положении катушка вентиля СК получает питание через обратный контакт 40И-40Р микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ2 (торможение), размыкающийся только в тормозных положениях рукоятки крана машиниста.

Работа краном машиниста

При повороте рукоятки крана машиниста в положение перекрыши (III или IV) замыкается контакт 40И-44Г микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ1 (перекрыша) и создаётся цепь на реле отпуска РО:

от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через контакт 44А-44Б главного вала контроллера машиниста КМ21, через диод Д54 на провод 40И, через замкнутый контакт 40И-44Г микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ1 на катушку реле РО, далее через замкнутый контакт 30Ж-43 тумблера «ЭПТ» на поездной провод 43, через замкнутый контакт 43-30 переключателя ППТ хвостового вагона на общий провод цепей управления и обратно к источнику.

Реле РО, включаясь, своими главными контактами создаёт цепь питания линейного провода 49:

от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через главные контакты реле отпуска РО на поездной провод 49.

На наличие напряжения между проводами 49 и 43 указывает сигнальная лампа «О», включённая между указанными проводами. При наличии напряжения на проводе 49 в головном и хвостовом вагонах включаются реле контроля отпуска РКО. На головном вагоне прямой контакт 45-45Б указанного реле коммутирует цепь сигнальной лампы «Т» со стороны блокировочного провода 45, а на хвостовом вагоне такой же контакт участвует в сборе цепи самого блокировочного провода совместно с контактом переключателя ППТ 47-45Б, замкнутым в положении «Хвостовой».

При повороте рукоятки крана машиниста в тормозные положения (VЭ, V или VI) замыкается прямой контакт 44Г-44М микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ2 (торможение) и дополнительно создаётся цепь на реле торможения РТ:

от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через контакт 44А-44Б главного вала контроллера машиниста КМ21, через диод Д54 на провод 40И, через замкнутый контакт 40И-44Г микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ1, через замкнутый контакт 44Г-44М микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ2 на катушку реле РТ, далее через замкнутый контакт 30Ж-43 тумблера «ЭПТ» на поездной провод 43, через замкнутый контакт 43-30 переключателя ППТ хвостового вагона на общий провод цепей управления и обратно к источнику.

Реле РТ, включаясь, своими главными контактами создаёт цепь питания линейного провода 47:

от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через главные контакты реле торможения РТ на поездной провод 47.

Одновременно, размыкающийся обратный контакт 40И-40Р микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ2 прерывает цепь питания вентиля СК через контроллер крана машиниста, а вспомогательный контакт 45-40Р реле РТ подготавливает цепь питания вентиля СК от блокировочного провода цепей ЭПТ (45).

Провод 45 сможет получить питание при целостности цепи линейных проводов 49 и 47 от головы до хвоста электропоезда, достаточности напряжения на проводе 49 для включения реле контроля отпуска РКО в хвостовом вагоне и целостности самого блокировочного провода 45 от хвоста до головы электропоезда.

При обеспечении указанных условий в момент выполнения ступени торможения ЭПТ краном машиниста, цепь питания вентиля СК прерываться не будет. В ином случае, обесточившийся вентиль СК вызовет разрядку полости над срывным поршнем ЭПК, аналогично собственному возбудительному клапану ЭПК, инициируя разрядку тормозной магистрали темпом экстренного торможения.

При появлении напряжения на проводе 47 на головном, хвостовом и всех моторных вагонах электропоезда включаются реле контроля торможения РКТ. На головном и хвостовом вагонах данные реле своими прямыми контактами 47-50 обеспечивают резервирование цепи питания вентиля торможения электровоздухораспределителя вагона, создавая параллельную 47 проводу цепь. Сигнальная лампа «Т» указывает на наличие напряжения на блокировочном проводе 45 относительно провода 43 и получает питание от провода 45 через прямой контакт 45-45Б реле контроля отпуска РКО головного вагона.

При постановке главной рукоятки контроллера машиниста в тормозные положения 1Т, 2Т и 3Т замыкается контакт 44А-44Т главного вала контроллера КМ20, и создаётся следующая цепь на реле отпуска РО:от секционного провода 44 источника 50 В, через контакт 44-44А переключателя ППТ, установленного в положение «Головной», через контакт 44А-44Т главного вала контроллера машиниста КМ20, через замкнутый обратный контакт 44Т-44Г микропереключателя В102 «О» (отпуск) УЭПТ, на катушку реле РО, далее через замкнутый контакт 30Ж-43 тумблера «ЭПТ» на поездной провод 43, через замкнутый контакт 43-30 переключателя ППТ хвостового вагона на общий провод цепей управления и обратно к источнику.

Управление контроллером машиниста

Цепи управления ЭПТ после включения реле РО аналогичны рассмотренным выше в разделе управления ЭПТ краном машиниста.

Цепь питания СК при оперировании тормозным режимом контроллером машиниста переключается на провод 22 с размыканием контакта 44А-44Б главного вала контроллера КМ21 и по включению контактора времени торможения КВТ по цепи:

от поездного провода 22 через контакт 22-22Д переключателя ППТ, замкнутый в положении «Головной», через замкнутый обратный контакт 22Д-22А кнопки «Возврат защиты» или её реле-повторителя на пультах нового образца, контакт 22А-22В реверсивного вала контролера машиниста КМ3, замкнутый в его рабочих положениях, главный контакт 22В-40Я контактора времени торможения КВТ, блокировочный диод Д53 к проводу 40Е, далее через добавочный резистор R42 на провод 40И, через замкнутый обратный контакт 40И-40Р микропереключателя контроллера крана машиниста ККМ2 (торможение), на катушку вентиля СК и далее через общий провод цепей управления обратно к источнику.

Лампа контроля тормоза «К» в тормозных положениях контроллера машиниста гаснет из-за размыкания контакта 44А-44Б главного вала контроллера КМ21.

Неисправности, вызывающие срабатывание срывного клапана

  • Обрыв цепи провода 47 (по причине отсутствия напряжения на проездном проводе 45) или 49 (разомкнутая блокировка РКО хвостового вагона в проводах 45Б-45) при торможении ЭПТ посредством крана машиниста – в связи с отсутствием питания от обратного поездного провода 45;
  • Не включение РКТ в тормозных положениях крана машиниста усл. №395;
  • Невключение КВТ при положениях главного вала контроллера машиниста в положениях 1Т-5Т;
  • Недостаточное напряжение в аккумуляторной батарее или срабатывание АЗВ Q31 (плюс 50 В цепей управления) при следовании с выключенными вспомогательными машинами и Q18 при следовании в штатном режиме.

Варианты билетов квалификационного экзамена:

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.