Автосцепка и поглощающий аппарат

Вагоны электропоездов оборудованы нежесткой автосцепкой СА-3 (советская автосцепка, третий вариант). При тщательном контроле состояния деталей и величин их износа автосцепка обеспечивает гарантированную надежность соединения вагонов.

Автосцепка автоматически соединяет вагоны между собой и передает тяговые или тормозные усилия. Она допускает взаимное вертикальное перемещение вагонов в пути следования и возможность сцепления вагонов при разнице в высоте автосцепок до 100 мм. К автосцепному оборудованию относятся также тяговый хомут, поглощающий аппарат 6 (рис. 6.25), упорные угольники, упорная плита 7, розетка с центрирующим механизмом и другие детали. Маятниковое устройство 9 центрирующего механизма, выполненное из балки и двух подвесок, возвращает автосцепку в исходное положение при ее колебаниях и облегчает сцепление вагонов.

Автосцепка с поглощающим аппаратом (тяговый хомут развернут на 180°)

Рис. 6.25. Автосцепка с поглощающим аппаратом (тяговый хомут развернут на 180°): 1 — автосцепка; 2 — ограничитель вертикальных перемещений, 3 — валик подъемника; 4 — цепь; 5 — ручка; 6 — тяговый хомут; 7 — упорная плита; 8 — поглощающий аппарат; 9 — ударная розетка; 10 — маятниковая подвеска; 11 — центрирующая балочка

Автосцепка представляет собой стальной литой корпус, состоящий из головы, в которой смонтирован механизм сцепления, и пустотелого прямоугольного хвостовика с отверстием для клина. Клин соединяет автосцепку с тяговым хомутом поглощающего аппарата 6. Голова имеет большой И (рис. 6.26) и малый М зубья. Пространство между большим и малым зубьями называют зевом автосцепки (контуром зацепления). В механизм сцепления входят замок 2, замкодержатель 7, собачка 4 (предохранитель от саморасцепления), подъемник замка 3, валик подъемника 5, соединяющий болт 6.

Замок 2 механизма сцепления запирает малый зуб соседней автосцепки в пазу большого зуба своей автосцепки. Замок установлен в голове автосцепки так, что под действием своей массы стремится опуститься вниз в положение запирания. Замок имеет сигнальный отросток Ж, окрашенный в красный цвет, на цилиндрический прилив Б замка навешен предохранитель 4 от саморасцепления (собачка), имеющий прямое Е и фигурное К плечи.

Детали автосцепки СА-3

Рис. 6.26. Детали автосцепки СА-3: 1 — корпус автосцепки; 2 — замок; 3 — подъемник замка; 4 — предохранитель замка; 5 — валик; 6 — болт крепления валика; 7 — замкодержатель

Замкодержатель 7 также предотвращает саморасцепление и удерживает автосцепки в расцепленном положении до разведения вагонов. Он имеет овальное отверстие, при помощи которого его навешивают на шип Л головы сцепки со стороны большого зуба И. На замкодержателе имеется лапа Г, которая видна в зеве автосцепки, и внутри корпуса установлен противовес В.

Подъемник замка 3 служит для расцепления автосцепок, отводит замок внутрь и при помощи замкодержателя не дает ему опуститься и восстановить сцепление вагонов до момента их разведения. Подъемник имеет прямой Д и фигурный А пальцы, в нем выполнено квадратное отверстие для валика.

Валик подъемника 5 соединяет все части механизма для расцепления автосцепок. Болт 6 удерживает валик подъемника от выпадания из подъемника.

При сборке автосцепки внутрь головы автосцепки вводят подъемник 3 фигурным пальцем А вверх и укладывают его на опору П со стороны большого зуба И головы. Затем вставляют замкодержатель 7 и овальным отверстием навешивают его на шип Л большого зуба. На шип Б замка 2 навешивают также собачку 4, затем замок с собачкой устанавливают на опору.

При установке замка необходимо тонким стержнем нажать на фигурное плечо К собачки 4, чтобы ее прямое верхнее плечо Е оказалось выше противовеса В замкодержателя 7. После размещения замка 2 через отверстие в голове автосцепки со стороны малого зуба М пропускают валик 5 подъемника и запирают его болтом 6. Болт 6 заполняет выемку валика 5 и не позволяет вынуть валик из автосцепки.

Принцип действия

Сцепление вагонов. Перед сцеплением замок 4 (рис. 6.27) и лапа автосцепки выступают в ее зев. Верхнее плечо Е собачки 3 лежит на полочке малого зуба и располагается выше противовеса В замкодержателя 2 При сцеплении вагонов малый зуб одной автосцепки скользит по скошенной поверхности большого или малого зуба другой и входит в зев. Далее он нажимает на замок 4 и вводит его внутрь корпуса 1, затем нажимает на лапу Г замкодержателя 2 и освобождает замок 4.

Разрез автосцепки в сцепленном и расцепленном состоянии

Рис. 6.27. Разрез автосцепки в сцепленном и расцепленном состоянии: 1 — корпус; 2 — замкодержатель; 3 — предохранитель замка; 4 — замок; 5 — подъемник замка; 6 — валик

Замки двух автосцепок под действием своей массы опускаются, выходят из корпуса и расклинивают друг друга, т.е. заполняют свободное пространство в контуре зацепления автосцепок, чем препятствуют обратному выскальзыванию малых зубьев. Так как на лапы Г замкодержателей 2 нажимают малые зубья, их противовесы В в корпусах подняты и расположены против верхних плеч Е собачек 3. Это исключает возможность саморасцепления, поскольку в случае толчка замок удержится от перемещения внутрь корпуса за счет упора собачки 3 в противовес В замкодержателя 2. При полностью сработавшей автосцепке сигнальные отростки Ж не должны быть видны.

Расцепление вагонов. Для разъединения автосцепок необходимо один из замков 4 утопить внутрь головы корпуса 1, повернув расцепной рычаг. При этом вращаются валик 6 и подъемник 5, который своим фигурным пальцем А нажимает на нижнее плечо К собачки 3. Собачка 3 поворачивается, и ее верхнее плечо Е устанавливается выше противовеса В замкодержателя 2. Затем подъемник 5 тем же пальцем уводит замок 4 в полость автосцепки, одновременно его прямой палец Д поднимает замкодержатель 2. После этого палец Д заскакивает за угол замкодержателя 2, который под действием своей массы опускается вниз.

Разрез автосцепки в сцепленном и расцепленном состоянии

Рис. 6.27. Разрез автосцепки в сцепленном и расцепленном состоянии: 1 — корпус; 2 — замкодержатель; 3 — предохранитель замка; 4 — замок; 5 — подъемник замка; 6 — валик

Автосцепки останутся расцепленными, пока вагоны не будут разведены. Замок 4 будет удерживаться внутри усилием нажатия фигурного пальца А подъемника 5, который обопрется об угол замкодержателя 2. Снаружи автосцепки при этом будет виден сигнальный отросток Ж.

После разведения вагонов малые зубья автосцепок перестают нажимать на лапы замкодержателей. Лапы освобождаются и, поворачиваясь, снова выдвигаются в зевы автосцепок, а утлы сдвинувшихся замкодержателей освобождают подъемники. Подъемники опускаются, и замки выходят из корпусов в зевы автосцепок. После этого автосцепки готовы к повторному сцеплению.

Поглощающий аппарат

Особенности устройства и принцип действия. Для смягчения ударов и рывков, передающихся от автосцепок на рамы кузовов вагонов, служат поглощающие аппараты Р-2П или Р-5П. Поглощающий аппарат Р-2П состоит из корпуса, нажимной плиты, девяти резинометаллических элементов и промежуточной плиты. Каждый резинометаллический элемент собран из двух стальных листов (мостов) толщиной 2 мм, к которыми привулканизированы вставки из специальной морозостойкой резины. Наружный контур вставок в сечении выполнен в форме параболы, что предотвращает выдавливание сжатой резины за пределы мостов.

Чтобы при сжатии поглощающего аппарата исключить относительное смещение резинометаллических элементов и их соприкосновение с кромкой корпуса, на днище корпуса, нажимной и промежуточной плитах, а также на стальных листах резинометаллических элементов имеются фиксирующие выступы и соответствующие углубления.

Усилие, воспринимаемое автосцепкой при сжатии вагонов, передается через ее хвостовик и нажимную плиту поглощающего аппарата на резинометаллические элементы. Элементы сжимаются и ослабляют удар в автосцепке, поглощая его энергию.

Механическое оборудование

  1. Кузова вагонов (вентиляция и отопление кабины машиниста, электрообогрев стекол лобовых окон, вентиляция и отопление пассажирских помещений, система охлаждения тяговых двигателей и преобразователей)
  2. Тележки (общие особенности конструкции тележек моторных и прицепных вагонов, рамы тележек)
  3. Подвеска (шкворневой узел, гидравлический гаситель колебаний, буксовый узел)
  4. Колесные пары
  5. Подвеска тягового двигателя и тяговая передача
  6. Автосцепка и поглощающий аппарат

Основная публикация: Электропоезда постоянного тока ЭД2Т, ЭР2Т, ЭТ2(М)

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

    © 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

    Принципиальные оговорки

    Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

    Ограниченная ответственность

    Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

    Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.