Термин «габарит» в том понимании, как его применяют при эксплуатации железной дороги, можно определить как размеры подвижного состава и железнодорожных обустройств, обеспечивающие наличие достаточного зазора между подвижным составом и строениями или между подвижными составами, следующими по смежным путям. Это основное условие, определяющее для управления тяги размеры локомотивов и вагонов, а для управления пути — пределы приближения строений к пути. Это также крайне важное условие для управления эксплуатации, ограничивающее пропуск грузов, превосходящих габаритные размеры.

Общепринятая железнодорожными компаниями США минимальная величина приближения строений по вертикали для главных путей составляет 6 705 мм над головкой рельса. Изменение этого размера в пределах от 5 639 до 6 705 мм допускается только при условии установки предупредительных сигналов перед мостами с каждой стороны и на достаточно большом расстоянии, чтобы своевременно предупредить поездную прислугу и обеспечить им необходимую безопасность. Приближение строений по вертикали ближе чем на 5 639 мм на главных и 4 724 мм на станционных путях не допускается.

В длинных тоннелях особенно недопустимо применение низкого вертикального габарита, так как после прохода каждого поезда в тупике образуется большое скопление дыма и газа. Имеется много примеров, когда тоннели, построенные ранее, с высотой свода над головкой рельса 5 791 мм перестроены в настоящее время на высоту 7 010 и 7 315 мм, чтобы избежать подобных условий.

Промеры габарита.

Для получения данных о габарите обычно производят точное измерение расстояний от оси пути до ближайшей точки намеченного объекта и от верха головки рельса до частей строений, расположенных над путем. Горизонтальные промеры производят для определения допустимого выноса вагонов в кривых и их наклона вследствие возвышения наружного рельса.

Некоторые железные дороги для габаритных промеров применяют специальные вагоны, оборудованные механическими приборами для измерения радиуса кривой и возвышения наружного рельса, так что расчет исправления этих величин можно делать непосредственно в поле. Результаты измерений габарита, произведенных на каком-либо участке пути, после тщательной проверки наносят на график и ближайшие к пути точки соединяют ломаной линией для составления графика приближения строений на участке. Из отдельных участковых графиков составляют график габаритов для всех путей, расположенных в пределах эксплуатационного участка. Сравнивая график приближения строений с габаритом подвижного состава или с габаритом подлежащего перевозке груза, можно установить, какие постоянные или временные изменения необходимо внести в расположение зданий или как изменить нагрузку вагона с тем, чтобы обеспечить пропуск груза по путям участка.

Предельный столбик между двумя пересекающимися путями устанавливается в точке, где обеспечивается установленная ширина междупутья. Для горизонтально уложенных путей эта точка совпадает с местом установки предельного столбика позади стрелочного перевода, но в случае возвышения рельса на соединительной кривой эта точка переносится в место перехода возвышения к горизонтальному положению рельса.

Габариты приближения строений

Габариты приближения строений, рекомендованные AREA: а— для мостов; б—для зданий и пакгаузов; в—для платформ; г —для ворот депо и складов; д—для однопутных тоннелей; е—для двухпутных тоннелей

Публикации на Интернет-сайте

Помощникам-машиниста электропоезда

Положение о локомотивной бригаде ЦДМВ

Положение о локомотивной бригаде Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» устанавливает основные положения организации работы и порядок действий работников локомотивных бригад.
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Высокоскоростные электропоезда ЭВС1 и ЭВС2 «Сапсан»

В представленном учебном пособии авторы Богомолов Никита Юрьевич, Ширяев Алексей Валерьевич, Изварин Михаил Юрьевич поставили перед собой задачу ознакомить российских читателей с основными конструктивными и…
Локомотивная бригада из Белорусии работающая с мечтой

Инструкция по охране туда для локомотивных бригад ЦДМВ. ИОТ РЖД-4100612-ЦДМВ-129-2018

Инструкция по охране труда для локомотивных бригад моторвагонного подвижного состава ОАО "РЖД" разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и других нормативных актов…
Логотип системы RailID

Файлы для загрузки

Обложка технической библиотеки Интернет-сайта

Железнодорожные станции и узлы

Авторы: Э. З. Бройтман Краткое описание: Учебник «Железнодорожные станции и узлы» соответствует программе дисциплины «Станции и узлы». В нем подробно изложены конструкции элементов пути: верхнего строения,…
Остановка поезда на Мамаевом Кургане.

Устройство и работа электровозов переменного тока: Учебник для технических школ

В Советском Союзе к началу 1982 г. электрифицировано свыше 18 тыс. км железных дорог на переменном токе напряжением 25 кВ промышленной частоты. В дальнейшем электрификация…
Электрик

Сопроводительное письмо ЦБТ об утверждении СТО РЖД 15.013 2021

Сопроводительное письмо заместителю генерального директора - главному инженеру ОАО «РЖД» С.А. Кобзеву с просьбой подписать распоряжение «Об утверждении СТО РЖД 15.013-2021 «Система управления охраной труда в…
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980