Коммутирующие устройства

К коммутирующим устройствам относятся элементы межвагонных соединений, служащих для соединения высоко- и низковольтных электрических цепей поезда, а также различные выключатели. Межвагонное соединение (“жокс”) представляет собой комплект из розетки, вилки, холостого приемника и соединительных рукавов, в которых проходят изолированные кабели или низковольтные провода. Выключатели – это контактные устройства с ручным управлением.

Высоковольтное соединение

Высоковольтное соединение состоит из розетки РСБ-20-16Б и штепселя ШС-20-16Б.

Межвагонные соединения высоковольтных цепей

Рис. 4.20. Межвагонные соединения высоковольтных цепей: а – розетка РСБ-20-16Б; 6 – вилка ШС-20- 16Б; 1 – корпус; 2 – изоляционная панель; 3 – контактный штырь; 4 – защелка; 5 – паз; 6 – коробка; 7 – крышка; 8 – прилив; 9 – латунное гнездо.

Розетка представляет собой корпус (рис. 4.20, а), в котором укреплена изоляционная панель 2 с бронзовым контактным штырем 3. В закрытой коробке 6 верхней части розетки размещены блокировочные контакты. Ток высокого напряжения на штырь может быть подан только в том случае, если эти контакты замкнуты.

Штепсель имеет круглый корпус с диаметром несколько меньшим, чем внутренний диаметр розетки. Внутри корпуса находится изоляционная панель с контактным латунным гнездом 9 (рис. 4.20, б). На внешней цилиндрический поверхности корпуса штепселя имеется прилив 8, который входит в паз 5 розетки и в вилку, укрепленную на блокировочном барабане в коробке 6. На барабане имеются также сегменты, с которыми входят в зацепление пальцы вилки.

Силовые контакты выдерживают продолжительный ток 45 А, блокировочные контакты – 5 А. Перед расцепкой вагонов вынутый штепсель вставляют в холостой приемник. Все операции со штепселем и розеткой можно проводить только при отключенном напряжении.

Низковольтное соединение

Межвагонные соединения низковольтных цепей

Рис. 4.21. Межвагонные соединения низковольтных цепей: а – розетка РУ-101А; б – вилка ШУ-101А; 1,7- крышки; 2 – рычажный механизм: 3 – ползуны: 4 – чугунный корпус; 5, 9 – изоляционные панели; 6 – боковые приливы; 8 – алюминиевый корпус.

Низковольтное соединение, состоящее из розетки РУ-101 А и штепселя ШУ-101 А. предназначено для соединения цепей управления вагонов. Розетка состоит из корпуса 4 (рис. 4.21, а) и изоляционной панели 5 с контактными гнездами. С внутренней стороны в гнезда ввернуты контактные зажимы, к которым припаивают провода цепей управления.

Алюминиевый корпус 8 (рис. 4.21, б) штепселя закрыт крышкой 7. В нем находится изоляционная панель 9 с контактными штырями, с задней стороны панели в штыри ввернуты контактные зажимы (число штырей равно числу гнезд в розетке).

При соединении штепсель боковыми приливами 6 вставляют в ползуны 3 рычажного механизма розетки. Рычаг при этом находится вверху, затем его опускают. Ползуны направляют штепсель в розетку, и, когда штыри плотно войдут в гнезда, рычажный механизм запирает штепсель. Штепсель вставляют в розетку с небольшим усилием. Соединение рассчитано на продолжительный ток 20 А

Выключатели В6 и В-007

Выключатели В6 и В-007 предназначены для коммутации цепей управления. Выключатель Б6 состоит из кулачкового контактора типа КЭ-152 и привода и имеет два фиксированных положения. Привод состоит из двух боковин, скрепленных винтами, рукоятки, установленной на валике, вращающемся совместно с рукояткой, и фиксирующего узла. Фиксирующий узел состоит из шарика, пружины, упора и подшипника.

Выключатель В-007 по конструкции аналогичен выключателю В6 и отличается лишь наличием панели для самостоятельного крепления.

Кнопочный выключатель КУ-5-162

Кнопочный выключатель КУ-5-162 служит для коммутации низковольтных цепей (освещения, отопления и вентиляции, отопления кабины, включения вспомогательного компрессора, включения защиты и др.). Рукоятки выключателя не имеют фиксированного положения, после прекращения воздействия на рукоятку пружина возвращает ее в исходное положение.

В корпусе выключателя между двумя фланцами установлен валик с рукоятками. Рукоятки могут перемещаться независимо друг от друга (при отсутствии механической блокировки). В V-образных углублениях рукояток установлены подвижные контакты, которые переключаются пружиной при повороте рукоятки из одного крайнего положения в другое.

Ограничителями поворота рукояток служат отбортовка корпуса и валик. Подвижные контакты соединены с выводами гибкими шунтами. Неподвижный контакт и его вывод укреплены на изоляционной планке. Выключатель закрыт крышкой. Выключатели различных исполнений отличаются друг от друга размерами корпуса, количеством рукояток, схемой внутреннего соединения выводов, наименованием цепей, указанных на табличках, укрепленных на выключателях.

Задатчик регулятора ускорения

Задатчик регулятора ускорения ЗРУ-050 (рис. 4.22) предназначен для задания величины пускового и тормозного тока.

Задатчик реле ускорения ЗРУ-050

Рис. 4.22. Задатчик реле ускорения ЗРУ-050: 1 – диоды, 2 – патрон предохранителя; 3 – клеммы; 4 – конденсатор; 5 – переключатель: 6 – резистор: 7 – наружная панель.

Тумблеры ПТ-26-1 и ПТ-26-2

Тумблеры ПТ-26-1 и ПТ-26-2 предназначены для оперативных переключений в цепях управления. Тумблер состоит из пластмассового корпуса, внутри которого смонтирована контактная система, и переключающей рукоятки. При переводе рукоятки тумблера из одного фиксированного положения в другое его контакты переключаются. Тумблер ПТ-26-2 имеет два положения: первое – все четыре пары контактов замкнуты; второе – все четыре пары контактов разомкнуты.

Выключатели КЕ-011 и КЕ-021

Выключатели КЕ-011 и КЕ-021 служат для коммутации в цепях управления. Выключатель состоит из корпуса и толкателя (у выключателя КЕ-011 толкатель грибовидной формы, у КЕ-021 -цилиндрический). Внутри корпуса установлены две траверсы с контактными мостиками. Контактные мостики удерживает пружина, создающая одновременно усилие прижима контактов.

Низковольтные аппараты

  1. Электромагнитные контакторы
  2. Контроллер машиниста
  3. Автоматические выключатели
  4. Пневматические устройства
  5. Клапан токоприемника
  6. Реле управления и защиты, блокировки
  7. Пневматические выключатели
  8. Частотомер и счетчик электрической энергии
  9. Коммутирующие устройства
  10. Аппараты средств связи (радиостанция, система автоматического оповещения ТОН-М1)
  11. Электропневматические вентили
  12. Локомотивный скоростемер 3СЛ2М-150
  13. Электрические печи и нагревательные элементы

Перейти к содержанию книги Электропоезда постоянного тока ЭД2Т, ЭР2Т, ЭТ2(М).

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.