Железнодорожная станция — раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправлению, скрещению и обгону поездов, по обслуживанию пассажиров, приёму и выдаче грузов, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по расформированию и формированию ж.-д. составов и технические операции с поездами.

Начиная с 30-х гг. на железнодорожных станциях страны осуществляется механизация существующих Сортировочных горок, создаются новые сортировочные станции, реконструируются участковые станции в связи с сооружением вторых путей и введением автоматической блокировки, автоматической локомотивной сигнализации, электрической централизации стрелок и сигналов, а также ведутся работы по дальнейшему увеличению числа и полезной длины станционных путей до 720, 850 и 1050 м.

Реконструкция станций явилась одним из важнейших условий, позволивших железнодорожный транспорту успешно осуществлять сложнейшие перевозки в ходе Великой Отечеств. войны. После войны началось капитальное восстановление железнодорожного транспорта и его развитие на базе новой техники.

Вопросами рационального развития железнодорожных станций рус. инженеры занимались с начала существования железных дорог Большой вклад в науку о станциях внесли П. П. Мельников, И. Ф. Рерберг, А. Н. Горчаков, Ф. А. Галицынский, А, Н. Фролов, Л. Д. Карейша, в трудах которых был разработан ряд положений о сооружении и развитии станций: первые технического условия проектирования станций, правила расположении путей и зданий, рекомендации по сооружению сквозных путей и их специализации, организация параллельных маршрутов, вопросы пропускной способности станций, расчёт путей, стрелочных переводов и т. д. Важную роль в развитии науки о станциях сыграли труды В. Н. Образцова, П. В. Бартенева, К, А. Гибшмана, С. В. Земблинова, И. Д. Никитина, С. Г, Писарева,  и др.

Первая классификация железнодорожных станций предложена Мельниковым. На современные отечественных железных дорог в зависимости от объёма и сложности работы и наличия тех или иных технического устройств железнодорожных станций подразделяются на шесть классов. Железнодорожные станции, имеющие большой объём работы и высокий уровень технического оснащения, считаются внеклассными; за ними следуют станции I, II, III, IV и V классов. На железнодорожных станциях сосредоточены основные сооружения ж.-д. хозяйства, обеспечивающие нормальную эксплуатацию железных дорог, правильную организацию пасс, и грузового движения: пасс, устройства (вокзалы, перронные пути), грузовые устройства (склады, навалочные и контейнерные площадки, сортировочные платформы и т. п.), локомотивные депо, вагонные депо, топливные склады и др. На железнодорожных станциях имеются пути и парки путей для приёма, отправления и обработки поездов, спец. устройства для расформирования и формирования составов (вытяжные пути, сортировочные горки).

Путевое развитие станций зависит от их назначения и объёма производимых работ. Для выполнения различных операций по обработке составов и вагонов в распоряжение железнодорожных станций выделяются маневровые тепловозы, электровозы, паровозы и др., погрузочно-разгрузочные средства, необходимые инвентарь и инструмент. Для управления стрелками и сигналами и осуществления контроля за их работой, а также для передачи распоряжений железнодорожных станций оборудуются механическая, электрическое и электронными устройствами сигнализации, централизация, блокировка и связи е применением радиотехнического, телевизионных, звукозаписывающих устройств и др.

Работа железнодорожных станций на отечественных железных дорог регламентируется «Положением о железнодорожной станции», в котором определены задачи и порядок организации работы железнодорожных станций, обязанности, ответственность и права начальника станции, а также порядок содержания станционных устройств, материально-технического обеспечения и финансовой деятельности станций. Работа железнодорожных станций организуется на основе графика движения поездов, плана формирования поездов, наиболее рационального технологического процесса и эффективного использования технических средств. Порядок использования технических средств железнодорожных станций устанавливается техническо-распорядительным актом, который регламентирует безопасный и беспрепятственный приём и отправление поездов и проследование их по станции, а также безопасность внутристанционной маневровой работы. Основным принципы построения технологического процесса работы железнодорожных станций: непрерывность обработки поездов и вагонов и сокращение их простоев в ожидании последующих операций; сокращение времени, затрачиваемого на выполнение каждой операции; макс. параллельность обработки составов; взаимосвязь работников разных специальностей, участвующих в станционных операциях; диспетчерское руководство расформированием-формированием поездов.

Железнодорожные станции специализируются по характеру работы; различают промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские и грузовые станции. Промежуточные станции имеют путевое развитие и устройства для обгона, скрещения и пропуска поездов, погрузки и выгрузки грузов, посадки, высадки и обслуживания пассажиров. Отд. промежуточные станции обслуживают подъездные пути промышленных предприятий Участковые станции предназначены в основные для смены локомотивов и их экипировки, технического обслуживания и коммерческого осмотра составов, расформирования и формирования составов сборных и участковых поездов, технического обслуживания и ремонта вагонов, а также для выполнения пасс, и грузовых операций. Обычно на участковых станциях происходит смена локомотивных бригад. Сортировочные станции служат для массового расформирования грузовых поездов, переработки транзитных и местных вагонопотоков (см. в ст. Организация вагонопотоков ) с разных направлений и формирования поездов, идущих на большие расстояния без переработки на попутных станциях. Кроме того, здесь формируют участковые, сборные и передаточные поезда, направляющиеся на грузовые станции. Для обслуживания пассажиров и выполнения операций с пасс, поездами и составами в больших городах и крупных промышленных центрах сооружаются отдельные, обособленные от грузового движения пассажирские станции, на которых производятся продажа билетов, приём, хранение, выдача багажа и ручной клади и т. д. На пасс. железнодорожных станциях осуществляются и технического операции: приём, отправление, ремонт, санитарная обработка и экипировка пассажирских поездов. При большом объёме операций устраивают спец. техническую станцию. В остальных случаях эти операции по подготовке составов к перевозкам выполняют на путях технического парков при пасс, станциях. Для организации массовой погрузки и выгрузки грузов, а также перегрузки их с одного вида транспорта на другой или с одной ж.-д. колеи на другую в крупных промышленных и населённых пунктах устраивают грузовые станции. В зависимости от назначения и характера выполняемой работы грузовые станции подразделяются на неспециализированные (служащие для погрузки и выгрузки грузов разных видов) и специализированные (для отд. видов грузов), которые сооружаются в районах добычи полезных ископаемых и в крупных городах перед входом в промышленный район для обслуживания крупных комбинатов или непосредственно на предприятиях. Специализированные станции служат для погрузки или выгрузки к.-л. одного груза или родственных грузов, перевозимых в больших объёмах, например, угля, руды, минеральных и строит, материалов. Для перегрузки грузов из вагонов одной ж.-д. колеи в вагоны другой колеи устраивают перегрузочные станции. К числу грузовых относятся также портовые станции.

В международных сообщениях передача грузов от железных дорог одного государства на железных дорогах другого государства осуществляется через пограничные станции, которые располагаются обычно в несколько км от гос. границы в глубь каждого государства. Эти Железнодорожные станции могут быть специализированы для работы по экспорту или по импорту либо совмещать эти операции. Если в пограничном пункте сходятся железные дороги разной колеи, производится перегрузка из вагонов одной колеи в вагоны др. колеи или перестановка вагонов с тележек и колёсных пар одной колеи на тележки другой колеи, что устраняет необходимость перегрузки грузов или пересадки пассажиров. На пограничных станциях имеются спец. пути и устройства для таможенного досмотра и перегрузочных операций.

Совокупность станций, подходов к ним, соединит, и др. ветвей наз. железнодорожным узлом. Станции крупных железнодорожных узлов специализируются по характеру работы: сортировочные, пасс, и грузовые. Такая организация работы позволяет ускорить оборот вагонов и улучшить использование технических средств. Все станции, входящие в состав узла, сохраняя адм. самостоятельность, в своей работе тесно взаимосвязаны и имеют единое руководство, осуществляемое обычно отделением дороги. Технологические процессы работы каждой станции, входящей в железнодорожный узел, составляются с учётом связи её работы с работой др. станции узла и особенностей, вытекающих из взаимного расположения станций в узле, их специализации, организации внутриузловой передачи вагонов и др. условий.

Работой железнодорожных станций руководит начальник станции, который несёт ответственность за выполнение возложенных на станцию задач, организует её работу на основе наиболее рационального технологического процесса с целью наилучшего обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, контролирует правильное использование технических средств и рабочей силы; обеспечивает соблюдение правил техники безопасности и охраны труда. На сортировочных, пасс, и крупных грузовых станциях применяется диспетчерское руководство станционной работой. Станционный (маневровый) диспетчер осуществляет руководство всей оперативной работой станции. На станциях с большим объёмом грузовых операций кроме маневрового диспетчера есть диспетчер по грузовой работе, который оперативно руководит местной работой: подачей вагонов к пунктам грузовых операций и уборкой от этих пунктов, обеспечивает выполнение плана погрузки и выгрузки, сокращение простоя местных вагонов. Непосредственное руководство приёмом, отправлением и пропуском поездов, маневровыми передвижениями из одного маневрового р-на в другой, а также выездом на главные пути осуществляет дежурный по станции, который руководит всей оперативной работой на тех станциях, где нет станционного диспетчера. Организация управления оперативной работой современные крупной станции требует широкого применения различных видов связи. Система связи на каждой станции определяется особенностями её путевого развития, технического оснащения и схемой управления

Публикации на Интернет-сайте

Остановка поезда на Мамаевом Кургане.

Распоряжение ОАО РЖД от 27.02.2015 N 554р

Данный порядок устанавливает регламент действий причастных работников при вынужденной остановке поезда на перегоне с последующим затребованием вспомогательного локомотива.
Ведомость учета дизельного топлива и электроэнергии на локомотивах и МВПС

Инструктивные указания по заполнению учетной формы ТХУ-3

Ведомость учета дизельного топлива и электроэнергии на локомотивах и МВПС формы ТХУ-3 является первичным документом учета технических операций на локомотивах и МВПС (далее - ТПС),…
Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Электропоезд ЭР-200

Гуткин Лев Владимирович, Дымант Юрий Наумович. Иванов Игорь Алексеевич. Электропоезд ЭР200.- М.: Транспорт, 1981г., 192 с. В книге приведены основные технические данные электропоезда ЭР200, описаны конструктивные…
Логотип системы RailID

Файлы для загрузки

Электропоезд ЭР2К и ЭШ2

Типовая инструкция о порядке обслуживания и организации пропуска скоростных электропоездов

Типовая инструкция о порядке обслуживания и организации пропуска скоростных электропоездов устанавливает основные положения по эксплуатации скоростных электропоездов «Ласточка» и «ЭШ2» всех модификаций на инфраструктуре ОАО…
Фотографии к справочнику по тормозам

Эксплуатация автотормозов, устройств АЛСН и радиосвязи

Осмотр, обслуживание и проверка тормозного оборудования при ТО-1 локомотивов и моторвагонного подвижного состава (МВПС) выполняются силами локомотивной бригады во время их приемки, эксплуатации и сдачи.…
Тепловозы в ТЧЭ-2

Порядок организации работы командированных локомотивных бригад

Порядок устанавливает требования по организации и соблюдению режима труда и отдыха локомотивных бригад в период командирования, которое производится с целью повышения эффективности управления трудовыми ресурсами…
Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980