На электропоездах серии ЭТ2М установлены клапаны токоприемника типа КТ-38, на поездах остальных серий -типа КЛП-101.

Клапан токоприемника КЛП-101

Клапан токоприемника

Рис. 4.9. Клапан токоприемника (а – КЛП-101; б – КТ-38; в – схема клапана КТ-38): 1 – седло клапана редуктора; 2 – клапан редуктора; 3 – пружина клапана редуктора; 4 – корпус редуктора; 5 – тарелка пружины; 6 – регулировочный болт; 7 – входной патрубок от резервуара; 8 – цилиндр; 9 – поршень; 10 – уплотнительные кольца поршня; 11 – включающие вентили; 12 – шток; 13 – уплотнительная набивка; 14 – уплотнительная гайка штока: 15 – золотниковая пробка; 16 – головка золотниковой пробки; 17 – звезда; 18 – защитный кожух; 19 -клапанная коробка; 20 – винт дросселирующего устройства; Б – отверстие подвода сжатого воздуха; В – вывод к пневмоцилиндру

Предназначен для управления приводом токоприемника. Установлен в низковольтном шкафу моторного вагона и представляет собой трехходовой кран с пневматическим приводом дистанционного управления.

Пневматический привод состоит из цилиндра 8 (рис. 4.9, а), к которому прикреплены два электропневматических вентиля 11 (ВВ-2). В теле цилиндра имеются каналы, соединяющие каждый вентиль с соответствующей внутренней частью цилиндра. Внутри цилиндра помещен поршень 9, снабженный уплотняющим металлическим кольцом 10, шток 12 которого проходит сквозь отверстие во фланце корпуса. В корпус фланца ввинчено седло редукционного клапана токоприемника. Отверстие для прохода штока 12 уплотнено резиновой набивкой 13. Набивка сжимается уплотняющей гайкой 14, а корпус 19 (клапанная коробка) соединен с цилиндром болтовым креплением с уплотняющими прокладками.

Хвостовик штока 12 имеет прорезь, в которой укреплены ролики. Ролики при продольном перемещении штока воздействуют на звезду 17, насаженную на хвостовик пробки 15, притертой к корпусу крана. Корпус крана и пробка имеют каналы и отверстия, которые при определенном положении штока соединяют цилиндр токоприемника с резервуаром сжатого воздуха (подъем) или с атмосферой через редукционный клапан (опускание).

При возбуждении катушки правого вентиля сжатый воздух, поступая в правую часть цилиндра 8, переместит поршень 9 вместе со штоком 12 в крайнее левое положение. Ролик штока заставит звезду 17 повернуться на 90° против часовой стрелки, что приведет к повороту пробки 15. При этом цилиндр токоприемника будет соединен с источником сжатого воздуха и отсоединен от атмосферного канала. Произойдет впуск сжатого воздуха в цилиндр токоприемника, и токоприемник поднимется. Отверстие в пробке имеет небольшие размеры, поэтому скорость поступления воздуха в цилиндр токоприемника незначительная и подъем токоприемника происходит сравнительно медленно. Регулировку подъема токоприемника осуществляют винтом 20 дросселирующего устройства По окончании импульсного возбуждения катушки вентиля пробка 15 вследствие сил трения остается на месте, а токоприемник поддерживается в поднятом состоянии постоянным давлением источника сжатого воздуха. При кратковременном импульсном возбуждении катушки левого вентиля поршень 9 вместе со штоком 12 переместится в крайне правое положение. Звезда 17 повернется на 90° по часовой стрелке, повернет пробку 15, которая перекроет канал со сжатым воздухом и одновременно двумя перпендикулярными отверстиями соединит цилиндр токоприемника с каналом, ведущим к редукционному клапану. Воздух отожмет клапан 2 и выйдет через отверстия в седле 1 и корпусе 4 редукционного клапана в атмосферу. В результате токоприемник быстро оторвется от контактного провода.

По мере опускания токоприемника давление в его цилиндре падает и клапан 2 под действием пружины 3 возвращается в исходное положение. Воздух из цилиндра выходит в атмосферу через калиброванное отверстие клапана 2, и подвижная часть токоприемника медленно опускается на резиновые гасители. Нажатие пружины на клапан регулируют винтом 6 в корпусе редукционного клапана.

Клапан токоприемника КТ-38

Клапан токоприемника

Рис. 4.9. Клапан токоприемника (а – КЛП-101; б – КТ-38; в – схема клапана КТ-38): 2 – клапан редуктора; 11 – включающие вентили; 27 -клапанная коробка; 20 – винт дросселирующего устройства; 21 – крышка; 22 – цилиндр пневмопривода; 23 – пробка фиксатора; 24 – кронштейн рычага ручного переключения; 25 – клапан, 26 – концевой выключатель: 28 – включающий клапан; Б – отверстие подвода сжатого воздуха; В – вывод к пневмоцилиндру

Клапан токоприемника КТ-38, представляющий собой модификацию ранее выпускаемого клапана КТ-19, состоит из пневматического привода, клапанной коробки, двух электромагнитных вентилей, шарикового фиксатора и механизма ручного переключения. Цилиндр 22 (рис. 4.9, б) пневмопривода и корпус клапанной коробки 27 соединены своими фланцами таким образом, что их внутренние полости расположены соосно. Поршень 9 (рис. 4.9, в) привода с двумя манжетами 37 помещен в цилиндр, закрытый крышкой 21. Шток поршня 12 уплотнен резиновым кольцом 34, торец штока 12 взаимодействует со стержнем 33 клапанной коробки.

На приливе цилиндра 22 закреплены два вентиля 11. Левый через каналы в цилиндре сообщается с подпоршневой, а правый – с надпоршневой камерами цилиндра. В цилиндре имеется фиксатор, состоящий из шарика 31, толкателя 30, пружины 29 и регулировочной гайки 23. При перемещении поршня в правое положение шарик 31 перекатывается по канавке штока и фиксирует поршень в крайнем положении.

Клапан токоприемника

Рис. 4.9. Клапан токоприемника (а – КЛП-101; б – КТ-38; в – схема клапана КТ-38): 2 – клапан редуктора; 3 – пружина клапана редуктора; 4 – корпус редуктора; 9 – поршень; 12 – шток; 27 -клапанная коробка; 20 – винт дросселирующего устройства; 21 – крышка; 22 – цилиндр пневмопривода; 23 – пробка фиксатора; 24 – кронштейн рычага ручного переключения; 25 – клапан, 26 – концевой выключатель: 28 – включающий клапан; 29 – пружина фиксатора; 30 – толкатель; 31 – шарик; 32 – пружина клапана; 33 – стержень клапанной коробки; 34 – уплотнитель; 35 – пружина включающего клапана: 36 – рычаг ручного переключения; 37 – манжета поршня; Б – отверстие подвода сжатого воздуха; В – вывод к пневмоцилиндру

На штоке 12 имеется выступ, входящий в паз шарнирного рычага 36 ручного переключения, закрепленного на оси, установленной в ушках 24 цилиндра. В приливе корпуса клапанной коробки расположен дроссельный клапан, состоящий из тарелки 2, пружины 3 и регулировочной гайки.

Стержень 33 между дроссельным клапаном и фланцем крепления клапанной коробки к цилиндру уплотнен резиновым кольцом. Соединительный патрубок “Б”, подведенный снизу к корпусу, сообщается через каналы с вентилями и впускной камерой корпуса, размещенной между пробкой и резиновым уплотнением. В канале питания камеры клапанной коробки имеется болт 20, регулирующий проходное сечение впускного отверстия. Патрубок “В” сообщается с камерой клапанной коробки, находящейся между резиновым уплотнением и кольцом.

Патрубок “Б” соединен с источником сжатого воздуха, патрубок “В” – с приводом токоприемника. В исходном положении привода патрубки “Б” и “В” между собой не сообщаются, так как пружина 35 прижимает клапан 28 к седлу корпуса. После подачи электропитания на левый вентиль воздух поступает в подпоршневую камеру цилиндра привода и перемещает поршень 9 вправо. В ту же сторону смещается стержень 33 клапанной коробки, отводя от седла клапан 28 и открывая тем самым сообщение между патрубками “Б” и “В”. Одновременно клапан 25 закрывается, перекрывая поступление воздуха к дроссельному клапану 2.

После снятия питания с левого вентиля пневмопривод перестает воздействовать на стержень 33. Однако поршень 9 (а следовательно, и стержень 33) не будет смещаться влево, так как он зафиксирован шариком 31 фиксатора, находящимся в канавке штока 12.

Для опускания токоприемника электропитание подается на катушку правого вентиля, воздух попадает в надпоршне-вую камеру поршня 9 привода и сдвигает шток 12 поршня с шарикового фиксатора 31. Стержень 33 клапанной коробки перемещается влево до момента посадки клапана 28 в седло и открывает клапан 25. Сжатый воздух через полость корпуса между уплотнениями поступает из привода токоприемника по патрубку “В” к дроссельному клапану, воздействуя через его тарелку 2 на пружину 3.

Вначале величина давления сжатого воздуха больше усилия пружины 3 клапана. Тарелка 2 дроссельного клапана перемещается, обеспечивая интенсивный выход воздуха из пневмопривода. Поэтому в начальный момент полоз токоприемника быстро отрывается от контактного провода. Когда усилие от давления воздуха становится равным усилию пружины 3, тарелка 2 клапана смещается вниз до посадки на седло.

После закрытия клапана сжатый воздух выходит в атмосферу через отверстие в его тарелке диаметром 1 мм, что резко снижает темп падения давления. В пневмоцилиндре токоприемника создается демпфирующая воздушная подушка, и перемещение верхней рамы токоприемника плавно замедляется.

Изменяя усилие сжатия пружины 3 дроссельного клапана, регулируют время опускания токоприемника.

Реверсивной рукояткой, установленной на рычаг 36 привода, можно вручную переключать клапан для подъема или опускания токоприемника.

Низковольтные аппараты

  1. Электромагнитные контакторы
  2. Контроллер машиниста
  3. Автоматические выключатели
  4. Пневматические устройства
  5. Клапан токоприемника
  6. Реле управления и защиты, блокировки
  7. Пневматические выключатели
  8. Частотомер и счетчик электрической энергии
  9. Коммутирующие устройства
  10. Аппараты средств связи (радиостанция, система автоматического оповещения ТОН-М1)
  11. Электропневматические вентили
  12. Локомотивный скоростемер 3СЛ2М-150
  13. Электрические печи и нагревательные элементы

Перейти к содержанию книги Электропоезда постоянного тока ЭД2Т, ЭР2Т, ЭТ2(М).

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.