Порядок движения и организация пропуска электропоездов

21. Максимальные скорости движения электропоездов по железнодорожным путям ОАО «РЖД» устанавливаются приказами начальников железных дорог в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 30 мая 2016 г. № 1005р. Допускается перепрограммирование устройств БЛОК электропоезда на установку значения допустимой скорости движения на 5 км/ч более установленной приказом начальника дороги.

22. При следовании электропоездов со скоростями более 140 км/ч, переговоры между машинистом и помощником машиниста, а также переговоры машиниста и помощника машиниста по поездной радиосвязи с работниками хозяйства перевозок во время движения осуществляются в соответствии с требованиями распоряжения ОАО «РЖД» от 29 июля 2009 г. № 1591р.

23. При следовании электропоездов со скоростями 140 км/ч и менее, регламент переговоров осуществляется в соответствии с требованиями приложения № 20 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Приложение № 8 к ПТЭ).

24. На участках, где электропоезда обращаются со скоростями более 140 км/ч, заявки для включения в бланк предупреждения формы ДУ-61 должны подаваться в адрес ДСП не менее чем за 4 часа до начала действия, по всему участку следования скоростного электропоезда. При возникновении ситуаций, угрожающих безопасности движения и требующих ограничения скорости движения или иных оперативных действий, предупреждение передается машинисту непосредственно через ДСП станций, ограничивающих перегон, по радиосвязи или при остановке поезда на станции. Отмена предупреждения, произошедшая во время следования поезда, производится регистрируемым приказом ДНЦ и передается машинисту по имеющимся видам поездной радиосвязи лично ДНЦ или через ДСП станции.

25. Локомотивной бригаде электропоездов выдаётся два экземпляра бланка предупреждений формы ДУ-61. Бланки предупреждения должны быть вручены локомотивной бригаде на весь маршрут следования поезда не менее чем за 10 минут до отправления поезда с начальной станции.

26. На начальной станции отправления электропоезд «Ласточка» должен быть подан под посадку пассажиров с учётом начала посадки не менее чем за 20 минут до отправления поезда (при следовании в дальнем сообщении) и не менее чем за 5 минут до отправления поезда (при следовании в пригородном сообщении).

27. При сквозном пропуске по станциям электропоезда, следующие со скоростными поездами пропускаются по главным путям станции, если иной маршрут пропуска не установлен приказом владельца инфраструктуры.

В исключительных случаях, допускается пропуск электропоездов по боковым путям станций или по неправильному пути перегона по приказу начальника (первого заместителя начальника) региональной дирекции управления движением или начальника диспетчерского центра управления перевозками.

При необходимости пропуска поезда по боковым путям станций, а также по неправильному пути перегона, ДНЦ (ДСП) должен заблаговременно сообщить машинисту по радиосвязи о предстоящем порядке пропуска и, получив подтверждение машиниста, разрешить дальнейшее следование поезда. Маршрут следования Электропоезда по боковым путям станции во время проведения плановых технологических «окон» указывается в телеграмме на предоставление «окна».

28. На участках, где электропоезда обслуживают скоростные поезда, обращающиеся со скоростями более 140 км/ч, при необходимости пропуска электропоездов по боковым и неспециализированным для пропуска пассажирских поездов путям станций, ДСП (ДНЦ при диспетчерской централизации) заблаговременно, после проследования предыдущей станции, передает машинисту электропоезда информацию об условиях дальнейшего следования, и после ее подтверждения производит прием поезда на станцию. В случае, если передать машинисту информацию об изменении условий пропуска невозможно, ДСП (ДНЦ) обязан закрыть входной сигнал. Прием поезда на станцию разрешается только после подтверждения машинистом информации о маршруте пропуска (приема).

29. Движение электропоездов при следовании по неправильному пути перегона должно осуществляться по показаниям БЛОК со скоростью, установленной приказом начальника железной дороги, но не более 160 км/ч.

Проследование железнодорожных переездов осуществляется в соответствии с Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденными приказом Минтранса России от 31 июля 2015 г. № 237 (зарегистрирован Минюстом России 4 сентября 2015 г., регистрационный № 38792).

30. На участках железных дорог, где поезда обращаются со скоростями более 140 км/ч:

30.1.  ДСП (ДНЦ участка при диспетчерской централизации) обязан за 15 мин до прохода электропоезда «Ласточка» сообщить об этом дежурному по железнодорожному переезду, в том числе, при отправлении скоростного поезда по неправильному пути или с отклонением от расписания.

Дежурный по переезду, не менее чем за 5 минут до прохода Электропоездов, должен прекратить движение транспортных средств через переезд, закрыть шлагбаум и поднять устройства защиты переезда (при их наличии), а также нажать кнопку «Скоростной поезд», после чего доложить ДСП (ДНЦ при диспетчерской централизации) о свободности переезда и готовности к пропуску. Об отправлении скоростного поезда по неправильному пути или с отклонением от расписания, дежурные по переезду должны быть извещены по телефону заблаговременно. Порядок оповещения дежурных по переезду должен быть установлен нормативным документом железной дороги.

30.2.  маневровая работа на станции с выходом на маршрут приема и отправления Электропоезда должна быть прекращена не менее чем за 10 минут до его проследования по станции. Руководитель маневров должен убедиться и доложить ДСП (ДНЦ), что вагоны, оставленные на путях, где производились маневры, закреплены в соответствии с нормами, установленными ТРА станции;

30.3.  ДСП станции (ДНЦ при нахождении станции на диспетчерском управлении) обязаны за 5 минут до прохода Электропоездов закончить все операции, связанные с приготовлением маршрутов для его пропуска, и нажать кнопку «Скоростной поезд» (при их наличии);

30.4.  не менее чем за 20 минут до прохода  Электропоездов, все съемные подвижные единицы (ремонтные вышки, путевые вагончики, съемные дефектоскопные тележки) должны быть сняты с путей, входящих в маршрут следования этого поезда, а также с путей, имеющих выход на маршрут его приема и отправления, и надежно закреплены. Запрещается выезд на перегон съемных единиц, а также моторно-рельсового транспорта несъемного типа, если до прохода Электропоезда остается менее 30 минут;

30.5.  все работы, включая осмотры пути, искусственных сооружений и других объектов инфраструктуры, очистка стрелочных переводов, примыкающих к участкам пропуска Электропоездов, должны быть прекращены, путь, сооружения и устройства должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда, материалы и инструмент убраны с пути на полевую сторону на расстояние не менее 5-ти метров от крайнего рельса, не менее чем за 20 минут до прохода Электропоездов;

30.6.  все работники не менее чем за 10 минут до прохода Электропоезда должны отойти на полевую сторону на расстояние не менее 5-ти метров от крайнего рельса. Возобновление работ разрешается только после проследования электропоездов;

30.7.  в случае нарушения габарита, он должен быть восстановлен не менее чем за 30 минут до прохода Электропоезда;

30.8.  руководители работ обязаны остановить хозяйственные поезда, имеющие в составе открытый подвижной состав с сыпучими грузами (песок, щебень и др.), отвести работников на полевую сторону на расстояние не менее 5-ти метров от крайнего рельса. Запрещается нахождение работников на междупутье при пропуске Электропоездов на перегонах и участках пути, расположенных на совмещенном земляном полотне;

30.9.  если перед проходом Электропоезда будет нарушена нормальная работа устройства СЦБ, ДСП станции должен немедленно доложить об этом ДНЦ и машинисту Электропоезда и принять в установленном порядке необходимые меры. Пропуск Электропоездов по главным путям станций, на которых устройства СЦБ выключены из действия с сохранением пользования сигналами, должен осуществляться в соответствии с требованиями «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при технической эксплуатации устройств СЦБ», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 20 сентября 2011 г. № 2055р;

30.10. ДСП, дежурные по вокзалам или иные лица, на которых возложена передача оповещений, за 15 минут до проследования Электропоезда, следующего в скоростном режиме, по громкоговорящей связи оповещают пассажиров, проводников стоящих поездов и работников станции о его приближении путем трехкратного повторения сообщения с интервалом в 5 минут. При нажатии ДСП (ДНЦ) кнопки «Скоростной поезд» оповещение на станции и остановочные пункты прилегающих перегонов подается посредством автоматической системы оповещения. При отсутствии или неисправности на станции устройств информирования пассажиров, извещение о проследовании Электропоездов должно осуществляться с помощью переносных громкоговорящих устройств;

30.11. проводники стоящих на станциях пассажирских поездов, получив сообщение по громкоговорящей оповестительной связи о приближении по смежному пути Электропоездов, следующего в скоростном режиме, обязаны предупредить об этом пассажиров и закрыть двери вагонов со стороны следования такого поезда;

30.12. на пассажирских платформах станций и остановочных пунктов, местах перехода людей через железнодорожные пути, на переездах должны быть вывешены специальные информационные щиты с предупредительными надписями о следовании скоростных поездов (на станциях не менее 4-х, на остановочных пунктах не менее 2-х на каждую остановочную высокую платформу и 1-му на остановочный пункт с низкой пассажирской платформой). Ответственность за размещение информационных щитов возлагается на балансодержателей пассажирских платформ, пешеходных переходов и переездов;

30.13. на двухпутных и многопутных (по смежному пути) перегонах запрещается отправление в попутном и встречном направлении с проходящим Электропоездом поездов, в составе которых имеются вагоны с грузами всех степеней боковой негабаритности, сыпучими грузами (песок, щебень и др.), а также вагоны с окатышами.

30.14. проследование Электропоездами путевых светофоров с двумя желтыми огнями (включая верхний мигающий) должно осуществляться со скоростью, обеспечивающей остановку поезда перед светофором с запрещающим показанием или следование на боковой путь станции со скоростью, установленной приказом начальника дороги, но не более                  100 км/ч.

31. В случае пропадания на локомотивных устройствах БЛОК информации по каналу АЛС-ЕН (если железнодорожный путь оборудован устройствами многозначной автоматической локомотивной сигнализации) или неустойчивой работы устройств АЛС-ЕН, машинист обязан сообщить об этом ДСП ближайшей станции или ДНЦ.

32. При нарушении исправной работы БЛОК машинист должен сообщить об этом ДСП (ДНЦ). После получения регистрируемого приказа ДНЦ на следование с неисправным устройствами безопасности БЛОК, машинисту разрешается дальнейшее следование со скоростью, установленной приказом начальника железной дороги для данного участка железнодорожного пути, руководствуясь показаниями путевых светофоров и требованиями, предусмотренными в Приложении № 8 к ПТЭ. Все нарушения работы устройств БЛОК и АЛС-ЕН расследуются установленным порядком.

33. При приеме электропоездов на тупиковый путь станции скорость в начале пути приема в скоростном режиме должна быть не более 40 км/ч, в нескоростном режиме не более 25 км/ч, и во всех случаях за 100 метров до тупиковой призмы не более 20 км/ч.

В связи с конструктивными особенностями тормозной системы электропоездов допускается применение комбинированного торможения электропоезда контроллером тяги/торможения при следовании на запрещающий сигнал и на тупиковый путь.

34. При организации отстоя электропоездов на путях железнодорожных станций устанавливается следующий порядок их закрепления от самопроизвольного ухода:

  • при постановке электропоезда на путь отстоя машинист производит его закрепление путём приведения в действие стояночного пружинного тормоза. О выполненном закреплении, машинист обязан доложить по радиосвязи дежурному по станции. Лицом, ответственным за закрепление электропоезда на пути отстоя является машинист электропоезда;
  • при приведении электропоезда в рабочее состояние, перед началом движения с пути отстоя, машинист обязан деактивировать стояночный пружинный тормоз электропоезда и доложить о снятии закрепления по радиосвязи ДСП;
  • в случае невозможности приведения в действие стояночного пружинного тормоза, электропоезд закрепляется тормозными башмаками с двух сторон в соответствии с требованиями ТРА станции. В случае необходимости закрепления электропоезда тормозными башмаками с двух сторон – один из тормозных башмаков устанавливается без наката колёсной парой и закрепляется от несанкционированного снятия работником железнодорожной станции с помощью станционного спецустройства.

Содержание типовой инструкции о порядке обслуживания и организации пропуска скоростных электропоездов «Ласточка» и «ЭШ2» всех модификаций на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от «13» июня 2018 г. № 1232р:

I. Общие положения
II. Порядок движения и организация пропуска электропоездов
III. Порядок действия работников, обслуживающих электропоезда, в аварийных и нестандартных ситуациях
IV. Порядок технического обслуживания Электропоезда в депо и пунктах оборота. Обязанности локомотивной бригады
V. Порядок взаимодействия в пути следования локомотивной бригады и работников поездной бригады
VI. Организация работы локомотивной и поездной бригад по обслуживанию пассажиров
VII. Маневровая работа с электропоездами «Ласточка», «ЭШ2»
VIII. Порядок обслуживания локомотивной бригадой соединенных электропоездов «Ласточка», «ЭШ2»
IX. Особенности эксплуатации электропоезда в зимний период
X. Обеспечение транспортной безопасности
XI. Порядок хранения инвентарного оборудования на электропоезде
XII. Порядок использования системы видеонаблюдения электропоезда «Ласточка»
XIII. Особенности проследования станций стыкования рода тока
XIV. Особенности эксплуатации электропоездов «Ласточка» на участках, оборудованных АСУ-Д
XV. Особенности работы поездной радиосвязи электропоездов «Ласточка», «ЭШ2»
XVI. Порядок действий локомотивной бригады при возникновении пожара в электропоезде, движущемся в железнодорожном тоннеле
XVIΙ. Порядок работы электропоездов «Ласточка» на Московской центральном кольце
Приложение № 1 к Инструкции о порядке обслуживания и организации пропуска скоростных электропоездов всех модификаций на инфраструктуре ОАО «РЖД»

Электронная подпись. Подписал: Краснощек А.А. №1232/р от 13.06.2018

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.