Порядок действий при возникновении пожара в железнодорожном тоннеле

16.1. Машинист электропоезда, получив сообщение о пожаре посредством КБСУ или по устройству связи “пассажир – машинист”, обязан:

  • нажать ударную кнопку “аварийное отключение климатической установки”;
  • направить в соответствующий вагон помощника машиниста (при его наличии). После визуального осмотра, в случае выявления ложного срабатывания, произвести перезагрузку системы пожарной сигнализации. Если ее работоспособность не восстановилась, помощник машиниста должен отключить систему пожарной сигнализации данного вагона.

16.2. В случае обнаружения возгорания (задымления) локомотивная бригада должна действовать следующим порядком:

  • проинформировать пассажиров с помощью системы информирования: “Уважаемые пассажиры! В вагоне N (указать номер вагона) произошел пожар. В целях обеспечения Вашей безопасности просьба перейти в соседние вагоны, соблюдая спокойствие и порядок. После остановки будет организована эвакуация из вагонов”;
  • вывести электропоезд из тоннеля;
  • сообщить по имеющимся видам связи о возникшем пожаре ДНЦ или ДСП по ближайшей станции для организации аварийно-спасательных мероприятий, указав номер поезда, необходимость проведения эвакуации пассажиров, о наличии (или отсутствии) пострадавших и необходимости вызова скорой медицинской помощи;
  • остановить элекоропоезд в удобном для эвакуации пассажиров месте, закрепить состав стояночными тормозами;
  • опустить все токоприемники на электропоезде;
  • выдвинуть подножки выхода на низкую платформу и нажать кнопку “Разблокировка дверей”;
  • проинформировать пассажиров с помощью системы информирования: “Уважаемые пассажиры! В целях обеспечения Вашей безопасности просьба покинуть вагоны, соблюдая спокойствие и порядок. Двери разблокированы”.

16.3. В случае невозможности вывести электропоезд из тоннеля локомотивная бригада обязана:

  • по имеющимся видам связи сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП по ближайшей станции, а также машинистам вслед идущих (и встречных поездов) для организации аварийно-спасательных мероприятий, указав номер поезда, точное место его остановки. Получить приказ от ДНЦ или ДСП по станции на эвакуацию пассажиров и направление вывода пассажиров из тоннеля;
  • опустить все токоприемники на электропоезде;
  • по средствам КБСУ убедиться в опускании всех токоприемников. По системе внутреннего и наружного видеонаблюдения оценить ситуацию, при необходимости запросить отключение напряжения контактной сети;
  • выдвинуть подножки для выхода на низкую платформу со стороны, безопасной для эвакуации пассажиров (со стороны эвакуационных штолен, исключающую попадание пассажира на смежный путь), нажать кнопку “Разблокировка дверей”;
  • проинформировать пассажиров с помощью системы информирования: “Уважаемые пассажиры! В вагоне номер (указать номер вагона) произошел пожар. По техническим причинам электропоезд не может продолжить движение. В целях обеспечения вашей безопасности просьба покинуть вагоны, соблюдая спокойствие и порядок. Двери электропоезда разблокированы со стороны эвакуационного выхода. После выхода из вагона следуйте по указателям аварийного выхода в тоннеле. Сотрудникам охранной организации и полиции срочно принять меры к доставке огнетушителей в вагон номер (указать номер вагона)”;
  • высадку из вагонов производить поочередно, начиная с вагона, в котором произошло возгорание. В случае, если возникла обстановка, угрожающая безопасности пассажиров нескольких вагонов или всего электропоезда, произвести эвакуацию из нескольких вагонов одновременно;
  • машинист электропоезда, обесточив электрические цепи, кроме аварийного освещения и заперев кабину управления, используя первичные средства пожаротушения, по возможности, приступить к тушению пожара. Тушить очаг возгорания при наличии напряжения в контактной сети разрешено не ближе 2-х метров от контактного провода и не ближе 8-ми метров от упавшего контактного провода;
  • при необходимости эвакуации через аварийные выходы салона, разбить стекло вагона с помощью специального молотка, разложить эвакуационную лестницу;
  • помощник машиниста с привлечением сотрудников ЧОП и полиции, сопровождающих электропоезд, организовывает эвакуацию пассажиров до выхода из тоннеля или эвакуационной штольни, организовывает взаимодействие с сотрудниками МЧС и далее действует по указанию руководителя тушения пожара;
  • машинист, после окончания эвакуации пассажиров из электропоезда, закрывает двери в электропоезде. Сообщает ДНЦ о наличии (или отсутствии) пострадавших и необходимости вызова скорой медицинской помощи;
  • по окончании эвакуации пассажиров из горящего электропоезда и невозможности самостоятельного тушения очага возгорания машинист обязан покинуть состав после его закрепления тормозными башмаками, изъять кассеты регистрации БЛОК, бланки предупреждения и журнал ТУ-152, а также другую документацию, находящуюся на электропоезде.

Вернуться к содержанию инструкции о порядке обслуживания и организации пропуска скоростных электропоездов “Ласточка” всех модификаций на инфраструктуре ОАО “РЖД” или к тексту Распоряжения от 19 декабря 2016 года 2579р.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.