Система обеспечения микроклимата (СОМ)

Устройство и состав системы обеспечения микроклимата (СОМ) в салонах вагонов, система микроклимата ООО «Стигр-Вагрем»

В систему микроклимата (СОМ) пассажирского салона  входят:

  • две системы микроклимата производства ООО «Стигр – вагрем», каждая из них включает в себя: климатический, конденсаторный блоки, систему управления СУ 1003.01-000, работающую в автоматическом и ручном режимах, преобразователь частоты, датчики температуры, смесительный блок с заслонками рециркуляционного, наружного и приточного воздушных каналов;
  • восемь рециркуляционных воздушных каналов;
  • четыре вертикальных калориферных канала;
  • потолочный воздушный канал (вентканал);
  • два калориферных канала (нижние воздушные короба);
  • шесть противопожарных клапанов АЗЕ-МФ 086-4,0
  • семь термодатчиков (два в каналах отопления, три в салоне, два в заборных устройствах жалюзи);
  • датчик СО2;
  • воздуховоды;
  • два слива конденсата;
  • коммутационная и защитная аппаратура, входящая в состав комплекта электрооборудования системы обеспечения микроклимата.

Блок климатический состоит из испарительного блока, электрокалорифера ВВЭК-3000 и распределительной камеры.

Кондиционер включает в себя конденсаторный и испарительный блоки. Конденсаторный блок устанавливается на крыше вагона. Блок испарительный расположен на раме климатического блока – на чердаках лобового и торцевого тамбуров вагона. Между испарительным и конденсаторным блоками в крыше вагона предусмотрено герметичное переходное устройство-гермоввод, через который проходят фреоновые трубы и электрический кабель, соединяющие два блока кондиционера.

Для удаления конденсата, образующегося во время работы системы, имеется специальный слив конденсата. Конденсат сливается через штуцер, находящийся на испарительном блоке СОВ. К штуцеру сливного отверстия подсоединен дренажный шланг. Слив конденсата представляет собой систему труб, шлангов (резиновых рукавов), соединенных между собой угольниками, муфтами, контргайками, хомутами.

Схема системы обеспечения микроклимата салонов по основным узлам унифицирована для всех вагонов электропоезда. Основные узлы системы продублированы и расположены по концам вагона. Некоторое отличие расположения системы калориферного отопления в головном вагоне со стороны кабины машиниста.

Шкаф «УК» с автоматической системой управления микроклиматом (СУ) установлен в каждом вагоне.

Режимы работы СОМ

Режим «охлаждение». СОМ в режиме «охлаждение» обеспечивает температуру воздуха в салоне от 22°С до 26°С подачей приточными вентиляторами обработанного до требуемых параметров наружного и рециркуляционного воздуха.

Режим «вентиляция». СОМ в режиме «вентиляция» обеспечивает подачу приточными вентиляторами наружного воздуха. Режим «вентиляция» при автоматическом управлении осуществляется периодически после отключения компрессора СОМ при достижении в вагоне температуры уставки.

Режим «отопление». В режиме «отопление» приточные вентиляторы обеспечивают подачу в салон и др. помещения вагона смеси наружного и рециркуляционного воздуха, подогретой в электрокалорифере и обработанной до требуемых параметров по температуре, влажности.

Забор наружного воздуха осуществляется через четыре заборные жалюзи кузова, расположенные с обеих сторон крыши над боковыми входными дверями вагона. Температура наружного воздуха замеряется двумя датчиками температуры воздуха, установленными в одном из коробов жалюзи по диагонали с обоих концов вагона

Заслонки наружного воздуха автоматически в зависимости от температуры регулируют поступление наружного воздуха. Далее наружный воздух по гибким воздуховодам поступает в смесительный блок, туда же из салона через патрубки (режим «отопление») или (режим «охлаждение») поступает рециркуляционный воздух. Поступление рециркуляционного воздуха регулируется автоматически заслонками в зависимости от температуры воздуха в салоне, который контролируется датчиками салона. Забор рециркуляционного воздуха в режиме отопления происходит через воздушный потолочный канал, в режиме охлаждения – через калориферные каналы. Смешанный воздух из смесительного блока проходит через фильтры  и нагнетается вентиляторами кондиционера в калорифер, в котором в режиме «отопление» нагревается, и подается в распределительную камеру с заслонкой. Воздушная заслонка предназначена для направления потока воздуха в потолочный или калориферные каналы в зависимости от режима: в режиме «вентиляция» и «охлаждение» – в потолочный канал, в режиме «отопление» – в калориферные каналы.

Для уменьшения энергозатрат по прогреву воздушной смеси, повышения ресурса работы высоковольтного оборудования и оптимизации работы СОМ используются датчики СО2. Датчики СО2 измеряют концентрацию углекислого газа в вагоне и выдают эту информацию автоматической системе управления (СУ) (шкаф «УК»). СУ на основе полученных данных выдает управляющий сигнал на заслонки наружного воздуха и на заслонки рециркуляционного воздуха. При малонаселенном салоне происходит уменьшение подачи наружного холодного воздуха и увеличение подачи нагретого рециркуляционного воздуха и, следовательно, уменьшение требуемой производительности. Датчик СО2 устанавливается под сидением в салоне вагона.

Имеется возможность ручного поворота воздушной заслонки переключателя потока воздуха. Для этого необходимо нажать на черную кнопку сбоку корпуса электропривода, чтобы вывести из зацепления механизм привода, и поступательным перемещением толкателя повернуть заслонку в требуемое положение, после чего отпустить кнопку на корпусе.

Воздушный фильтр смесительного блока представляет собой кассету с фильтрующим материалом. Замену фильтрующего материала производить согласно руководству по эксплуатации на систему микроклимата.

К распределительной камере подсоединены боковые воздуховоды, связанные с калориферными каналами.

За заслонкой потока воздуха в начале воздушного потолочного канала установлен противопожарный клапан тип АЗЕ-МФ086-4,0- 750×150.

В четырех боковых воздуховодах расположены два симметрично установленных противопожарных клапана – тип АЗЕ-МФ 086-4,0-250×250 -250×250.

Заслонка противопожарного клапана имеет привод с взведенной пружиной, удерживаемой тепловым замком. В нормальных условиях заслонка клапана находится в открытом положении. При срабатывании теплового замка клапана под воздействием пружины закрывается, воздуховод перекрывается. Зазор между заслонкой и корпусом закрывается расширяющимися при высокой температуре материалом заслонки. На корпусе клапана установлены микропереключатели для сигнализации о положении заслонки клапана. При срабатывании противопожарного клапана вследствие пожара он подлежит замене.

Потолочный воздушный канал находится в надпотолочном пространстве салона вагона. Со стороны салона ограничен перфорированной потолочной панелью, диаметр и количество отверстий в которой подобрано таким образом, чтобы обеспечить равномерную, по всей поверхности панели, подачу воздуха в салон вагона. Канал соединен через противопожарные клапаны АЗБ-МФ 0864,0-150×750 с фланцами вентиляции выходных коллекторов оборудования подготовки воздуха, размещенного в тамбурах. Потолочный канал предназначен для подачи в салон вагона воздуха в режимах «вентиляции», «охлаждения». Воздуховоды отопления состоят: из гибких воздуховодов, противопожарных клапанов АЗЕ – МФ0864,0-250×250, вертикальных калориферных каналов и калориферных каналов салона.

Гибкие воздуховоды соединяют патрубок отопления выходного коллектора с противопожарными клапанами и вертикальными калориферными каналами. Вертикальные каналы, изготовленные из металла с специальным теплоизоляционным покрытием TSM Ceramic (Thermal-Safetu), присоединены к калориферным каналам салона вагона. С калориферными каналами салонов вертикальные воздуховоды соединяются с помощью металлических переходников. В переходнике в вертикальных отопительных каналах у пола по диагонали вагона установлены два датчика температуры.

Калориферные каналы салона состоят из двух независимых сегментов. Каждый из сегментов состоит из двух рукавов, проходящих по обоим бортам вагона до его середины. Калориферные каналы салона в режиме «отопление» обеспечивают через перфорационные отверстия подачу теплого воздуха в салон.

В пассажирском салоне вагона на поперечных стенах установлены два датчика температуры на высоте 1,5 м от пола вагона.

Наружный и рециркуляционный воздух в режиме «охлаждения» и только наружный в режиме «вентиляции» через жалюзи, заборные воздуховоды, смесительные блоки и фильтры поступает в систему. В режиме «вентиляция» или «охлаждение» воздушные заслонки распределительной камеры автоматически устанавливаются на подачу воздуха в потолочный канал. Включение нагревательных модулей блокируется. Через неработающие высоковольтные калориферы и противопожарные клапаны воздух с двух сторон воздушного потолочного канала поступает в салон.

В режиме отопления смесь наружного и рециркуляционного воздуха поступает в работающие высоковольтные калориферы, а затем в распределительные камеры с заслонками. Воздушные заслонки распределительных камер автоматически по сигналам СУ устанавливается в положение подачи воздуха в калориферные каналы. Из распределительной камеры подогретая смесь наружного и рециркуляционного воздуха направляется через противопожарные клапаны вертикальных воздуховодов в калориферные каналы салонов. В зависимости от температуры наружного воздуха, температуры воздуха салона и температуры рециркуляционного воздуха СУ формирует сигналы на включение различных комбинаций нагревательных модулей высоковольтных электрокалориферов и регулирует количество наружного воздуха, поступающего в систему.

Система управления

Система управления состоит из блока коммутации, панелей управления ручного и автоматического пульта управления, устройства индикации. Объектами управления СУ являются: электрооборудование СОМ, преобразователь, два калорифера, заслонки наружного, рециркуляционного воздуха и распределительной камеры.

СУ формирует: команды на управление воздушными заслонками, команды для преобразователя, команды на управление СОМ, команды на включение и отключение нагревательных модулей высоковольтных калориферов.

Для выработки управляющих сигналов СУ осуществляет сбор и обработку следующих параметров и сигналов: сигнал о включении переключателя «ВЕНТИЛЯЦИЯ И ОТОПЛЕНИЕ» в кабине машиниста и переключателя В22 в шкафах №2, сигналы от датчиков температуры, сигналы от датчика СО2, сигналы от микропереключателей воздушных заслонок, сигналы от кондиционеров, сигналы от преобразователя напряжения кондиционера, сигналы от микропереключателей противопожарных клапанов, сигналы о включении высоковольтных контакторов.

Система управления обеспечивает автоматическое и ручное управление следующими режимами микроклимата салона: «Вентиляция», «Охлаждение» и «Отопление».

Пуск и работа системы

Включение режимов «вентиляции», «охлаждения» и «отопления» в пассажирских салонах производится с помощью переключателя «ВЕНТИЛЯЦИЯ И ОТОПЛЕНИЕ» на блоке «В», расположенного на задней стенке кабины машиниста и переключателями В22 «Отопление», расположенными в шкафах № 2 всех вагонов, при этом тумблеры «QF7 Управление» на блоках коммутации систем управления (шк.УК) должны быть уже включены. Сигналы от переключателей поступают на блок коммутации системы управления (шк. УК), поддерживающих в автоматическом режиме заданную температуру в салоне. СУ принимает и перерабатывает поступающую информацию и в соответствии с алгоритмом управляет устройствами системы обеспечения микроклимата, а также осуществляет диагностику и контроль их работоспособности. Выбор режима «вентиляции», «охлаждения», «отопления» по заданным параметрам осуществляется автоматически, причем СУ обеспечивает автоматический переход с одного режима на другой.

В случае отказа автоматики СУ «вентиляцию» салона можно включить в принудительном порядке, установив на панели управления в ручном режиме тумблер «АВТОНОМНАЯ РАБОТА» в верхнее положение, затем перевести тумблер «РУЧНОЕ УПР. ВКЛ. ПВ» в верхнее положение. При этом СОМ будет работать в режиме вентиляции независимо от температуры салона. Должны гореть светодиоды «ПВ КЖ1» и «ПВ КЖ2». Для включения режима охлаждения дополнительно перевести тумблер «ВКЛ. ОХЛАЖДЕНИЯ» в верхнее положение. Должны загореться светодиоды «ПВ КЖ1» и «ПВ КЖ2» и «Вкл.охлаждения» на блоке коммутации. Отключение в обратном порядке.

При отказе СУ в режиме «отопления» необходимо перейти на работу системы в ручном режиме. Для этого необходимо перевести тумблер «АВТОНОМНАЯ РАБОТА» в верхнее положение, затем также перевести тумблер «РУЧНОЕ УПР. ВКЛ. ПВ» в верхнее положение. При этом должны гореть светодиоды «ПВ КЖ1» и «ПВ КЖ2» на блоке коммутации. Перевести тумблер заслонки распределительной камеры в верхнее положение и тумблер «ТЭН 1.1, ТЭН 1.2, ТЭН 2.1, ТЭН 2.2,» также перевести в верхнее положение.

ВНИМАНИЕ: для работы СОМ в автоматическом режиме тумблеры на панели ручного управления в блоке коммутации должны находиться в нижнем положении (отключены).

ВНИМАНИЕ: ЗАПРЕЩАЕТСЯ при работе с сенсорной панелью использовать острые предметы и касаться более чем одного элемента экрана!

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.