Электронные блоки электропоезда и их назначение

Общие сведения

Электропоезд ЭТ2М представляет собой электропоезд постоянного тока с рекуперативно-реостатным электродинамическим торможением (ЭДТ).

На каждом вагоне установлено механическое, электрическое и пневматическое оборудование. К механическому оборудованию относятся: кузов, ходовые части, редукторы и тягово-сцепные устройства; к электрическому -“токоприемники, пускотормозная аппаратура, тяговые двигатели, вспомогательные машины, аппаратура зашиты; к пневматическому – аппараты и приборы тормозной системы, устройства подачи звуковых сигналов, резервуары и др.

Принципиальная силовая электрическая схема электропоезда ЭТ2М практически одинакова с принципиальной силовой схемой электропоездов серии ЭР2Т и ЭТ2, различие лишь в том, что на электропоезде ЭТ2М установлено электрооборудование, отличающееся от электрооборудования Рижского вагоностроительного завода, что привело к некоторым изменениям в низковольтных цепях управления.

Кроме того, электропоезд ЭТ2М может эксплуатироваться с нечетным количеством вагонов – может быть отцеплен один из моторных вагонов (кроме моторного вагона, стоящего по схеме формирования рядом с другим моторным вагоном). При этом силовая электрическая схема соответственно изменяется.

Схема электропоезда обеспечивает:

  1. Автоматическое электродинамическое торможение до скорости 10-15 км/ч с автоматическим дотормаживанием.
  2. Автоматический пуск (разгон) поезда с нулевой до максимальной скорости под контролем блока регулятора ускорения БРУ.
  3. Изменение интенсивности разгона и торможения из кабины машиниста.
  4. Рекуперативное торможение с независимым возбуждением с максимальной скорости до скорости 45-50 км/ч и автоматический переход на реостатное торможение с независимым возбуждением с максимальной скорости до скорости 45-50 км/ч при повышении напряжения в контактной сети более (3950 ± 50) вольт.
  5. Реостатное торможение с самовозбуждением со скорости 45-50 км/ч до скорости 10-15 км/ч.
  6. Автоматическое дотормаживание электропневматическим тормозом со скорости 10-15 км/ч до полной остановки.
  7. Автоматическое замещение электропневматическим тормозом электродинамического тормоза данной секции.
  8. Комбинированное торможение электродинамическим тормозом моторных вагонов и электропневматическим тормозом прицепных вагонов.
  9. Сбор схемы автоматического резервного питания от преобразователя соседней секции в случае выхода из строя собственного преобразователя секции.
  10. Автоматическое поддерживание микроклимата во всем составе поезда по информации от датчика-реле температуры (Т419-2М).

Аппараты и устройства защиты электропоезда обеспечивают защиту от:

  1. Перенапряжений в контактной сети, для чего в схеме предусмотрены униполярные вилитовые разрядники.
  2. Радиопомех, вызванных искрением на токоприемнике, коммутацией тяговых двигателей и аппаратов силовой цепи.
  3. Токов короткого замыкания, перегрузки и токов утечек в силовой цепи и цепях вспомогательных машин.
  4. Сбора схемы при отсутствии напряжения в контактной сети.
  5. Перегрузки в случае боксования, разносного боксования, юза и заклинивания колесных пар.
  6. Обратных токов в цепи двигателя преобразователя.
  7. Коммутационных перенапряжений.

Электрические схемы приведены на вкладках, указание типа устройства в соответствии с обозначением на электросхеме – в приложении 6, параметры применяемых резисторов – в приложении 5, назначение блок-контактов в цепях управления – в приложении 4.

Электронные блоки электропоезда и их назначение

Блок регулятора ускорения (БРУ) обеспечивает работу реостатного контроллера при автоматическом пуске и торможении после перехода на самовозбуждение в соответствии с заданной интенсивностью (уставка В400 1-7).

Положение В400         Ток в обмотке якоря ТЭД
Уставка 1.............. 140 А
Уставка 2.............. 185 А
Уставка 3 ............. 230 А
Уставка 4.............. 275 А
Уставка 5 ............. 320 А
Уставка 6 ............. 365 А
Уставка 7.............. 410 А

Блок управления торможением БУТ (САУТ) обеспечивает постоянный ток в обмотках якорей тяговых электродвигателей (ТЭД) при электродинамическом торможении (ЭДТ) с независимым возбуждением в зависимости от положения контроллера машиниста (1Т-ЗТ) подачей сигналов управления на тиристоры преобразователя возбуждения.

Положение контроллера машиниста

Ток в обмотке якоря ТЭД

100 А

250 А

350 А

Уставка тока возбуждения ТЭД по РСВ – 230 А.

Блок управления выключателем защиты тормоза БУВЗТ (БУКЗ) управляет работой защиты силовых цепей. Подает сигнал на отключение защиты при возникновении утечек токов, перегрузок по току. Подает питание на выключатель защиты тормоза (размагничивающая катушка). Уставка на отключение 600 А.

Блок управления преобразователем (БУП) управляет пуском преобразователя, основного компрессора, зарядом батарей. Контролирует выходное напряжение генератора. Отключает преобразователь при возникновении аварийных режимов, подавая электропитание на катушку РЗП-3. Уставка по напряжению генератора – 250 В.

Блок регулировки частоты (БРЧ)

регулирует частоту вращения валов преобразователя и выходную частоту генератора управления (50 Гц). Уставка по частоте генератора: min -47, max – 52 Гц.

Блок управления противоюзно-противобуксовочным устройством (ДУКС) (установлен на некоторых сериях электропоездов) контролирует частоту вращения колесных пар. При возникновении разницы частоты вращения отдельных колесных пар на конкретном вагоне более 25% уменьшает тяговое или тормозное усилие (в зависимости от режима ведения поезда).

Блок управления туалетом (ЭКОТОЛ ЭП) контролирует работу туалета (установлен в процессе модернизации)

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.