Обязанности локомотивной бригады в пути следования

4.6. Обязанности локомотивной бригады электропоезда “Ласточка” в пути следования:

  • содержать инструмент, инвентарь, противопожарные и сигнальные принадлежности в исправном и опрятном состоянии;
  • после отправления поезда с начальной станции произвести проверку тормозов постановкой рукоятки резервного тормозного крана в положение 3Т в летнее время и 5Т в зимнее время. В зимнее время периодически включать режим очистки дисков. В случае отключения тормозов у отдельных вагонов руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя. Места проверки тормозов в пути следования устанавливаются приказом начальника региональной дирекции скоростного сообщения по согласованию с владельцем инфраструктуры. В случае необходимости проверки действия тормозов в местах, не определенных приказом, проверку действия тормозов в пути следования производить на прямом горизонтальном участке пути с определением эффективности действия тормозов по времени снижения скорости на 10 км/час, которое не должно превышать 15 секунд с момента начала торможения в летнее время и 20 секунд в зимнее время;
  • помощник машиниста при ведении поезда должен находиться в кабине управления головного вагона. Машинист электропоезда для обеспечения наблюдения за работой оборудования и устранения возникших неисправностей, при неисправной радиостанции, оповещения в головной кабине управления, а также для обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров, при ограниченной видимости на посадочных платформах (туман, метель, плохое освещение), может изменить местонахождение помощника машиниста;
  • при отправлении электропоезда с начальной станции помощник машиниста может находиться в хвостовой кабине управления (кроме сдвоенного электропоезда) до выполнения проверки действия тормозов в пути следования. При этом обмен информацией и регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста должен проводиться по переговорному устройству между кабинами, а при неисправности переговорного устройства – с помощью поездной радиосвязи. Переход помощника машиниста из хвостовой кабины управления в головную должен осуществляться только после проверки действия тормозов в пути следования, с разрешения машиниста. Осуществлять проверку работы оборудования и покидать кабину управления помощник машиниста может только с разрешения машиниста;
  • помощник машиниста при переходе из хвостовой кабины управления в головную по вагонам поезда должен проверить состояние внутривагонного оборудования, автоматических и салонных дверей, на слух работу ходовых частей, работу климатической установки. По приходу в головную кабину помощник машиниста докладывает машинисту о результатах проверки и состоянии поезда;
  • периодически, не реже чем один раз в 1,5 часа, помощник машиниста обязан проходить по составу (ведущему, при следовании в сдвоенном режиме) в пути следования для проверки работы электрического и механического оборудования. В случае обслуживания электропоезда машинистом, работающим без помощника машиниста, контроль работы внутривагонного оборудования с указанной периодичностью осуществляет ответственное лицо поездной бригады;
  • в необходимых случаях помощник машиниста по связи “пассажир-машинист” должен передать сообщение о необходимости остановки и осмотра электропоезда. Машинист электропоезда, получив такую информацию, должен остановить поезд, опустить токоприемники, закрепить электропоезд стояночным тормозом (при необходимости тормозными башмаками), передать по радиосвязи информацию машинистам вслед идущих (при необходимости встречных) поездов, ДСП, ДНЦ. При непринятии мер машинистом к остановке поезда, помощник машиниста обязан активировать “Стоп-кран”. Машинист обязан лично осмотреть неисправный вагон и принять решение о возможности дальнейшего следования;
  • на станции отправления машинист и его помощник должны подготовить электропоезд к посадке пассажиров, разблокировать автоматические двери со стороны платформы не менее чем за 20 минут до отправления поезда (при следовании в дальнем сообщении), и не менее чем за 5 минут до отправления поезда (при следовании в пригородном сообщении), установить на маршрутных указателях название станции назначения. За 3 минуты перед отправлением поезда проинформировать пассажиров по радиооповестительной установке или включением СИП о маршруте следования поезда. Примерный перечень обязательных объявлений для пассажиров, передаваемый по радиотрансляционной связи электропоезда “Ласточка”, приведен в приложении. Информирование пассажиров о порядке следования поезда также производится на станциях пересадок, массовой посадки и высадки пассажиров. Информация может доводиться как в автоматическом режиме, так и непосредственно машинистом электропоезда на русском и (при необходимости) на английском языках;
  • при следовании с пригородным поездом объявления производятся установленным порядком перед остановкой и отправления с каждой станции или остановочного пункта. Тексты специальных объявлений и порядок их воспроизведения для пассажиров электропоезда “Ласточка” устанавливаются эксплуатирующей организацией по согласованию с перевозчиком и должны передаваться в автоматическом режиме устройствами СИП, а также быть заранее введены при проведении технического обслуживания электропоезда. СИП должен обеспечивать автоматическое оповещение пассажиров в зависимости местоположения поезда и маршрута следования при обслуживании электропоезда машинистом без помощника машиниста;
  • перед блокировкой или разблокировкой автоматических дверей машинист должен убедиться в отсутствии причин, препятствующих закрытию или открытию автоматических дверей;
  • для обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров локомотивная бригада электропоезда “Ласточка” обязана:

– остановить электропоезд в пределах пассажирской платформы, не проезжая головной кабиной электропоезда сигнального знака “Остановка первого вагона”, а при его отсутствии – торца пассажирской платформы. Заблаговременно выставить соответствующий режим работы автоматических дверей “Высокая платформа” или “Низкая платформа” (в случае наличия на электропоезде соответствующего режима работы дверей).

При следовании по участкам со “смешанным” типом платформ помощник машиниста обязан перед каждым остановочным пунктом контролировать положение позиционного переключателя “Высокая – низкая платформа”;

– разблокировать автоматические двери только после полной остановки поезда и выведения информации о состоянии дверей на интерфейс КБСУ;

– заблаговременно предупредить пассажиров по радиооповестительной установке поезда о платформах, которые по своей длине не вмещают полностью электропоезд, с указанием, из каких вагонов возможен выход. Такое объявление должно быть передано перед отправлением поезда с начальной станции, на предыдущей по ходу движения остановке и перед остановкой у данной платформы. На платформах, предназначенных для выхода пассажиров только из одного тамбура, посадка и высадка пассажиров производится через служебный тамбур головной кабины управления;

– при помехах, ограничивающих видимость состава через камеры обратного вида или боковые форточки, помощник машиниста после остановки обязан выйти из служебного тамбура на платформу, пройти вдоль вагонов или отойти к перилам платформы на расстояние, обеспечивающее видимость посадки и высадки пассажиров во всех вагонах электропоезда. Убедившись в разрешающем показании светофора и окончании посадки и высадки пассажиров, помощник машиниста подает машинисту ручной сигнал на блокировку автоматических дверей (в светлое время суток поднятием вверх руки, в темное время суток поднятием вверх сигнального фонаря с прозрачно-белым огнем). После блокировки автоматических дверей, помощник машиниста возвращается в служебный тамбур и подает сигнал на отправление поезда;

– по окончанию посадки/высадки, убедившись по терминалу КБСУ о закрытии всех автоматических дверей, машинист производит их блокировку. После получения информации через терминал КБСУ о закрытии всех автоматических дверей и их блокировке, убедившись в отсутствии препятствий к отправлению поезда, после доклада помощника машиниста о показании путевых сигналов, машинист приводит поезд в движение;

– при необходимости нахождения помощника машиниста в составе электропоезда, информирование пассажиров по радиооповестительной установке, проверку готовности поезда к отправлению, контроль за посадкой и высадкой пассажиров, а также наблюдение за платформой при отправлении поезда осуществляет машинист. При ограниченной видимости платформы, машинист обязан вызвать из вагона помощника машиниста для осуществления наблюдения за посадкой и высадкой пассажиров. При необходимости вызова помощника машиниста из состава в кабину управления машинист использует радиооповестительную установку поезда;

– приведение поезда в движение разрешается только после закрытия и блокировки автоматических дверей.

4.7. Локомотивная бригада обязана соблюдать следующий порядок отправления поездов со станций и остановочных пунктов:

При нахождении помощника машиниста в кабине хвостового вагона, либо в хвостовой кабине второго состава при работе поездов в сдвоенном формировании:

а) помощник машиниста, при наличии разрешающего сигнала на светофоре, после окончания высадки и посадки пассажиров дает команду на блокировку автоматических дверей вагонов по межкабинной связи. Визуально убедившись в отсутствии помех к приведению поезда в движение, обменивается с машинистом информацией о наличии разрешающего показания на светофоре, и дает машинисту команду на отправление поезда. Если из служебного тамбура задней кабины помощник машиниста не видит показания светофора, то он обязан выяснить это у машиниста по переговорному устройству между кабинами и только после этого дать сигнал на блокировку автоматических дверей. При нахождении платформы в кривых участках пути помощник машиниста обязан выполнить вышеперечисленные действия, выйдя из электропоезда на платформу так, чтобы имелась возможность полностью просматривать электропоезд со стороны платформы. Радиостанция в хвостовой кабине управления должна находиться во включенном состоянии. При неисправности межкабинной связи помощник машиниста связывается с машинистом по радиостанции, для этого трубка радиостанции у помощника машиниста должна быть постоянно снята для прослушивания эфира;

б) если при отправлении электропоезда помощник машиниста видит, что движение электропоезда вдоль платформы создает угрозу жизни или здоровью людей, он обязан немедленно принять меры к экстренной остановке поезда (при помощи ударной кнопки в кабине машиниста), а машинист должен немедленно применить экстренное торможение;

в) после ухода помощника машиниста из хвостовой кабины управления, кабина машиниста должна быть закрыта на замок.

4.8. Движение электропоезда с открытыми автоматическими дверями запрещается. При выявлении неисправности автоматической двери, выдвижной подножки, локомотивная бригада обязана закрыть дверь (задвинуть подножку) принудительным способом и заблокировать в закрытом положении до устранения неисправности.

4.9. При любой остановке поезда, не предусмотренной расписанием, машинист обязан информировать помощника машиниста (локомотивную бригаду второго поезда), находящегося в кабине управления хвостового вагона (кабинах второго поезда), о причине остановки и порядке дальнейшего следования. Если помощник машиниста находится в составе электропоезда, то он должен по связи “Пассажир-машинист” выяснить у машиниста причину остановки. При неполучении сообщения от машиниста, помощник машиниста обязан не допустить начала движения электропоезда активацией “Стоп-крана” и проследовать в кабину управления для выяснения причин остановки.

4.10. При отсутствии помощника машиниста в головной (хвостовой) кабине управления более двух остановочных пунктов (при следовании без остановок – более перегона) и отсутствии у машиниста информации о местонахождении помощника машиниста, машинист обязан по радиооповестительной связи убедиться в наличии в составе помощника машиниста. В случае отсутствия информации от помощника машиниста о месте нахождения машинист обязан произвести остановку поезда на первом остановочном пункте, закрепить электропоезд от самопроизвольного ухода стояночным тормозом, изъять ключи из пульта управления, закрыть кабину управления и лично выяснить местонахождение помощника машиниста. При отсутствии помощника машиниста в составе, машинист обязан сообщить об этом ДСП ближайшей станции (либо ДНЦ) и далее действовать согласно их указаниям. Машинисту разрешается довести поезд без помощника машиниста, только до ближайшей станции. Отправляться на перегон без помощника машиниста запрещается.

4.11. В случае получения машинистом поезда информации от ДНЦ об изменении маршрута следования поезда или изменении графика движения, машинист обязан оповестить пассажиров об этих изменениях по радиооповестительной связи.

4.12. При неграфиковых стоянках поезда более 5 минут и при следовании поезда с опозданием более 10 минут машинист должен вызвать ДМП по ближайшей станции, либо ДНЦ и выяснить у них причину стоянки и задержки поезда и после этого оповестить об этом пассажиров.

4.13. На станциях оборота, где производится уборка вагонов, двери должны быть разблокированы для посадки пассажиров за 10 минут до отправления поезда (данный пункт не применяется при эксплуатации скоростных электропоездов “Ласточка” в дальнем сообщении).

4.14. При эксплуатации электропоездов “Ласточка” на участках, где полезная длина платформы не вмещает полностью состав для обеспечения безопасной посадки-высадки пассажиров, локомотивная бригада, либо иной работник поездной бригады обязаны заблокировать вручную автоматические двери, которые могут оказаться вне платформы.

Вернуться к содержанию инструкции о порядке обслуживания и организации пропуска скоростных электропоездов “Ласточка” всех модификаций на инфраструктуре ОАО “РЖД” или к тексту Распоряжения от 19 декабря 2016 года 2579р.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.