На панели сигнальных ламп пульта управления электропоезда ЭТ2М расположены две сигнальные лампы: "СОТ" (Сигнал отпуска тормоза) и "КПТ" (Контроль поездного торможения), которые позволяют контролировать локомотивной бригаде, в частности, срабатывание автоматических тормозов на одном из вагонов электропоезда либо на всем электропоезде, соответственно.

Для управления сигнальными лампами на каждом вагоне электропоезда предусмотрены два датчика СОТ (Сигнализатор отпуска тормозов, усл. №352А), которые воздействуют на свои реле путем замыкания контакта в цепи "по минусу":

  • ПСОТ1 (провод 30-15ГЮ);
  • ПСОТ2 (провод 30-16ГЮ).
Сигнализатор отпуска тормозов

Сигнализатор отпуска тормозов

Сигнализатор отпуска тормозов
Цепь питания реле ПСОТ

Схема подключения катушек реле ПСОТ1 и ПСОТ2 и панель с этими реле, установленная в моторном вагоне электропоезда.

Питание провода 15Г

"Плюс" реле ПСОТ1 и ПСОТ2 получают от провода 15Г , т.е. от секционного провода 15 через автомат Q40, и начинают работать при включении аккумуляторных батарей на электросекции поезда.

Панель на которой установлены реле ПСОТ

СОТ

При срабатывании любого из сигнализаторов отпуска тормозов происходит включение реле ПСОТ1 или ПСОТ2 вагона электропоезда, поездной провод 51 через одну из параллельных блокировок реле ПСОТ1 или ПСОТ2 получает свой "минус". Наличие "минуса" на 51-м проводе гарантирует загорание сигнальной лампы "СОТ" на пульте управления после включения "ВУ" ("плюс" светодиода берется на поездном проводе 22, по цепи: провод 22 - автомат Q52 - провод 22КА - R605 - светодиод Л8 - провод 51).

Цепь лампы СОТ
Блокировки ПСОТ в цепи провода 28

КПТ

Лампа "КПТ" (Контроль поездного торможения) - загорается в случае срабатывания тормозов на всем электропоезде: сработали все сигнализаторы отпуска тормозов на электропоезде, которые, в свою очередь, включили реле ПСОТ1 и ПСОТ2 каждого вагона, которые собрали минусовую цепь провода 28 через весь электропоезд. "Минус" на 28 провод идет с хвостового вагона электропоезда:
  • ППТ находится в положении "Хвостовой";
  • сработали автоматические тормоза хвостового вагона, и, следовательно, получили питание катушки реле ПСОТ1 и ПСОТ2.
по цепи от провода 30 - через замкнутый контакт ППТ (30-28Е) в положении "Хвостовой" - предохраняющий резистор R609 - диод Д122 (на хвостовом вагоне лампа "КПТ" не загорается) - провод 28Д - замкнувшаяся блокировка ПСОТ2 (28Г-28Д) - замкнувшаяся блокировка ПСОТ1 (28Г-28) - провод 28. На промежуточных (прицепных и моторных) вагонах, при срабатывании автоматических тормозов, получив питание, реле ПСОТ1 и ПСОТ2 собирают цепь от провода 28Г (лобовое штепсельное соединение) - провода 28 торцевое штепсельное соединение. На головном вагоне:
  • после включения "ВУ" (в любой кабине управления);
  • и постановке переключателя ППТ в положение "Головной";
  • при срабатывании автоматических тормозов головного вагона и, следовательно, получили питание катушки реле ПСОТ1 и ПСОТ2.
по цепи провод 22 - автомат Q52 - провод 22КА - замкнутый контакт ППТ (22КА-28Е) в положении "Головной" - резистор R609- светодиод Л12 "КПТ" - провод 28Д - замкнувшаяся блокировка ПСОТ2 (28Г-28Д) - замкнувшаяся блокировка ПСОТ1 (28Г-28) - провод 28.

Схема подключения сигнальных ламп СОТ и КПТЗавязка провода 28 на ППТ

В случае неисправности

В случае неисправности одного из сигнализаторов отпуска тормозов усл. №352А, когда одно из реле ПСОТ надежно включено (ложное срабатывание):

  • или подложить изоляцию под прямую блокировку реле ПСОТ (30-51);
  • или надежно выключить реле и соединить блокировку в цепи 28 провода;

выключено (разрушение контакта внутри датчика, замерзание):

  • соединить блокировку 28 проводов.

Такой ремонт позволит сохранить работоспособность лампы сигнальной "КПТ".

Сделать запись в журнале ТУ-152 о необходимости замены СОТ и об установленных перемычках (подложенной изоляции).

Приступая к поиску неисправности, в первую очередь, необходимо принять все меры к закреплению электропоезда. Машинист или помощник машиниста должны лично убедиться в отпуске тормозов на всем электропоезде (ложное загорание лампы СОТ), или их срабатывании (нет сигнализации КПТ). Локомотивная бригада должна, руководствоваться действовать в соответствии с местной инструкцией по охране труда.

Поиск неисправности

Поиск неисправности заключается в поиске неисправного вагона на котором:

  • либо произошло ложное срабатывание сигнализатора отпуска тормозов, который в свою очередь, включил реле ПСОТ, которое собрало цепь питания лампы "СОТ" при отпущенных тормозах - посторонний минус на 51-м проводе;
  • либо произошла поломка или замерзание сигнализатора отпуска тормозов, который в свою очередь, не включил одно из реле ПСОТ, которое разорвало цепь питания лампы "КПТ" при сработавших автоматических тормозах - обрыв цепи 28 провода.

В пути следования: визуальным осмотром реле ПСОТ1 и ПСОТ2.

Инструменты: шлицевая отвертка, перемычка длиной 50см.

Условия: машинист находится в головном вагоне, "ВУ" включен, ППТ хвостового и головного вагонов находятся в своих рабочих положениях.

Неисправность определяется по общей методике поиска постороннего питания на проводе, либо обрыва провода.

Тележка прицепного вагона