Водопропускная труба — искусственное сооружение, укладываемое в теле железнодорожной насыпи для пропуска водного потока при небольших расходах воды. При одинаковой строит, стоимости водопропускной трубы и малого моста преимуществами водопропускной трубы являются меньшие расходы на эксплуатацию и содержание; сохранение конструкции верхнего строения пути; меньшая чувствительность к возрастанию врем, подвижной нагрузки; поглощение (гашение) динамического воздействия врем, нагрузки в теле насыпи.

Элементы водопропускной трубы рассчитывают на действие пост, нагрузки от веса грунта и пере м. динамического воздействия от подвижного состава. Размеры отверстия водопропускной трубы определяются гидравлические расчётом; из эксплуатационных соображений диаметр принимается, как правило, не менее 1 м. Водопропускная способность трубы зависит не только от размеров отверстия, но и от формы поперечного сечения трубы, конструкции вводящих и выводящих воду устройств (оголовков), степени шероховатости русла в трубе.

Водопропускные трубы бывают напорные (вода заполняет всё сечение), полунапорные (на входе в трубу вода заполняет всё сечение, а на части длины и на выходе имеет свободную поверхность) и наиболее распространённые безнапорные (вода заполняет не всё сечение). Водопропускные трубы сооружаются из дерева, камня, бетона, железобетона, металла. По форме поперечного сечения различают водопропускные трубы овоидальные (яйцевидные), круглые, прямоугольные, каплевидные и др., по способу изготовления — сборные (сооружаются из готовых блоков, звеньев) или монолитные (изготовляются на месте строительства).

Водопропускная труба состоит из входного и выходного оголовков, звеньев и фундамента. Оголовки устраиваются на концах трубы для плавного ввода и вывода водного потока, снижения сопротивления движению воды, повышения водопропускной способности трубы и предохранения от размыва насыпи. Применяются оголовки различных типов. Портальный оголовок состоит из вертикальной стенки, расположенной параллельно оси насыпи; в оголовок входят конусы насыпи, укреплённые каменным мощением. Оголовок коридорного типа имеет две параллельные вертикальной стенки с закруглёнными концами. Воротниковый оголовок выполнен из утолщённого звена трубы, срезанного параллельно откосу насыпи. У раструбного оголовка имеются боковые стенки (откосные крылья), в верх, части срезанные по откосу насыпи. Применяются также раструбные оголовки с коническим звеном. При выборе типа оголовка учитывается его влияние на водопропускную способность трубы. В качестве входных нежелательно применение воротниковых и портальных оголовков. Наиболее выгодны по экономических и гидравлические соображениям раструбные оголовки в сочетании с первым звеном конической формы.

Получение воды для системы водоснабжения из поверхностного источника: 1 — водоём; 2 — водоприёмник; 3 — самотёчный трубопровод; 4 — береговой колодец; 5 — насосы первого подъёма; 6— станция обработки воды; 7 — резервуар чистой воды; 8 — насосы второго подъёма; 9 — водовод; 10 — водонапорная башня; 11 — разводящая сеть.

Деревянные водопропускные трубы

Деревянные водопропускные трубы (треугольные, прямоугольные и трапециевидные) рекомендуются лишь для врем, использования. Металлические гофрированные трубы изготовляют на заводах из стального листа толщиной 2 мм с шагом волны 60 мм. Гибкие и лёгкие, воспринимающие значительные нагрузки, такие трубы легко монтируются на месте. В большинстве случаев фундаменты устраиваются только под оголовками. Недостатки таких труб — необходимость применения спец. антикоррозийных сортов стали и спец. оборудования для их изготовления. В основном водопропускные трубы строят из сборных бетонных и железобетонных блоков, сборные звенья которых имеют овоидальное, круглое или прямоугольное сечение. Наиболее распространены железобетонные круглые трубы с внутреннего диаметром 0,5—2 м. Звенья таких труб выполняются в виде колец диаметром 1—2 м. Звенья прямоугольного поперечного сечения применяются в водопропускных трубах с отверстиями от 1 до 4 м. Укладка труб под ж.-д. насыпями без фундаментов не рекомендуется. Под оголовками фундаменты должны иметь более мощную конструкцию, чем под звеньями, т. к. основание оголовков не защищено от промерзания и подвержено воздействию воды. Применяется наружная обмазочная или оклеечная гидроизоляция.

Публикации на Интернет-сайте

Кабина управления высокоскоростного электропоезда Сапсан

Инструкция по охране труда локомотивных бригад ВСМВПС

Инструкция по охране труда локомотивных бригад ВСМВПС утвержденная Распоряжением ОАО "РЖД" от 2 декабря 2021 года №2716/р определяет общие требования охраны труда, устанавливает требования охраны…
Удостоверение по охране труда.

Положение о порядке применения предупредительных талонов по охране труда в ОАО «РЖД»

Настоящее Положение определяет порядок применения предупредительных талонов по охране труда в ОАО «РЖД» и является основополагающим документом для всех филиалов ОАО «РЖД» и структурных подразделений. С…
Помощникам-машиниста электропоезда

Положение о локомотивной бригаде ЦДМВ

Положение о локомотивной бригаде Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» устанавливает основные положения организации работы и порядок действий работников локомотивных бригад.
Логотип системы RailID

Файлы для загрузки

ЭС2Г 034 прибывает на станцию Сходня

Функциональное отличие единой версии 2.6.0 от штатной версии 2.5.0

Перечень основных функциональных отличий единой версии программного обеспечения МПСУиД 2.6.0 от штатной версии ПО МПСУиД 2.5.0.
Электронная аппаратура электропоезда

Железнодорожная энциклопедия

В русской технической и популярно-технической литературе до сих пор еще не было попыток дать массовому читателю-железнодорожнику общее представление о работе всего железнодорожного аппарата в целом…
Фотографии к справочнику по тормозам

Эксплуатация автотормозов, устройств АЛСН и радиосвязи

Осмотр, обслуживание и проверка тормозного оборудования при ТО-1 локомотивов и моторвагонного подвижного состава (МВПС) выполняются силами локомотивной бригады во время их приемки, эксплуатации и сдачи.…
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980