Особенности эксплуатации электропоезда в зимний период

  1. Порядок тестирования и управления тормозами электропоезда, в том числе в зимний период, устанавливается конструкторской документации на электропоезд и нормативными документами ОАО «РЖД».
  2. Исходя из местных условий, эксплуатирующая организация совместно с балансодержателем подвижного состава (если это разные юридические лица), устанавливают собственные требования к управлению тормозами Электропоездов, не противоречащие нормативным документам ОАО «РЖД» и конструкторской документации.
  3. Управление тормозами электропоездов «Ласточка» в зимних условиях:
    • дополнительная проверка действия тормозов на эффективность в зимних условиях должна осуществляться путем постановки рукоятки резервного тормозного крана в положении «5Т», не реже чем один раз каждые 60 минут следования поезда. Данную проверку разрешается совмещать с торможением на преломление скорости, за исключением торможения на графиковую останвоку;
    • при наличии снега на пути или снегопаде, перед проверкой тормозов на эффективность, машинист должен применять режим чистки тормозных дисков с целью их прогрева.
  4. Особенности управления тормозами «ЭШ2» в зимних условиях.
    • основным (приоритетным) тормозом, при управлении тормозами в зимних условиях пути является электрический тормоз;
    • после отправления с начального пункта, при скорости более              10 км/ч, для очистки поверхности катания колеса и улучшения коэффициента трения колеса с рельсом, необходимо специальной экранной кнопкой дисплея управления активировать включение очищающих колодок;
    • в пути следования рекомендуется активировать включение очищающих колодок через каждые 30 километров, а, при наличии снежного покрова на рельсах, через каждые 15-20 километров;
    • для очистки и прогрева тормозных дисков, при помощи фрикционного торможения, необходимо использовать автоматический режим прогрева дисков, который активируется экранной кнопкой дисплея управления при температуре наружного воздуха 0°С. Допустимо производить принудительную очистку и прогрев тормозных дисков в режиме тяги. Для быстрой очистки и прогрева всех тормозных дисков использовать торможение пневматическим тормозом;
    • для улучшения тормозного эффекта электрического или пневматического тормозов необходимо применять подачу песка, которая активируется отдельной кнопкой на пульте машиниста;
    • для исключения появления динамических продольных толчков, при торможении электрическим тормозом, применение песочницы обязательно;
    • если при торможении электрическим тормозом снизится коэффициент сцепления колеса с рельсом, то система управления электропоездом автоматически включит электропневматический тормоз под контролем системы противоюза (отдельно для каждой тележки вагонов, в зависимости от коэффициента сцепления колеса с рельсом);
    • если при торможении электрическим тормозом необходимо быстро снизить скорость, то тогда необходимо перевести рычаг контроллера в промежуточное положение между позициями EMB и В. При этом будет происходить комбинированное торможение электрическим и электропневматическим тормозом (под контролем противоюза). При перемещении рычага контроллера в направлении положения В будет осуществляться наполнение тормозных цилиндров, причем вначале наполнение будет идти на немоторные оси, а при дальнейшем перемещении рычага в направлении положения В, произойдет равномерное распределение давления на моторных и немоторных осях. Данный режим применяется при плохих погодных условиях (дождь, снег, листопад, а также при обледенение контактной сети, с целью исключить большие токовые нагрузки на лыжи токоприемников);
    • при сильном обледенении контактной сети и невозможности применения электрического тормоза необходимо перейти на использование пневматического тормоза;
    • при температуре воздуха ниже -20°С, с целью исключения примерзания тормозных колодок к дискам необходимо, перед опробованием тормозов на стоянке производить повторяющиеся торможения (ПТ или ЭПТ) до достижения максимального давления в тормозных цилиндрах. Если позволяют условия (расстояние до сигнала, показание сигнала, положение стрелок, разрешение ДСП), то после проведения опробования тормозов необходимо проверить ход электропоезда посредством трогания с места. Если из-за примерзания колодок движения электропоезда не произошло, то необходимо несколько раз произвести полное служебное торможение, затем дать максимально возможное тяговое усилие для срыва электропоезда с места. Если сорвать электропоезд с места не удалось, то следует поставить реверс в положение назад и снова дать максимально возможное усилие тяги. Если результат не достигнут, то для срыва электропоезда с места необходимо запросить локомотив.
  5. В зимнее время электропоезд должен быть экипирован омывающей жидкостью лобовых стекол с соответствующей температурой замерзания, электрические обогревы узлов, механизмов и остекления должны быть исправны.
  6. При температуре наружного воздуха ниже -20ºС, а также при длительных стоянках, особенно во время метели, во избежание оледенения токоприемников, локомотивная бригада должна производить принудительный подъем и опускание (не менее 2-х раз) всех токоприемников, не реже, чем каждые 30 минут стоянки на станции или в пункте оборота (депо).
  7. При осмотре экипажной части поезда в пунктах оборота, при наличии времени, локомотивная бригада должна проводить проверку исправной работы автоматических дверей и выдвижных подножек в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации соответствующего подвижного состава.
  8. При обслуживании поездов сдвоенного формирования, во избежание обмерзания стеклоочистителей электропоездов «Ласточка» смежных кабин управления, локомотивные бригады должны перевести их в крайнее правое положение на наиболее отапливаемую зону лобового стекла.

Содержание типовой инструкции о порядке обслуживания и организации пропуска скоростных электропоездов «Ласточка» и «ЭШ2» всех модификаций на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от «13» июня 2018 г. № 1232р:

I. Общие положения
II. Порядок движения и организация пропуска электропоездов
III. Порядок действия работников, обслуживающих электропоезда, в аварийных и нестандартных ситуациях
IV. Порядок технического обслуживания Электропоезда в депо и пунктах оборота. Обязанности локомотивной бригады
V. Порядок взаимодействия в пути следования локомотивной бригады и работников поездной бригады
VI. Организация работы локомотивной и поездной бригад по обслуживанию пассажиров
VII. Маневровая работа с электропоездами «Ласточка», «ЭШ2»
VIII. Порядок обслуживания локомотивной бригадой соединенных электропоездов «Ласточка», «ЭШ2»
IX. Особенности эксплуатации электропоезда в зимний период
X. Обеспечение транспортной безопасности
XI. Порядок хранения инвентарного оборудования на электропоезде
XII. Порядок использования системы видеонаблюдения электропоезда «Ласточка»
XIII. Особенности проследования станций стыкования рода тока
XIV. Особенности эксплуатации электропоездов «Ласточка» на участках, оборудованных АСУ-Д
XV. Особенности работы поездной радиосвязи электропоездов «Ласточка», «ЭШ2»
XVI. Порядок действий локомотивной бригады при возникновении пожара в электропоезде, движущемся в железнодорожном тоннеле
XVIΙ. Порядок работы электропоездов «Ласточка» на Московской центральном кольце
Приложение № 1 к Инструкции о порядке обслуживания и организации пропуска скоростных электропоездов всех модификаций на инфраструктуре ОАО «РЖД»

Электронная подпись. Подписал: Краснощек А.А. №1232/р от 13.06.2018

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.